Родовые методы культурно-досуговой деятельности




 

В каждой науке ее структурные элементы рассматриваются с точки зрения рода, вида, типа, формы деятельности. По своему строению методика культурно-досуговой деятельности представляет целостную систему знаний, которую характеризуют: логическая зависимость одних элементов от других, целей и задач; содержания и формы; средств и методов; методического обеспечения процесса, знания аудитории, актива и т.д. Вэтой цепи методы занимают центральное место, ибо они обеспечивают создание формы, соответствующей содержанию.

Поэтому профессиональное мастерство специалиста - менеджера-постановщика культурно-досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессиональное мастерство специалиста культурно-досуговой деятельности проявляется в том, что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, приемлемые способы ее включения в процесс культурно-досуговой деятельности, удовлетворяющей духовные потребности на основе интереса. Сделать это в культурно-досуговой деятельности помогают универсальные, природные для разных организационно-педагогических условий методы, представляющие собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Поскольку у каждой личности свои мотивы посещения учреждений культуры, то этот компонент изучался с привлечением методов из других наук: социологии, психологии, педагогики. Отсюда, специфичен механизм действия прямых и обратных связей между посетителем, специалистом и активом. Но в условиях свободного выбора вида деятельности и формы проведения досуга следует учитывать не только психологические особенности личности, проявляющиеся в познавательной, творческой и коммерческой видах деятельности, но и культурологические. Поэтому здесь необходимо использование сущностных методов в культурно-досуговой деятельности, вытекающих из ее природы.

Теоретическому обоснованию ведущего творческого метода всегда придавалось большое значение. Основой каждого родового метода культурно-досуговой деятельности послужили изученные на практике законы органической природы учреждения культуры. Достоинство каждого из них в том, что в них нет ничего придуманного, не проверенного многолетней практикой. Здесь прямая аналогия с открытием творческого метода К.С. Станиславским, названным “системой”. "Система" - принадлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и физической. Мы родились с этой способностью к творчеству, с этой "системой" внутри себя. Творчество - наша естественная потребность, и, казалось бы, иначе, как правило, по "системе", мы не должны бы были уметь творить. Но, к удивлению, выходя на сцену, мы теряем то, что дано природой. Законы искусства - законы природы... "Система" их восстанавливает, приводит человеческую природу к норме[2].

Родовые методы культурно-досуговой деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы "внешней", так и "внутренней" культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно-досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально- педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно-досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Как отмечалось, конструкция культурно-досуговой программы начинает формироваться с драматургического замысла. Поэтому первым родовым методом методики культурно-досуговой деятельности справедливо называют монтаж. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария. В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соединить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации материала.

Художественный монтаж, во-первых, выражает мысль художника (драматурга), его идею, его видение мира; во-вторых, является творческим методом, что, в свою очередь, требует художественной подготовки специалистов; в-третьих, необходим определенный уровень гражданственности, жизненного опыта. Без овладения методикой монтажа невозможно обеспечить художественность культурно-досуговой программы. Менеджер-постановщик (сценарист), моделируя свою творческую программу, использует законы монтажа: музыкальной драматургии; кино-фото-видеоматериалов; литературных, документальных материалов; фрагментов из сценических постановок.

Монтаж бывает конструктивным и ассоциативным. В каждом виде монтажа существует много приемов. Наиболее распространенные из них: контрастности, параллелизма, стыка, уподобления, одновременности, лейтмотива, сопоставления, аналогии, метафоры, гиперболы, сатиры; хронологический прием исторических событий.

Огромное влияние на развитие метода монтажа оказало наследие В. Яхонтова, который был не только актером, но и одним из крупнейших, талантливейших чтецов. Он первым обосновал и широко использовал принцип контрастного построения программы: чередование стихов и прозы, стихов и документа.

Метод монтажа позволяет сопоставить противоположности и контраст, где и рождается ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и ритмическая контрастность. "Именно резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству красок и соединяют в новое цельное произведение, где грани каждого элемента сверкают, несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу”[3].

В настоящее время художественный процесс в учреждениях культуры приобретает "многомерную конфигурацию", особую сложность, неоднозначность и противоречивость многих его тенденций, значительный "поисковый разброс", затрудняющий видение общей перспективы развития. Метод монтажа пронизывает всю деятельность учреждений культуры, органично соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

Художественность, которая появляется в культурно-досуговой программе в виде образной совокупности элементов различных видов искусства (музыки, поэзии, прозы кинофильма и т.п.), вносимых методами монтажа, позволяет художественно “насытить” содержание и форму, соподчинив все используемые выразительные средства.

Если метод монтажа является родовым и видовым для драматургии культурно-досуговых программ, то методы иллюстрирования, театрализации и игры являются родовыми и видовыми для режиссуры.

Методы иллюстрирования, театрализации и игры, соединяют стихи, песни, фрагмент из кинофильмов, факты, документы в соответствии с темой и творческим замыслом постановщиков. Во всех случаях важно определить с позиции философской категории “меры” количество и порядок использования различных художественно-выразительных средств, составляющих конструкцию культурно- досуговой программы.

Выбор режиссером-постановщиком метода иллюстрирования, театрализации или игры зависит от правильно найденного соотношения между содержанием и формой культурно-досуговой программы.

Иллюстрирование, театрализация и игра как способы реализации режиссером драматургической организации материала имеют различную природу и специфические особенности. Однако они едины в своем предназначении - добиться достижения цели, а также активизировать аудиторию, создать необходимые условия для включения и поддержания внимания у каждого из присутствующих.

А теперь остановимся поподробнее на каждом из методов. Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально-выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно-развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно-досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер-постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно-просветительных программ, а в художественно- публицистических и культурно-развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно-досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фотостендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно-популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно-просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое "сквозное действие", которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно-досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно-досуговой программы в бифункциональную утилитарно-художественную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная, а художественный смысл и эстетическое наслаждение “прикладываются” здесь... к этой внеэстетической, жизненно-практической, коммуникативной функции”[4]. Именно благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности театрализация и выступает одновременно как социальная художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Метод театрализации наиболее органичен художественно-публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

И, наконец, следующийродовой метод культурно-досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод, и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для культурно-досуговой деятельности важно то, что игра наполняется сюжетным содержанием, принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных качеств, придает игре особый характер, игра становится искусством.

Потребность личности в игровом поведении, способность "входить в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности, поскольку игровое поведение личности обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. Это значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.

Для понимания сущности потенциала игровой культуры личности, возможности проявления этого потенциала в условиях культурно-досуговой программы необходимо обратить внимание на выделенность, особенность игровой культуры в общем потоке человеческой жизнедеятельности.

Поэтому, игровая культура личности проявляется в наличии собственного социокультурного потенциала, основу которого составляют творчески преобразующие умения личности: владеть творческой инициативой; принимать нестандартные игровые решения; эмоционально-волевого саморегулирования.

В культурно-досуговой программе ориентированность на игровую культуру личности означает наличие у участника игры определенных умений и способностей, где перечисленные умения и способности представляются как одно целое. В условиях культурно-досуговой программы важное значение приобретает игровое самосознание, то есть придание игре творчески-преобразующего характера. Способность человека распространить свое сознание на будущее - есть игра, фантазия, творчество. Три эти понятия неразрывно переплетаются друг с другом, когда идет речь об игровой деятельности человека.

Метод игры в культурно-досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество; обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Для того, чтобы игра прошла успешно, следует неукоснительно соблюдать следующие правила: никогда не подсмеивайтесь над неудачными действиями игроков или, что еще хуже, какими-то их недостатками; не сокрушайтесь по поводу чьего-либо проигрыша, руководствуясь принципом "важна не победа, а участие"; надо стремиться корректно вывести человека из игры, если он мешает, ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не по тому руслу; наличие ведущего, который отмечает реакцию участников игры, сопровождая комментариями, шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил. При этом ведущему нельзя забывать, что в игре участвуют не все, и чтобы остальным не стало скучно, необходимо постоянно освещать для них ход игры, не затягивать игровое действие.

В принципе, каждое игровое театрализованное действие отличают эмоциональная реакция, активный отклик на событие, дающие человеку возможность персонификации. Каждая игровая ситуация ставит личность в положение участника, а не зрителя театрализованного действия.

Задача режиссера-постановщика состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу в прошлом.

Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется в форму культурно-досуговой деятельности, или, точнее, игровые программы. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр. Когда они несложны структурно, с ограниченным количеством возможных исполнителей, то они позволяют в наибольшей мере строить ход действия в импровизационном плане. Степень подготовки таких программ значительно проще других.

Существуют комплексные игровые программы, где игры используются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что содействует межличностному общению, вовлечению участников в происходящее действие, снижению усталости.

К комплексным формам относится коллективная театрализованная игра, которая может подниматься до уровня искусства, потому что в ней сочетаются, с одной стороны, выполнение правил внутреннего самоограничения, самоопределения, а с другой стороны, создание художественного произведения, эстетически воздействующего как на играющих, так и на зрителей.

Опираясь на импровизационно-творческий характер игрового действия, надо рассматривать его как одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, как возможный путь обучения типам поведения, воспитания культуры, эмоций. Именно поэтому игровое действие не может носить беспочвенный характер, а обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной ситуативной общности.

И наконец, сюжетно-тематические игровые программы, где игры выступают ведущим выразительным средством, подчиняя себе все остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объединено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает стройность, законченность.

Значит, игра это:

- возможность применения многообразных средств интеллектуально-эмоционального воздействия, способных одновременно увлечь большое количество людей;

- адекватное использование социально-психологических механизмов воздействия на аудиторию и восприятия ею содержания;

- конкретизация культурно-досуговой деятельности, использующей реальный и художественные образы, позволяющей многократно усиливать эмоциональное воздействие;

- влияние способов, форм, механизмов обратного воздействия через характер мотивации практической деятельности человека.

Технология проведения игры следующая: отбор участников, формирование команд; завязка - изложение правил игры; основное действие - побуждение, стимул к игре; управление игровым действием; вовлечение играющих участников в игру; организация игрового финала. Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чествование победителей игры.

Выбор игры для конкретной формы культурно-досуговой деятельности зависит от цели, возрастных особенностей участников игры, количества участников, условий проведения игры, места проведения игры, наличия игрового инвентаря.

Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным: название игры, цель игры, роли и место расположения играющих, ход игры, правила. Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать игровые персонажи.

Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наиболее интересный прием, с педагогической точки зрения, - выдвижение водящего коллективом играющих.

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение, поэтому организаторам необходимо продумать характер объявления результатов игры. В настоящее время все большей популярностью пользуются те формы культурно-досуговой деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях, содержащих синтез забав, игр, обрядов и церемоний с современными спортивно-техническими видами спорта.

Основные этапы организации программы на фольклорно-игровых традициях:

- создание оргкомитета конкурса, куда могут войти представители государственных, общественных организаций и неформальных объединений; оргкомитет разрабатывает основные положения программы, в которые входят: цели и задачи, состав участников, время и место проведения, ответственные за финансирование и решение оргвопросов; основные этапы программы, требования к командам- участникам; состав жюри, система оценок этапов конкурса; порядок награждения победителей;

- распространение положения о проведении программы;

- предварительный этап: жеребьевка команд участниц конкурса; составление графика предварительных соревнований и конкурсов;

- подготовка программы: место проведения конкурса; ярмарки; игровых аттракционов; медицинского обслуживания; охраны общественного порядка; формирование режиссерско-постановочной группы; составление плана проведения репетиций коллективов художественной самодеятельности.

- проведение программы: встреча команд участниц; открытие; приветствие членов организационного комитета, гостей, участников конкурса; художественное представление (или концертное выступление).

Безусловно, психология зрителя периодически меняется, и та эмоция, которая вызывалась ранее определенными художественными приемами, сегодня теми же приемами сценического искусства вызвана быть не может. Поэтому закономерно, что и выразительные средства, используемые в построении информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ сегодняшнего дня, должны соответствовать всевозрастающим духовным потребностям населения.

Кроме того, специалисту культурно-досуговой деятельности необходимо помнить следующие основополагающие принципы: соответствие идейного содержания форме программы; сочетание логического и эмоционального в моделировании культурно-досуговых программ;комплексное использование художественно-выразительных средств различных видов искусства, в зависимости от характера культурно-досуговой деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое метод монтажа?

2. Что такое метод театрализации?

3. Что такое метод игры?

Рекомендуемая литература:

1. Ворошилов В. Феномен игры. - М.: Сов. Россия, 1982.

2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

3. Жарков А.Д., Кислицкий В.И., Паршин В.Ф., Глеба Д.Ф. Режиссура культурно-развлекательных программ. - М.: МГУК, 1991.

4. Кислицкий В.И. Внесение элемента художественности в сценарий массового мероприятия // Организация и методика художественно-массовой работы. - М.: Просвещение, 1987. - С. 105-114.

5. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988.

 

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1987.

 

 


[1] Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. Т. 1. - С. 224.

[2] Станиславский К.С. Собр. соч.: В 7 Т., т. 3. - С. 304.

[3] Яхонтов В. Театр одного актера. - М., 1936. - С. 125.

[4] Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1972. - С. 318.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: