Глава I. Предмет и задачи курса.
Сущность, источники и функции исторического знания
История – древняя наука, которой около 2500 лет. Ее основоположником считается Геродот – древнегреческий автор (V в. до н.э.). Он написал книгу, которая так и называлась "История". В древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук. Впоследствии, в классическое и эллинистическое время (V-I вв. до н.э.) Клио стала покровительницей истории.
В эпоху античности историю называли "magistra vitae", что в переводе с латинского означает "наставница жизни". В дословном переводе с греческого термин "история" означает повествование, рассказ о том, что было. Этот термин употребляется также для обозначения любого процесса в природе и обществе.
Термин "история" используется и в качестве названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История – наука, изучающая прошлое и настоящее человеческого общества во всей его конкретности и многообразии.
Исследуя прошлое, историк имеет дело с предметом, который не доступен для наблюдения. Он исследует то, что происходило десятки, сотни, тысячи лет назад. Другими словами, он изучает то, чего сейчас нет. Цель историка – познание того, что было, создание идеальной (мысленной) картины прошлого.
Между исследователем прошлого и самим прошлым есть связующие звенья. Их называют историческими источниками. Исторические источники – это все свидетельства о прошлом, все, что дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Принято выделять семь основных групп исторических источников: письменные; вещественные; этнографические; устные; лингвистические; фотокинодокументы; фонодокументы. Важнейшим видом источников являются письменные. Работая с источниками, исследователь добывает исторические факты. Исторический факт – это реальное событие прошлого.
Основными принципами изучения истории являются объективность и историзм. Объективность предполагает полный и непредвзятый подбор фактов, объективную оценку деятельности отдельных личностей и социальных групп, использование данных различных наук. Историзм требует рассматривать события последовательно, хронологически, как они возникли, какие этапы в своем развитии проходили и чем стали в результате.
Историческое знание выполняет ряд социально значимых функций. Познавательная функция: изучая прошлое человечества, мы интеллектуально развиваемся. Воспитательная функция: знание истории своей страны, ее места во всемирной истории формирует такие важные гражданские качества как патриотизм и интернационализм.
Мировоззренческая функция: история является фундаментом, на котором строится научное знание об обществе. Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем. Взгляды на общество – важная часть мировоззрения. Следовательно, без знания истории невозможно формирование зрелого научного мировоззрения.
Теории исторического развития
Теория – система понятий, логическая схема, объясняющая исторические факты. В ходе развития исторической науки возникали самые разные теории. Все теории исторического процесса можно условно разделить на всемирно – исторические и локально – исторические.
Всемирно-исторические теории рассматривают человечество как нечто целое, обосновывают идею общемирового прогресса.
Примером такой теории является марксистская концепция общественного развития. Здесь исторический процесс представляется как закономерная смена общественно-экономических формаций. Причиной смены формаций является противоречие между уровнем развития производительных сил и господствующими производственными отношениями. Это противоречие разрешается в классовой борьбе, которая и есть движущая сила общественного развития.
Другим примером всемирно-исторической теории является, так называемая, технологическая концепция. При изучении прогресса человечества здесь приоритет отдается технологическому развитию и сопутствующим переменам в обществе. Основными вехами в развитии человечества являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии и т.д. Согласно технологической концепции, история человечества делится на следующие периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный).
Как отдельную всемирно-историческую теорию можно, видимо, рассматривать и либеральную концепцию. Отправной точкой изучения исторического процесса здесь является личность. Развитие личности есть главный критерий исторического прогресса. Развитие личности, в конечном счете, есть рост индивидуальной свободы человека.
В локально-исторических теориях предметом изучения являются локальные цивилизации. Под локальными цивилизациями понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют характерные только для них особенности культурного и социального развития. Такой подход к изучению истории был характерен для русского мыслителя XIX века Н.Я.Данилевского, который насчитывал 13 локальных цивилизаций. Немецкий исследователь начала ХХ века О.Шпенглер выделял 8 цивилизаций, а английский историк ХХ века А.Тойнби лишь 6.
Принято различать три типа цивилизаций: непрогрессивный, циклический и прогрессивный.
К непрогрессивному типу относятся народы, живущие в соответствии с природой (аборигены Австралии, отдельные племена Африки, малочисленные народы Сибири, индейцы Америки). Это реликтовые сообщества. Они вне исторического времени. Для них существует время текущее, мифическое, в котором они живут сами, их боги и души предков. Цель и смысл своего существования эти народы видят в сохранении обычаев и традиций, не нарушающих их единства с природой. У них нет государственности. Во главе общины стоит наследственный или выборный вождь.
Религия в таких обществах языческая[1]. Связь между людьми и силами природы осуществляется через шаманов, колдунов. Один из главных запретов (табу) в таких обществах – запрет на перемены, на обновление, на прогресс. Назначение табу – сохранение равновесия между человеком и природой. Встреча с другими цивилизациями для таких обществ, как правило, имеет трагические последствия: разрушение среды обитания, потеря собственной культуры, неспособность адаптироваться к новым условиям.
Циклический тип (восточный) возникает с зарождением цивилизаций Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай). В таких обществах время часто воспринимается как циклическое, периодически возвращающееся к исходной точке. Как правило, очень велика роль государства. Оно распоряжается собственностью, определяет и вводит идеологию, контролирует все стороны общественной жизни и жизнь отдельно взятой личности. Государственная власть здесь носит деспотический характер.
В восточном обществе отношения между людьми вертикальные т.е. отношения господства и подчинения. Человек полностью зависит от чиновников. Поэтому процветают взятки, продажа должностей, коррупция и др.
Государственная машина в обществах восточного типа обезличена. Решения принимаются анонимно или коллегиально. Личная инициатива жестоко подавляется. Нет открытой борьбы идей, как нет и политических партий. Государственная собственность на средства производства, землю является превалирующей. Отдельный человек может владеть лишь незначительной по размеру собственностью. Перемены в таких обществах происходят медленно.
Циклический тип цивилизации до сих пор имеет место в странах Азии, Африки и Америки. Уровень жизни большей части населения в этих странах остается очень низким. В ХХ веке многие страны восточного типа предпринимают попытки модернизации.
Прогрессивный тип развития (западная цивилизация) зародился в эпоху Античности. В Древней Греции и в Древнем Риме появляется частная собственность на средства производства, развивается товарное производство.
В Древней Греции впервые в истории человечества появляется демократия, как форма правления. Именно демократия дает человеку возможность быть политически и нравственно свободным. Демократия позволяет человеку реализовать свои творческие способности. Античная демократия была ограниченной. Она не распространялась на женщин, рабов и иноземцев. Рабский труд был малоэффективен. Замена свободного труда рабским стала главной причиной упадка и гибели Римской империи.
Западная цивилизация развивалась неравномерно. В период раннего Средневековья (V–X вв.) имело место угасание влияния античности. Религия пронизывала все стороны общественной жизни.
В классический период Средневековья (X–XV вв.) активизируется процесс становления западной цивилизации. Появляются университеты, развиваются ремесло и торговля, зарождается мануфактурное производство, растут города. Великая хартия вольностей, подписанная английским королем Иоанном Безземельным в 1215 году, заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности, дала привилегии рыцарям, горожанам, свободным крестьянам и создала Великий парламент 1265 года, в который кроме знати вошли выборные от населения.
В эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) осваивается опыт античной цивилизации. В середине XV века в Западной Европе зарождается книгопечатание.
В становлении европейской цивилизации важную роль сыграла религиозная Реформация (XVIв.), в результате которой возник протестантизм. Если католицизм вел борьбу с прибылью, ссылаясь на Библию, протестантизм дал санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека.
В эпоху Просвещения (XVIII в.) религиозное сознание сменяется светским мировоззрением.
Основными чертами прогрессивной цивилизации являются:
- частная собственность и рыночные отношения;
- горизонтальные независимые от власти связи между отдельными
людьми и группами людей;
- наличие элементов демократии в политико-правовой сфере;
- идеология индивидуализма, приоритет интересов личности, рационализм.
Различение цивилизаций по типам достаточно условно. Например, Россия не относится ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде. Наша страна расположена между двумя центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. В различные периоды истории влияние Востока и Запада было различным.
Видимо следует признать, что всемирно-исторические и локально-исторические теории не исключают друг друга. Трудно отрицать, что есть самобытные цивилизации. Но верно так же и то, что достижения одной цивилизации становятся достоянием других и возникает преемственность, развитие, формируется человечество как целое. Всемирно-исторические и локально-исторические теории дают нам возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения.