Раздел 2. Методика самостоятельной работы студентов с учебной и научной литературой по дисциплине «Иностранный язык»




 

Методика самостоятельной работы над книгой включает:

• выбор необходимой литературы;

• её чтение и запись;

• использование в учебном процессе.

 

2.1 Выбор необходимой литературы

Для выбора литературы в первую очередь следует использовать учебную программу, планы семинарских занятий и список литературы, рекомендованной во время лекций и консультаций. Кроме того, студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую литературу. Это позволит ему основательно разобраться в изучаемых проблемах и рационально использовать свой бюджет времени.

Наиболее распространенными и эффективными способами самостоятельного поиска научной литературы являются:

* использование библиотечных каталогов и специальных библиографических
указателей; каждая карточка каталога содержит первичную информацию о
целесообразности использования данной литературы, её краткий план и аннотацию;

* предварительное общее знакомство с литературой, включающее в себя:

* знакомство с внешними данными работы (фамилией автора, названием, годом издания),

* просмотр оглавления, введения, предисловия (это поможет оперативно определить соответствие данной работы изучаемой проблематике),

* беглый постраничный просмотр литературы, оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, её познавательной ценности;

* использование сведений о научной и учебной литературе, встречающиеся в средствах массовой информации.

 

 

2.2 Чтение изучаемой литературы

Существуют три основных вида чтения учебно-научной литературы, рис. 1.3.1 Первичное (ориентировочное) чтение. Его цель состоит в том, чтобы усвоить общую структуру и логику работы, предварительно познакомится с её основными проблемами, их научной и практической ценностью. При первом, ориентировочном чтении не необходимости составлять конспект, тезисы и выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листе бумаги составить план вопросов, рассматриваемых в изучаемой работе с указанием соответствующих страниц. Это даст возможность обращаться при углубленном чтении непосредственно к интересующим проблемам.

Чтение научной литературы

§ Первичное (ориентировочное) чтение

§ Повторное (углубленное) чтение

§ Синтетическое (комбинированное) чтение

Повторное (углубленное) чтение. Оно необходимо для более продуманного и основательного усвоения материала. В его процессе следует выделять основные идеи, размышлять над ними, выяснять систему их доказательства. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочной литературе. Как правило, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста.

Синтетическое (комбинированное) чтение. Такое чтение соединяет в себе два предыдущих метода. Оно характерно для подготовленного студента, хорошо ориентирующегося в научной литературе и изучаемой проблеме. В этом случае быстрое чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к её ключевым, интересующим читателя вопросам.

 

2.3 Запись изучаемого материала

В зависимости от учебно-познавательных целей применяются различные формы записей

· Составление плана (выписки и цитаты)

· Конспектирование (рецензирование)

Составление плана прочитанной книги (статьи). Включает в себя решение трех основных задач:

* определение перечня рассмотренных проблем,

* установление логической связи между ними,

* приведение информации в определенную систему, удобную для её усвоения.

В самостоятельной работе студентов, как правило, используются структурный, логический планы и план-конспект. Структурный план отражает внутреннюю композицию (построение) изучаемого материала, логический -последовательность (логику) рассмотрения вопросов. План - конспект сочетает в себе элементы плана и конспекта. Кроме структуры и логики изложения он включает выписки, цитаты и собственные мысли студента. Такой план часто используется для устных выступлений на семинарских занятиях, круглых столах.

Конспектирование. Конспект представляет собой наиболее полное изложение изучаемой работы. В нем соединены воедино план, выписки, цитаты, самостоятельные мысли, замечания и другой информационный материал. Сам процесс конспектирования является эффективным способом аналитической деятельности студента, способствующим глубокому и прочному освоению темы, развития мышления и памяти.

Основные требования к конспекту:

*четкость,

* ясность,

* логичность,

* сжатость изложения

Он должен быть выразительно и правильно оформлен, разделен на главы, параграфы, пункты. На полях целесообразно делать условные знаки, пометки - своего рода путеводители по конспекту.

В практике высшей школы наибольшее распространение получили два вида конспектов: текстуальный и свободный. При текстуальном конспектировании сохраняется последовательность изложения материала, принятая его автором. Такой конспект ведется одновременно с чтением книги, статьи. Свободное конспектирование осуществляется, как правило, после внимательного чтения и осмысления текста. При этом студент вырабатывать свой порядок изложения материала, перестраивает его в соответствии с собственными научно-познавательными задачами. Записи осуществляются в лаконичной форме, без пространных выписок с использованием кратких содержательных цитат.

Рецензирование. Рецензирование научной и учебной литературы выполняется обычно по предложению преподавателя для ознакомления с её содержанием учебной группы в ходе семинара или теоретической конференции. Это - наиболее сложный вид самостоятельной работы над книгой и научной статьей. Он предполагает обстоятельный научно-познавательный обзор рецензируемой работы, оценку её положительных сторон и недостатков, теоретической и практической значимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: