Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»
Цель: активизировать словарный запас детей, развитие творческого воображения.
Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения - наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза и изображения. Чтобы подвести детей к пониманию этой связи можно использовать различные методы и приемы:
-чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализа образных выражений;
-пересказ знакомого детям текста без опоры на наглядность.
При выполнении этого задания многие дошкольники испытывают затруднения: пересказ бессистемный с пропуском важных фактов. Дети более успешно справляются с опорой на наглядность(иллюстрации). Необходимо подвести дошкольников к выводу- в иллюстрациях отражены основные, события произведения, что помогает понять, запомнить и передать ее содержание. Важен прием сравнения иллюстраций разных художников к одному произведению. Дети видят в данном случае, что одна и та же тема может быть раскрыта в рисунке по-разному.
Работу по совершенствованию изобразительных навыков развитию речи необходимо вести и на занятиях, и в свободное время. Проводя подобные занятия, стало очевидно, что детям гораздо легче передавать эмоциональное состояние литературного персонажа словесно, нежели в рисунке. Необходимо подвести дошкольников к пониманию того, что изображать необходимо мимику, отношения между персонажами, изображение движений. Данную работу необходимо строить следующим образом -читать произведение и показывать иллюстрации к нему. Дети соотносят события, описываемые в тексте, с передачей движений персонажей.
В последующем необходимо предложить детям определить характер движения только по рисунку без опоры на текст. Подчеркнуть, что взаимосвязь жестов, мимики помогает определить характер и настроение.
Необходимо так же использовать дидактические игры и упражнения по подбору синонимов(«Подбери слово», «Скажи по-другому» и др.)
|
Одним из эффективных средств в данной работе является возможность сопоставить литературный образ с образцом декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании дымковской барыни используется стихотворение:
Ах, как чудо хороша
Эта девица-душа!
Сидит кокошник горделиво
Удивительно красиво
Щечки ярко так горят
А как хорош ее наряд!
Помимо работы над лексикой, необходимо развивать у дошкольников способность чувствовать структурное место конкретного слова в предложении, интонационную выразительность речи, это является необходимым условием воспроизведения связного высказывания, передачи в нем собственного отношения к описываемым событиям. Очень важное место отводится составление рассказов по картине.
Пример плана изобразительной деятельности детей:
1.Рассматривание иллюстрации, или картины;
2.Беседа по вопросам - «Что изображено, как изображено, видели ли вы такое?»;
3.чтение стихотворения, или потешки;
4.составление описательного рассказа по картине;
5.сюжетное рисование.
На занятиях рисования, прослушав литературный отрывок - сначала сюжетный, затем описательный. Дети создают изображение без использования наглядных средств.
Каждый ребенок выбирает один из эпизодов, изображает на отдельном листе. Если затем сложить рисунки по сюжету, дети последовательно рассказывают об изображенными им эпизоде, используя свои и литературные слова. Необходимо так же всем детям предлогать анализировать качество не только рисунка. Но и рассказа. После того, как все рисунки оформлены, необходимо оформить их в виде книжек, записывает рассказы к каждому из рисунков.
Необходимо составлять коллективные рассказы, с использованием средств выразительности. В ходе выполнения таких заданий дошкольникам предоставляется полная свобода творчества.
|
Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности
Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить.
Во время продуктивной деятельности задействовано несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что оказывает положительное влияние на развитие речи.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а это также способствует речевой активности.
Известно, что мелкая моторика и речь очень сильно взаимосвязаны. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, хорошо использовать пальчиковую гимнастику. Развивая мелкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно и речи в целом.