Конституционные права российских граждан.
1) Гражданские (личные):
- право на жизнь;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на неприкосновенность личной жизни, неприкосновенность жилища,
2) Политические:
- право на участие в управлении делами государства;
- право на объединения, свобода союзов, партий;
- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;
- право избирать и быть избранным;
- равное право доступа к любым должностям;
- право обращения в государственные органы;
- право на информацию;
3) Экономические:
- право на частную собственность и ее наследование;
- свобода экономической деятельности;
4) Социальные:
- право на труд в нормальных условиях;
- право на отдых; - право на социальное обеспечение;
- право на жилище; - право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на образование;
5) Культурные:
право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступа к культурным ценностям.
Конституционные свободы российских граждан.
свободу передвижения, свободу совести, вероисповедания; свободу мысли и слова; свобода труда, свобода творчества и преподавания
Конституционные обязанности российских граждан.
Конституционные обязанности:
- соблюдать Конституцию и законы РФ;
- платить налоги и сборы;
- сохранять природу и окружающую среду.
- бережно относиться к природным богатствам;
- обязанность получения детьми основного общего образования;
- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
- защищать отечество;
|
- заботиться о детях, их воспитание.
Конституционным статусом охватывается гарантированная Конституцией и государственной властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая их фактическое и юридическое положение в обществе. Соответственно конституционным статусом охватываются: права и свободы человека и гражданина; основные или конституционные обязанности; гарантии прав, свобод и обязанностей. Предпосылкой конституционного статуса граждан РФ является институт гражданства.
Правовой статус — это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.
Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.
Конституционный статус — это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.
Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод
Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы, сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).
|
Правовое положение — это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.
Оно всегда отличается от правового статуса, в частности, оно уже по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).
Коституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.
Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) человек, его права и свободы — высшая ценность,
2) все граждане имеют права и свободы от рождения;
3) граждане имеют равные права;
4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;
5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
6) основные права и свободы гарантированы государством.
Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:
|
• конституционные права — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может.
• конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;
• конституционные обязанности — это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.
Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.
Вопрос 2
. Существует два типа избирательной системы:
- мажоритарная;
- пропорциональная.
При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Существует две разновидности мажоритарной системы:
- абсолютного большинства (победитель должен получить 50%+1% голосов, если такого нет, назначается второй тур голосования для двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов);
- относительного большинства (побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников).
+Положительная сторона мажоритарной системы: избиратели голосуют за личность, которую знают и поэтому депутаты и избиратели связаны прочным обещанием.
-Недостаток - голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель (особенно при системе относительного большинства) избирается иногда меньшинством избирателей.
Пропорциональная избирательная система - это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.
Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов - представителей той или иной партии. Число мест распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Механизм второй разновидности состоит в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабах всей страны.
+Положительные черты пропорциональной системы в том, что с ее помощью в органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил в стране. Избранные депутаты составляют в парламенте партийную фракцию и сообща решают задачи своей партийной программы.
-Недостатки пропорциональной системы: в условиях существования десятка политических партий в парламенте образуется множество мелких фракций, что осложняет его работу. Поэтому в России существует так называемый заградительный барьер для мелких партий. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся пропорционально между партиями - победителями. Еще один недостаток этой системы - избиратель голосует за партийные списки, за абстрактные фамилии.
Такого личного, доверительного контакта между избирателями и депутатами, как в мажоритарной системе, здесь нет.
В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система (половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной).