Формирование цены предоставляемого туристского продукта




 

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими ценообразование в туризме, являются:

♦ Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 г. № 255;

♦ Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 19.05.1999 г. № 285 (с изменениями);

♦ Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» от 02.06.2006 г.

♦ Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования определения состава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли» от 09.06.2006 № 380;

♦ Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» от 15.06.2006 г. № 398;

♦ Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» от 22.04.1999 г. № 43 (с изменениями);

♦ Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов отпускных цен (тарифов)» от 18.06.1999 г. № 944 (с изменениями);

♦ Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)» от 19.09.2000 г. № 184 (с изменениями);

♦ свод законов и методических указаний по налогообложению;

♦ контракты, договоры, агентские соглашения с партнерами, перевозчиками, предприятиями средств размещения, страховыми компаниями, посольствами и другими участниками процесса производства и реализации туристского продукта (услуги).

В туризме работают свободные цены, устанавливаемые производителями по согласованию с потребителями продукции (товаров, услуг) и применяемые при расчетах с ними[18, с. 341].

Свободные цены на продукцию (товары, услуги) формируются с учетом себестоимости их производства, прибыли, всех видов налогов, уплачиваемых из себестоимости, выручки и прибыли, обязательных неналоговых платежей, установленных законодательством, а также исходя из качества потребительских свойств товара (услуги) и конъюнктуры рынка.

Процесс формирования цены происходит в два этапа:

1) внесение в приказ об учетной политике туристского предприятия вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, особенностей состава затрат, метода распределения общехозяйственных расходов, уровня рентабельности, системы применяемых скидок и др.;

2) расчет нормы накладных расходов, включаемых в себестоимость; определение стоимости 1 часа услуг специалистов (организатор, экскурсовод, руководитель группы); расчет нормы времени на организацию и оказание туристской услуги. Все нормы времени определяются комиссией, созданной на предприятии.

Приступая к расчету, будем исходить из того, что турфирма имеет надежного зарубежного партнера, все договоренности с ним закреплены контрактом — юридическим документом, охватывающим практически все стороны предстоящей совместной работы. Турфирмы, как правило, стараются заключить контракт с крупными туроператорами, имеющими солидный имидж и широкий выбор предложения к сотрудничеству, туры которых хорошо отработаны, а комиссионные, предлагаемые ими, достигают 10—12 % от стоимости каждого проданного тура.

Приведем существенные условия контракта.

1. Порядок бронирования мест и туристского обслуживания.

Первой обязательной составляющей турпакета является размещение. Уровень комфортности определяется по системе звезд и отражается в цене. Некоторые гостиницы, предоставляют дополнительные удобства (например, вид из номера на море и т.д.), которые по желанию туриста должны быть включены в стоимость обслуживания.

При согласовании конкретной программы обслуживания с партнером должна быть четко определена продолжительность пребывания (например, 10 дней 9 ночей).

Второй составляющей пакета является заказное питание. Стандартные условия;

♦ завтрак;

♦ полупансион — 2-разовое питание (завтрак + обед или завтрак + ужин);

♦ полный пансион — 3-разовое питание (завтрак, обед, ужин).

Формы обслуживания;

♦ «шведский стол» — свободный выбор блюд, самообслуживание;

♦ «табльдот» — по единому меню, как правило, групповое обслуживание;

♦ «а ля карт» — свободный выбор блюд по меню.

В зависимости от условий и формы обслуживания варьируется стоимость питания, включаемого в цену пакета.

Третий элемент турпакета — трансфер — предусматривается принимающей стороной при встречах и проводах в аэропорту, железнодорожном вокзале. Его стоимость зависит от расстояния и классности вида транспорта.

Четвертый элемент турпакета — экскурсионные программы. Они могут включаться в турпакет в полном объеме, частично или вообще не включаться. Экскурсии резко удорожают тур, поэтому клиенту следует предоставить весь перечень предлагаемых программ на выбор вне цены тура.

При заказе обслуживания у зарубежного партнера или у туроператора возможен заказ тура:

♦ по каталогу;

♦ по объявленным программам и офертам;

♦ с индивидуальным набором услуг (как для туриста-индивидуала, так и для отдельной группы) — выпуск собственной путевки.

2. Условия приема, размещения и обслуживания.

В контракте оговариваются общие принципы формирования цены, т.е. что именно входит в цену обслуживания, скидки и надбавки на сезон/несезон, будние и праздничные дни, на детей, школьников, студентов, количество бесплатных мест на группу и др.

Цена обычно указывается за туродень (по количеству ночевок) из расчета на одного человека. Конкретные цены на туры и обслуживание указываются в приложении и согласовываются в текущей переписке.

Общая тенденция в туризме — формировать минимальную стоимость стандартного пакета, а все возможное вносить в дополнительно оплачиваемые услуги. Практика показывает, что турист, экономящий деньги при покупке стандартного тура, на отдыхе тратит значительно большие суммы[19, с. 58].

Цена турпакета, предложенная партнером, является составной частью цены тура, рассчитываемой туристской фирмой. Именно этот вариант мы возьмем за основу при расчетах.

На практике существуют другие варианты. Один из них — объявление партнером цены обслуживания группы в 25 человек. Для партнера выгодно, турфирме, как правило, — нет. Недобор числа участников влечет прямые финансовые затраты.

Структура цены турпродукта выглядит следующим образом:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда;

3) налоги;

4) амортизационные отчисления (отчисления части стоимости основных фондов для возмещения их износа);

5) прочие расходы, в том числе аренда офиса, административно-управленческие расходы;

6) прибыль;

7) обязательные налоговые платежи;

8)цена турпакета партнера

Итого: отпускная цена.

Рассмотрим структуру цены по элементам.

1. Материальные затраты турфирмы зависят от конкретной программы тура. В нее могут входить:

♦ стоимость переезда:

- самолетом. Вытекает из договора. Стоимость перелета является важной составной частью продажной цены и занимает в ней наибольший удельный вес. Турфирмы пытаются выторговывать скидки по тарифам. В этих случаях используются блок-чартер (выделение определенного количества мест на рейсовом самолете по льготным ценам, но без права их аннуляции) и более выгодный — авиачартер (аренда туроператором самолета выбранной авиакомпании для выполнения необходимого количества рейсов по согласованным маршрутам, датам, дням). Цена авиачартера зависит от арендной цены самолета (рейса), количества выполненных рейсов, степени загрузки самолета.

Авиакомпании в соответствии с международными соглашениями предоставляют туристам различные скидки на тарифы. Их размер зависит от направления перевозки, продолжительности путешествия, количества туристов. Скидки могут достигать до 40 % тарифа.

Конкуренция между авиакомпаниями также способствует предоставлению туристам и турфирмам различных видов льготных тарифов.

- железной дорогой. Оговаривается в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока выкупа билетов, количества туристов, сезона;

- автотранспортом (автобусом) — цена зависит от двух моментов. Если автобус арендованный, цена оговаривается в договоре. При заключении договора рассчитывается выгодность/невыгодность включения в аренду полной стоимости заправки автобуса и командировочных расходов водителей. Если автобус собственный, в цену включаются расчетная стоимость эксплуатации автобуса с учетом амортизации;

♦ трансфер. Цена оговорена в договоре или расчетная стоимость собственного транспорта;

♦ затраты, связанные с оформлением документов для выезда туристов за границу (госпошлина, страховка, ваучер, экологический сбор и др.). Они включаются в цену на основании договоров;

♦ экскурсионное обслуживание. Цена оговаривается в контракте;

♦ питание. Цена оговаривается в контракте.

2. Расходы на оплату труда. По данной статье отражается часть суммы заработной платы работников производственного персонала, т.е. специалистов, занимающихся разработкой и реализацией туристского продукта, а также другие выплаты, относимые в соответствии с Инструкцией по составу затрат на себестоимость.

3. Налоги включают суммы обязательных отчислений, производимых от суммы затрат по статье «Расходы на оплату труда». Перечень и ставки налогов утверждаются законодательно.

4. Амортизационные отчисления. Амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление, утвержденным правительством и предприятием.

5. Прочие затраты состоят из сумм, предоставленных на оплату счетами, утвержденных ставок и норм расходов по видам операций; административно-управленческих расходов; арендных платежей, оговоренных договором.

Статьи затрат, включающие элементы 1—5, составляют себестоимость туристского продукта.

6. Прибыль, закладываемая в цену туристского продукта. Эта статья — основной источник дохода турфирмы. Здесь должны учитываться и инфляционные процессы, чреватые потерями, и комиссионные турагенту или турпосреднику. Уровень прибыли автоматически регулируется рынком: слишком высокая цена тура, несмотря на все достоинства программ, делает его невостребованным.

7. Налоги, сборы и отчисления в бюджет, внебюджетные фонды. Туристские фирмы в обязательном порядке производят отчисления налогов по перечню и ставкам, утверждаемым законодательством (НДС и др.).

Таким образом, сумма затрат предприятия и услуг сторонних организаций составит общую цену услуги.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов отпускных цен (тарифов)" от 18.06.1999 г. № 944 цены на внутренний туризм необходимо зарегистрировать. Согласно Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь "О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)" от 19.09.2000 г. № 184 цены на выездной туризм регистрации не подлежат.

8. Цена турпакета партнера. Это конкретная цена, оговоренная контрактом и уточненная протоколом согласования, перепиской.

Часть затрат в перечисленных статьях имеет валютное выражение, другая часть представлена в рублевом выражении. Инфляция стимулирует повышение цены и финансовые риски.

Отпускная цена на туристский продукт (услугу) должна быть экономически обоснована, что подразумевает калькулирование себестоимости и ее формирование с учетом действующих нормативных правовых актов.

Законодателем предусмотрены меры экономической ответственности за нарушения в сфере ценообразования (закон "О ценообразовании", указы Президента № 40, 285, Кодекс об административных правонарушениях, постановления Совета Министров РБ № 51, 209, 405, 478, 852, 1091 и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: