В произведении «Солнце, солнце встаёт» поется о пробуждении природы, о переменах, происходящих в ней с восходом солнца. Музыка отображает настроение – яркое, светлое, восторженное, а также окраску стиха. Этому способствует мажорный лад. Слушая это произведение, воображение может нарисовать, как просыпается солнце, как каждый лучик появляется вокруг.
Идея произведения раскрывается в самом названии «Солнце, солнце встает».
Солнце, солнце встаёт!
Над горою крутой
Засверкал, задрожал
Солнца луч золотой.
Пробежал по реке,
В тёмный лес заглянул,
И отвсюду пошел
Жизнерадостный гул…
Солнце, солнце встаёт!
Зашептались кусты…
И от счастья в лугах
Прослезились цветы!
Мелодия на протяжении всего произведения развивается волнообразно. Она развивается стремительно вверх, что помогает передать картину восходящего солнца и передать ликование человеческих чувств. С самого начало мелодия звучит в высоком регистре. Чередование четвертей и восьмых передает произведению напевность и мягкость.
Размер произведения 2/4, метроритм составлют четвертные, четвертные с точкой, половинные и восьмые. Встречается простой пунктирный ритм. Темп произведения- Не очень скоро, поэтому звуковедение в хоре non legato. Форма произведения простая трехчастная. Жанр песня.
Вступление изображает f как первый солнечный луч.
Пример№1
Начинается произведение с аккомпанемента на p.
Пример№2
Аккомпанемент этого произведения очень яркий и своеобразный. Его фактура аккордовая и разложена на арпеджио.
Пример№3
Произведение написано в куплетной форме, которая состоит из 2-х куплетов. В каждом куплете последние 3 строки повторяются, тем самым выполняют роль припева. Динамика произведения насыщенная.
|
Произведение написано для четырехголосного однородного женского хора в простой трехчастной форме.
Основная тональность хора Es-dur
Первое предложение представляет собой хоровое вступление на словах «Солнце, солнце встает», состоит из трех тактов, а 4 такт пустой.
Пример№4
Второе предложение состоит из семи тактов, т.к. в нем присутствует отклонение в тональность доминанты B dur на слова «солнца луч золотой». Динамика - нарастание от piano переходит в mf и forte.
Пример№5
Вторая часть начинается в тональности Ges dur, заканчивается на доминанте тональности B dur. Вторая часть представляет собой период из двух предложений. Постепенно нарастает динамика от mf до forte.
Пример№6
Третья часть – реприза Es-dur. Эта часть является самой сложной в исполнении, т.к. в ней присутствуют хроматизм и смена тональностей.
Пример№7
Дыхание общехоровое, берется по фразам, цезуры расставлены в партитуре. В произведении использованы такие длительности, как восьмые, четвертные, четвертные с точкой, в конце второй части (на слове «гул») - половинная, залигованная с четвертной..
Диапазоны партий:
Сопрано 1 Альты 1
Сопрано 2 Альты 2
Дирижерские трудности: необходимо четко снимать хор и переходить к сопровождению. Сложно то, что в некоторых местах хор поёт на f и сразу же фортепианное сопровождение на p. В таких случаях нужно ясно показать хору снятие и показать фортепиано ауфтакт на p., также необходимо передать яркий, восторженный характер произведения и не ускорять темп.
|
Вокально-хоровые трудности: соблюдать чистую интонацию, она достаточно сложная, т.к. много альтераций в хоровых партиях, в период отклонения в другие тональности, особенно во II части. Нужно очень аккуратно и на дыхании переходить на нужные ноты. Много твёрдых согласных, которые нужно четко проговорить. Например, как в I части «Солнце, солнце встаёт!». Чтобы не возникали проблемы в конце фразы, снимать нужно всему хору одновременно и по руке дирижера.