Рабочая учебная программа
по информатике
(2010-2011 учебный год)
Учитель:
Класс: 1В
Количество часов в год: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Составители программы: Багрийчук Е.П., Калимуллина Н.В., Московая М.П., Шубенко О.М.
Пояснительная записка
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
· Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
· Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческойдеятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для современного курса информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Учебно-методический комплект:
Программа ориентирована на использование учебника “Информатика в играх и задачах. 1класс” А.В.Горячев, 2009г., а также пособия для учителя “Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень) должны уметь:
· находить лишний предмет в группе однородных;
· предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
· выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
· находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
· разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;
· находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
· называть последовательность простых знакомых действий;
· приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
· находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
· точно выполнять действия под диктовку учителя;
· отличать заведомо ложные фразы;
· называть противоположные по смыслу слова;
· отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Тематическое планирование по информатике
ЗУН | ОУУН | УУД |
Раздел 1.Описание предметов | ||
уметь: · находить лишний предмет в группе однородных; · предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; · выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; · находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); | Уметь использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных Уметь использовать полученную информацию на практике. | Находить лишний предмет в группе однородных. Предлагать варианты лишнего предмета в группе однородных. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам. Находить предметы с одинаковым значением признака. |
Раздел 2.Алгоритмы | ||
уметь: · называть последовательность простых знакомых действий; · приводить примеры последовательности действий в быту, сказках; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. | Выполнять действие в знакомой последовательности. Называть последовательность простых знакомых действий. Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках, находить пропущенное |
Раздел 3.Множества | ||
уметь: · разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков; · находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; | Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. Уметь выполнять изученные правила поведения. | Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; |
Раздел 4.Логика | ||
уметь: · точно выполнять действия под диктовку учителя; · отличать заведомо ложные фразы; · называть противоположные по смыслу слова; · отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. | Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между истинными и ложными высказываниями. | Точно выполнять действия под диктовку учителя; Отличать заведомо ложные фразы; Называть противоположные по смыслу слова; Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. |
Календарно-тематическое планирование по информатике
№ | № | Тема урока | дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Первая четверть. Описание предметов – (8ч.) | |||||
Введение в предмет | |||||
Цвет предметов | 2-5 | ||||
Форма предметов | 6-9 | ||||
Размер предметов | 10-13 | ||||
Названия предметов | 14-17 | ||||
Признаки предметов | 18-21 | ||||
Состав предметов | 22-30 | ||||
Контрольная работа | 31-32 | ||||
Вторая четверть. Алгоритмы – (7ч.) | |||||
Понятия «равно», «не равно» | 34-36 | ||||
Понятия «больше», «меньше» | 37-40 | ||||
Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» | 41-43 | ||||
Действия предметов | 44-46 | ||||
Последовательность событий | 47-49 | ||||
Порядок действий. Контрольная работа | 50-55 | ||||
Анализ контрольной работы. Заключительное повторение «Новый год» | 56-60 | ||||
Третья четверть. Множества – (10ч.) | |||||
Цифры | 61-62 | ||||
Возрастание, убывание | 63-64 | ||||
Множество. Элементы множества | |||||
Способы задания множеств | |||||
Сравнение множеств | |||||
Отображение множеств | |||||
Кодирование | |||||
Симметрия | |||||
Контрольная работа | |||||
Анализ контрольной работы. Заключительное повторение «Цирк» | |||||
Четвертая четверть. Логика – (8ч.) | |||||
Отрицание | |||||
Понятие «истина» и «ложь» | |||||
Понятие «дерево» | |||||
Графы | |||||
Комбинаторика | |||||
Контрольная работа | |||||
Анализ контрольной работы | |||||
Заключительное повторение «На прогулке» |
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень)
Должны уметь:
· находить лишний предмет в группе однородных;
· предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
· выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
· находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
· разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;
· находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
· называть последовательность простых знакомых действий;
· приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
· находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
· точно выполнять действия под диктовку учителя;
· отличать заведомо ложные фразы;
· называть противоположные по смыслу слова;
· отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Способы контроля:
· устный опрос;
· контрольная работа;
· комбинированный опрос;
· проверка самостоятельной работы;