* Это объективная характеристика бытия;
Это формы субъективных переживаний;
Это порождение абсолютной идеи;
Это абсолютные начала мироздания;
Это формы познания реальности.
85. С трудами какого античного мыслителя связано появление термина “метафизика”?
* Аристотель;
Сократ;
Платон;
Гераклит;
Диоген;
86. Какое из определений развития соответствует диалектической позиции?
* Это движение от менее совершенного к более совершенному;
Это всякое наблюдаемое движение;
Это количественное изменение объекта;
Это возвращение к первоначальному состоянию;
Это уменьшение и увеличение состояний объекта.
87. Определите, какое из суждений верно для философии?
* Истинными и ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли и суждения;
Если мысль материалистическая, то она истинная;
Если мысль истинная, то она материалистическая;
Если мысль идеалистическая, то она ложная;
Если мысль ложная, то она идеалистическая.
88. Какое определение гипотезы как формы научного познания можно считать верным?
* Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах каких-либо явлений, достоверность которых необходимо доказать;
Гипотеза – это всякое предположение;
Гипотеза – это одна из версий объяснения правонарушений;
Гипотеза – вариант объяснения бытия, его видов и форм;
Гипотеза – теорема.
89. Выделите диалектико-материалистическую концепцию взаимоотношения мышления и языка:
* Возникновение мышления невозможно без существования языка;;
Мышление существует независимо от языка;
Мышление возникло до языка
Мышление и язык развивались в разное время;
Язык есть главная основа мышления.
|
90.Что выражает в философии понятие “вторая природа“?
* Созданные человеком в окружающем мире новые предметы и явления;
Существующий параллельно видимому миру невидимый “антимир“;
Возникающие независимо от человека новые виды животных и растений;
Духовный мир, мир идеальных сущностей существующий в сознании человека;
Существующие благодаря человеку новые виды растений и животных.
91. Апория Зенона называется:
* Летящая стрела;
Стрела в полете;
Стрела времени;
Стрелы жизни;
Стрела не летит.
92.Платон создал философскую школу под названием:
* Академия;
Гимназия;
Лицей;
Агора;
Афинские диалектики.
93. “Верую, ибо абсурдно”, — такое философское кредо высказывал в свое время…
* Тертуллиан;
Августин;
Пророк Моисей;
П. Абеляр;
Фома Аквинский.
94. Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы?
* Позитивизм;
Теоцентризм;
Креационизм;
Провиденциализм;
Эсхатология.
95.Одна из основных философских книг Фомы Аквинского:
* Сумма теологии;
Сумма всех сумм;
Сумма в защиту Бога;
Сумма доказательств;
Сумма против дьявола;
96.Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии, называется …:
* Перипатетизм;
Мистицизм;
Гилозоизм;
Материализм;
Идеализм.
97. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды:
* Томаса Мора;
Данте;
Эразма Роттердамского;
Лоренцо Вала;
Петрарки.
98. Начало философии политики в эпоху складывания раннебуржуазных отношений положил:
* Макиавелли;
Мирандола;
|
Кампанелла;
Жан Кальвин;
Мартин Лютер.
99. Рене Декарт — великий:
* Философ и математик;
Философ и биолог;
Социолог и историк;
Философ, лауреат Нобелевской премии;
Философ средневековья.
100. Какие субстанции выделяет Декарт?
* Мыслящую и протяженную.
Бог и ангелы;
Человеческий разум и сознание вообще;
Материю и антиматерию;
Душа и тело;
101.Фр. Бэкон установил, что вред познанию приносят четыре рода “…” (чего?)
*“Идолов”;
“Характеров”;
“Объектов”;
“Законов”;
“Идеологий”;
102.Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:
* Объективный.
Диалектический;
Последовательный;
Непоследовательный;
Субъективный;
103. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
* Субъективный;
Объективный;
Диалектический;
Последовательный;
Непоследовательный.
104. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает:
* Дуализм;
Скептицизм;
Релятивизм;
Монизм;
Агностицизм.
105.Мир принципиально не познаваем, утверждает:
* Агностицизм;
Эмпиризм;
Субъективизм;
Рационализм;
Солипсизм.
106.Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает;
* Сенсуализм;
Редукционизм;
Релятивизм;
Феноменологизм;
Иррационализм.
107. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:
* Рационализм;
Иррационализм;
Сенсуализм;
Редукционизм;
Релятивизм.
108. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:
|
* Мировоззренческая;
Методологическая;
Прогностическая;
Аксиологическая;
Социальная.
109.Функция философии, подвергающая все сомнению:
* Критическая;
Мировоззренческая;
Методологическая;
Прогностическая;
Аксиологическая.
110.Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:
* Аксиологическая;
Мировоззренческая;
Методологическая;
Прогностическая;
Критическая.
111. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:
* Брахман;
Атман;
Дхарма;
Карма;
Прана.
112. Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это:
* Атман;
Дхарма;
Брахман;
Карма;
Прана.
113. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это:
* Сансара;
Дхарма;
Брахман;
Карма;
Чарвака..
114. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это:
* Карма;
Сансара;
Мокша;
Дхарма;
Чарвака..
115. Цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бесконечных перевоплощений в индийской философии:
* Мокша;
Сансара;
Дхарма;
Карма;
Чарвака..
116.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
* Янь;
Инь;
Жэнь;
Дао;
Сяо.
117. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
* Инь;
Янь;
Жэнь;
Дао;
Сяо.
118. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие:
* Жэнь;
Янь;
Инь;
Дао;
Сяо.
119.Первая философская школа Древней Греции:
* Милетская;
Пифагорейская;
Элейская;
Платоновская;
Киническая.
120. Элейский мыслитель - автор знаменитых апорий:
* Зенон;
Ксенофан;
Парменид;
Демокрит;
Диоген.
121. Пифагор утверждал, что:
* Мир есть гармония чисел.
Бытие есть единая неделимая сущность;
Все понятия заключены в самом человеке;
Бытие и небытие неразрывны;
Все состоит из атомов;
122. Основная задача средневековой философии состояла в...
* Защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога;
Выработке методологической базы частных наук;
Построении учения о душе;
Разработке морально-этического кодекса;
Обосновании идеи прекрасного;
123.Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
* Бога;
Человека;
Природы;
Космоса;
Науки.
124.Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии:
* Реализм;
Номинализм;
Догматизм;
Универсализм;
Концептуализм.
125.Пантеизм объединяет и отождествляет:
* Бога и природу;
Бога и человека;
Человека и природу;
Науку и религию;
Философию и религию;
126.Философ, считавший естественным состоянием "войну всех против всех":
* Т. Гоббс.
Д. Бруно;
Д. Дидро;
И. Фихте;
Т. Мор;
127. Форма познавательной деятельности изначально присущая человеческому механизму познания:
* Априорная;
Апостериорная;
Опытная;
Экспериментальная;
Научная.
128. Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии:
* Производственно-экономические;
Политические;
Правовые;
Идеологические;
Межличностные.
129. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в:
* Неопозитивизме;
Экзистенциализме;
Психоанализе;
Постмодернизме;
Интуитивизме.
130.Существующее независимо ни от чего другого:
* Субстанция;
Сознание;
Интенция;
Атрибут;
Модус.
131. "Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его":
* Материя;
Явление;
Мера;
Качество;
Количество.
132. Способ рассмотрения многообразия мира в свете единой основы бытия:
* Монизм;
Дуализм;
Плюрализм;
Прагматизм;
Политеизм.
133.Всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояния:
* Время;
Пространство;
Движение;
Качество;
Количество.
134. Философский тезис, рожденный в эпоху Нового времени:
* Мыслю, следовательно существую;
Верую, чтобы понимать;
Познай себя;
Всё течет;
Верую, потому что абсурдно.
135. Атрибутами материи считаются:
* Движение;
Форма;
Запах;
Вкус;
Цвет.
136. Концепция бытия, признающая два типа реальности:
* Дуализм.
Плюрализм;
Монизм;
Анархизм;
Политеизм;
137. Элементарная форма чувственного познания - это:
* Ощущение;
Восприятие;
Суждение;
Умозаключение;
Гипотеза.
138. Классическое определение истины:
* Соответствие знания действительности;
Опытная подтверждаемость;
Полезность знания;
Свойство самосогласованности знаний;
Степень ложности.
139. Направление в философии, для которого характерно суждение: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах":
* Сенсуализм;
Стоицизм;
Рационализм;
Платонизм;
Объективизм.
140. Метод познания, процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
* Дедукция.
Синтез;
Индукция;
Аналогия;
Абстрагирование;
141. Теория истины, полагающая, что свойством истинности обладает знание, которое полезно и практически применимо:
* Прагматистская;
Корреспондентская;
Конвенциалистская;
Когерентная;
Очевидная.
142. Теория истины, рассматривающая истину как результат условного соглашения:
* Конвенциалистская;
Корреспондентская;
Прагматистская;
Когерентная;
Очевидная.
143. Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами:
* Революция;
Реформа;
Эволюция;
Стагнация;
Перелом.
144. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации - это социальная;
* Стратификация;
Философия;
Динамика;
Статика;
Мобильность.
145. Потребности, выступающие как основные стимулы и источники развития производства:
* Социально-экономические;
Ценностно-телеологические;
Духовно-эстетические;
Технико-технологические;
Культурно-исторические.
146. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования:
* Политическая;
Духовная;
Экономическая;
Производственная;
Социальная.
147.Представитель культурологического подхода в понимании хода истории:
* Данилевский;
Вебер;
Хайдеггер;
Маркс;
Спенсер.
148.Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом:
* Средневековье;
Античность;
Возрождение;
Просвещение;
Новое время.
149. Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности:
* Возрождение;
Античность;
Средневековье;
Просвещение;
Новое время.
150.Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным?
* "Пчелы";
"Паука";
"Муравья";
«Птицы»;
«Рыбы».