Своеобразие музыкальной культуры





2 «Музыка в храме» Сегодня мы рассмотрим несколько традиций на музыкальное своеобразие основных религий мира Христианство (православие, католичество, протестантизм) Ислам Буддизм


7 Христианство

9 Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляли основу музыкальной традиции православия. На Западе, в католических и протестантских храмах, с конца Средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты, и даже целые оркестры На Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос


Музыка, звучащая в храмах, представлялась божественной, а ее исполнение – ангельским, небесным Знаменский распев В основе древнерусского певческого искусства лежит Знаменский распев («знамя», т.е. «знак») партесное В 18 веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение


2 В 18-19 вв. к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский – «Концерт для хора» А. Гречанинов – «Верую» П. Чесноков – «Херувимская песнь» П. Чайковский – «Литургия св. Иоанна Златоуста» С. Рахманинов – «Всенощное бдение»

13 Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русской культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несет в себе глубокий смысл: она обращена к чувствам, переживаниям, а главное – к мыслям человека.

14 Храмовая музыка Ислама

5 Иной характер носит музыка ислама. Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследство с характерными национальными традициями.

6 Она носит исключительно вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя – муэдзина (от араб. – «призывающий») должен 5 раз в день созывать верующих для молитвы и обращать все их помыслы к Богу.

Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и другие разновидности культовой музыки. Мелодичная декламация священного Корана Мелодичная декламация священного Корана Дикр – вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями Дикр – вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями


8 Храмовая музыка Буддизма

9 Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании. Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведенные драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране совершенного блаженства».

 

21 Художественная культураДревнейГреции
Архитектура
В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы искульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени относится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.
Одной из отличительных черт древнегреческой культуры является храм. Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой - мегароном (мегарон - прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба. С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.

Театр
Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение - сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил (древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии») ввёл второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны. Софокл (древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом) ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. В один день ставили к трагедию, и драму, и комедию. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Скульптура Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов - Мирона, Поликлета, Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Своеобразные художественные произведения возникали в среде аттических скульпторов, вазописцев и зодчих. Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем как в области новых социально-политических образований, так и в отношении художественно-эстетических взглядов на мир.
Литература
Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Первыми письменными памятниками греческой литературы являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых античность считала полулегендарного сказителя Гомера; несомненно, однако, что эти произведения — результат длительного развития бесписьменного эпического творчества, составлявшего одну из разновидностей греческого фольклора. В самих же гомеровских поэмах содержатся указания на существование в Древней Греции различных жанров устного творчества, известных также в фольклоре других народов.

Музыка
Музыка древних греков не дошла до наших дней (отдельные малочисленные фрагменты не дают o ней достаточного представления). В музыкальной практике бытовали многочисленные разновидности инструментов: лира, кифара (древнегреческий струнный щипковый инструмент типа лиры), форминга (древнегреческий струнный щипковый инструмент), кинир и другие. O древнегречеческой музыке рассказывают мифы (об Aполлоне, Oрфее и др.). Профессиональными исполнителями древнегреческих песен o богах и героях были певцы - аэды (состоявшие на службе y царей, и рапсоды. Cреди знаменитых аэдов в др.-греч. эпосе упоминаются Фемий и Демодок. Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, a пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастических и художественных состязаний. Существовали объединения певцов, музыкантов и танцоров (коллегии).
ВЫВОД: Древнегреческая архитектура, художественная культура Древней Греции оказали сильное культурное влияние на искусство и архитектуру позднейших эпох и, в первую очередь, на материальную культуру и зодчество Древнего Рима

 


Художественная культура Древнего Востока

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественная культура Древнего Востока вобрала в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишенную сиюминутности, созданную для бессмертия. Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства, — экономный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию. «Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное — пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, — эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века». Художественный эффект в таком искусстве достигался при незначительном варьировании форм внутри канонической схемы.

 

 

4. Изобразительное искусство народов мира
10. Древнерусская иконопись. 1 Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование ви­зантийским канонам, выработка собственного спосо­ба отражения религиозных представлений. Исключи­тельная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета. Икона — коллективное творчество многих масте­ров. Процесс создания иконы и его основные этапы. НРК Иконы храмов и церквей Кольского Севера  
11. Книжная миниатюра Востока. 1 Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отноше­ние к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры — сложный творче­ский процесс, требующий особых навыков и мастерст­ва. Тончайший и выразительный рисунок, многокра­сочность и яркая насыщенность цвета, изысканная про­стота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок. Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения че­ловека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной мини­атюры — по выбору). Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утон­ченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, вирту­озное мастерство композиций, красота и музыкаль­ность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государ­ства Шейбани-хана. Создание презентации с использованием ИКТ  
12. Скульптура Тропической и Южной Африки. 1 Самобытность культуры народов Африки. Деревян­ная скульптура как воплощение народных представле­ний о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразитель­ность и экспрессивность силуэта, декоративность, мо-нохромность, использование природных материалов. Традиционные маски народов Африки, их символи­ческое значение, отражающее религиозные представ­ления о мире. Использование масок во время традици­онных обрядов и празднеств. Маски, связанные с куль­том животных — покровителей рода или племени. Скульптурные произведения Бенина и города-госу­дарства Ифе (Нигерия). Особенности изображения че­ловека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалисти­ческих черт.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: