Методика самостоятельной работы над книгой включает:
• выбор необходимой литературы;
• её чтение и запись;
• использование в учебном процессе.
2.1 Выбор необходимой литературы
Для выбора литературы в первую очередь следует использовать учебную программу, планы семинарских занятий и список литературы, рекомендованной во время лекций и консультаций. Кроме того, студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую литературу. Это позволит ему основательно разобраться в изучаемых проблемах и рационально использовать свой бюджет времени.
Наиболее распространенными и эффективными способами самостоятельного поиска научной литературы являются:
* использование библиотечных каталогов и специальных библиографических
указателей; каждая карточка каталога содержит первичную информацию о
целесообразности использования данной литературы, её краткий план и аннотацию;
* предварительное общее знакомство с литературой, включающее в себя:
* знакомство с внешними данными работы (фамилией автора, названием, годом издания),
* просмотр оглавления, введения, предисловия (это поможет оперативно определить соответствие данной работы изучаемой проблематике),
* беглый постраничный просмотр литературы, оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, её познавательной ценности;
* использование сведений о научной и учебной литературе, встречающиеся в средствах массовой информации.
2.2 Чтение изучаемой литературы
Существуют три основных вида чтения учебно-научной литературы, рис. 1.3.1 Первичное (ориентировочное) чтение. Его цель состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно познакомится с её основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первом, ориентировочном чтении не необходимости составлять конспект, тезисы и выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листе бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность обращаться при углубленном чтении непосредственно к интересующим проблемам.
Чтение научной литературы
§ Первичное (ориентировочное) чтение
§ Повторное (углубленное) чтение
§ Синтетическое (комбинированное) чтение
Повторное (углубленное) чтение. Оно необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять основные идеи, размышлять над ними, выяснять систему их доказательства. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочной литературе. Как правило, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста.
Синтетическое (комбинированное) чтение. Такое чтение соединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного студента, хорошо ориентирующегося в научной литературе и изучаемой проблеме. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к её ключевым, интересующим читателя вопросам.
2.3 Запись изучаемого материала
В зависимости от учебно-познавательных целей применяются различные формы записей
· Составление плана (выписки и цитаты)
· Конспектирование (рецензирование)
Составление плана прочитанной книги (статьи). Включает в себя решение трех основных задач:
* определение перечня рассмотренных проблем,
* установление логической связи между ними,
* приведение информации в определенную систему, удобную для её усвоения.
В самостоятельной работе студентов, как правило, используются структурный, логический планы и план-конспект. Структурный план отражает внутреннюю композицию (построение) изучаемого материала, логический -последовательность (логику) рассмотрения вопросов. План - конспект сочетает в себе элементы плана и конспекта. Кроме структуры и логики изложения он включает выписки, цитаты и собственные мысли студента. Такой план часто используется для устных выступлений на семинарских занятиях, круглых столах.
Конспектирование. Конспект представляет собой наиболее полное изложение изучаемой работы. В нем соединены воедино план, выписки, цитаты, самостоятельные мысли, замечания и другой информационный материал. Сам процесс конспектирования является эффективным способом аналитической деятельности студента, способствующим глубокому и прочному освоению темы, развития мышления и памяти.
Основные требования к конспекту:
*четкость,
* ясность,
* логичность,
* сжатость изложения
Он должен быть выразительно и правильно оформлен, разделен на главы, параграфы, пункты. На полях целесообразно делать условные знаки, пометки - своего рода путеводители по конспекту.
В практике высшей школы наибольшее распространение получили два вида конспектов: текстуальный и свободный. При текстуальном конспектировании сохраняется последовательность изложения материала, принятая его автором. Такой конспект ведется одновременно с чтением книги, статьи. Свободное конспектирование осуществляется, как правило, после внимательного чтения и осмысления текста. При этом студент вырабатывать свой порядок изложения материала, перестраивает его в соответствии с собственными научно-познавательными задачами. Записи осуществляются в лаконичной форме, без пространных выписок с использованием кратких содержательных цитат.
Рецензирование. Рецензирование научной и учебной литературы выполняется обычно по предложению преподавателя для ознакомления с её содержанием учебной группы в ходе семинара или теоретической конференции. Это - наиболее сложный вид самостоятельной работы над книгой и научной статьей. Он предполагает обстоятельный научно-познавательный обзор рецензируемой работы, оценку её положительных сторон и недостатков, теоретической и практической значимости.