Практическая работа № 15
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Учебная цель: совершенствовать умение применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении.
Учебные задачи:
1. Научиться определять существенные признаки простого и сложного предложений.
2. Проводить анализ структуры и семантики простого и сложного предложений.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения
Студент должен:
уметь:
-применять знания по синтаксису в правописании и проведении морфологического анализа в предложении.
- Проводить анализ структуры и семантики простого и сложного предложений.
знать:
- существенные признаки простого и сложного предложений.
-виды сложных предложений.
Задачи практического занятия:
1. Повторить теоретический материал по теме практического занятия
2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебник по русскому языку.
2.Тексты заданий.
3. Тетради для практических работ.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1) Каковы основные характеристики двух единиц синтаксиса: словосочетания и предложения (типы, способы выражения отношений, виды связи)?
2) Какие предложения называются сложными?
3) Какие типы сложных предложений вы знаете?
5) Какие предложения называются сложносочиненными?
6) Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?
|
7) Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? Назовите основные типы придаточных предложений.
8) Какие предложения называются бессоюзными сложными?Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?
Краткое изложение теоретических вопросов
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Основные признаки предложения
Предложение - это единица сообщения, коммуникативная единица, а словосочетание - это единица называния, обозначения. Предложение содержит законченное содержание с соответствующей интонацией, характеризуется наличием категории модальности, тогда как у словосочетания эти признаки отсутствуют.
Виды предложений
По строению | Простые имеют одну грамматическую основу* Сложные имеют две и более грамматических основ | Я иду в кино. (одно подлежащее и одно сказуемое) Наступил вечер, вышла луна. (два подлежащих, два сказуемых) |
По цели высказывания | Повествовательные цель – сообщить Вопросительные цель – задать вопрос Побудительные цель – призвать, побудить | Данил выучил уроки. Данил выучил уроки? Учи уроки! |
По эмоциональной окраске | Восклицательные произносятся с особой интонацией Невосклицательные произносятся спокойным тоном | Какой прекрасный день! День был солнечный. |
По полноте грамматической основы (у простых предложений) | Двусоставные имеют и подлежащее, и сказуемое Односоставные имеют только один главный член | Дело пошло. Вечер. Зимой рано вечереет. |
По наличию второстепенных членов (у простых предложений) | Распространенные имеют второстепенные члены Нераспространенные не имеют второстепенных членов | Даша катается на велосипеде. Даша катается. |
|
Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями сложного предложения.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д. Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания. Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
[ ], [ ].
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
[ ], и [ ].
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
[ ], (что...).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи. Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).
|
Задания для практического занятия
Задание I.
Запишите предложения. Выделите основы предложений. Определите, простое предложение или сложное.
1. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.
3. Ночь, и на небе светит огромная луна.
4. Мы отказались от помощи и все сделали сами.
5. В парке росли цветы, которые еще не распустились.
6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.
7. Я заплакала, и мне стало легче.
8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.
9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.
10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.
2.
Спишите. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.