Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 176»
Конспект занятия
По ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Малые тела Солнечной системы»
Цель: систематизировать и обогатить представления детей о Космосе и Солнечной системе.
Задачи
Образовательные:
- уточнить и закрепить знания последовательности планет, названия;
- обогатить речевой словарь;
- дать представление о малых телах Солнечной системы
Развивающие:
- развивать восприятие, память, внимание и воображение;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости и патриотизма за родную страну, которая стала первой в освоении Космоса.
Предварительная работа: чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, просмотр фото и видео слайдов, дидактические игры и упражнения.
Ход
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в одно неизведанное место.
В Космосе так здорово!
Звезды и планеты.
В черной невесомости
Медленно плывут!
В Космосе так здорово!
Быстрые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут.
-Занимайте свои места, надевайте скафандры. Начинаем обратный отчет: 5,4,3,2,1..пуск (включается фонограмма).
Воспитатель: Вот мы и прибыли. Наша ракета совершила посадку на далекой планете, на ней живет звездочет.
Звездочет: Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. Сегодня я расскажу вам о малых телах Солнечной системы. Что такое Солнечная система? (ответы детей)
Звездочет: Много лет тому назад астрономы изучали небо с помощью телескопов и пришли к выводу, что Солнце - это звезда. Звезда Солнце - раскаленный шар. Этот шар излучает тепло, свет, необходимые для всего живого. У звезды Солнце есть своя семья, планеты. Особенно хорошо они видны ночью. Все они разные по величине. В семье 9 планет. Вы знаете, как они называются? (ответы детей)
|
Звездочет: Солнечная система – это дом, в котором расположены планеты в определенной последовательности. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»?
-По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз-…(Меркурий)
Два-…(Венера)
Три-…(Земля)
Четыре-…(Марс)
Пять-…(Юпитер)
Шесть-…(Сатурн)
Семь-…(Уран)
За ним.. (Нептун)
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием…(Плутон)
Физкультминутка «Солнечная система»
1 ребенок Солнце, 9 детей – планеты. Солнце в центре, планеты двигаются по орбите под музыку.
Звездочет: Ребята, в Солнечной системе есть малые тела: астероиды, карликовые планеты, кометы, метеоры, болиды и метеориты. Сейчас на космическом экране я вас с ними познакомлю.
(Слайд 1)Астероиды – небольшие планетоподобные тела диаметром более 10 м. Они имеют собственную орбиту движения вокруг Солнца. В настоящее время в поясе астероидов насчитывается около 800000 космических объектов. Для 500 000 из них вычислены орбиты и присвоены номера. Около 21000 астероидов имеют собственные имена. (Слайд 2). Например, астероид Сильвия. Это не одиночный астероид, а система из двух объектов. Астероид Сильвия сложился из мелких камешков и песчинок путем гравитации.
(Слайд 3)Карликовые планеты-объекты, которые обладают гидростатическим равновесием, не способны удалить другие малые тела с орбиты, не являются чьим-либо спутником, вращаются также по собственной орбите. В настоящее время известны 5 карликовых планет: Плутон, Цецера, Макемаке, Эрида, Хаумеа.
|
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5084997842375678468&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2
Звездочет: Загадаю вам загадку, отгадайте-ка, ребятки!
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его-полоска света
А зовут объект-…(комета).
(Слайд 4) Очень давно древние люди увидели хвостатую звезду, очень испугались, потому что она им представлялась головой с распущенными волосами.
Кометы делятся на короткопериодические и долгопериодические.
(Слайд 5)Наиболее исследованной является комета Галлея.
(Слайд 6)Метеориты – мелкие камешки, части астероидов, песчинки, попадающие в атмосферу Земли. Иногда в ясную ночь в небе можно увидеть много падающих звезд, это значит, что Земля проходит через метеорный поток. (Слайд 7) Метеорит-это космическое тело, не сгоревшее полностью в атмосфере и упавшее на Землю. Иногда метеориты сгорают в атмосфере, а иногда падают на Землю, принося с собой космический металл. В древние времена люди делали из них орудия.
Игра «Космическая палочка»
Дети стоят по кругу, космическая палочка передается по очереди. Каждый называет любое слово на тему «Космос».
(Слайд 8) Метеор-явление, след от проходящего метеорита. А когда они взрываются в атмосфере и создают огненный шар, их называют «болидами».
Воспитатель: Звездочет, спасибо вам за рассказ. В благодарность мы готовы подарить вам детские рисунки для космического музея.
Воспитатель: Ребята, занимайте свои места в ракете. Надевайте скафандры и начинайте отсчет…
А сейчас расскажите, что нового вы узнали и что вам понравилось.