1.Игра "Правильно - неправильно". Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
2. Игра "Слушай и выбирай".
Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т.д. Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.
Игра «Похожие слова».
Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:
Ком бак сук ветка каток горка
Дом рак лук клетка платок корка
Сом мак жук пятка листок норка
4.Игра "Доскажи словечко".
Логопед читает стихи, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь).
На ветке не птичка – Зверек-невеличка. Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка).
Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки... (пью).
|
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин … (дом).
5. Игра «Исправь ошибки». Логопед предлагает детям найти ошибки в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их.
“Буква заблудилась”
Неизвестно, что случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей - то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла Буква - озорница, Очень странные дела Начали твориться...
Посмотрите - ка, ребятки, Раки выросли на грядке! На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. (А. Шибаев)
Можно использовать двустишия со словами - паронимами.
В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.
Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.
Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.
На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.
В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
4 этап. Дифференциация слогов.
1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.
2.Игра «Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.
|
3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Этап. Дифференциация фонем.
На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.
Игра "Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.