Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет политологии

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Политическая наука в России: история и современность»

 

Основной образовательной программы

Высшего профессионального образования

«БАКАЛАВРИАТ»

 

По подготовке по направлению: Теория политики, Российская политика

По профилю: по всем профилям ООП

Для получения квалификации (степени): бакалавр политологии

 

 

Код дисциплины ГСВ.П.01 По учебному плану   Форма обучения Очная

 

 

Виды промежуточной аттестации: зачётов - 1 экзаменов  

 

 

Трудоёмкость учебной дисциплины   зачётных единиц

 

 

Составитель: доктор философских наук, профессор кафедры российской политики В. Г. Белоус

 

Санкт-Петербург, 2013


Организационно-методический отдел

1.1. Цель изучения дисциплины:

1.1.1. Формирование у студентов-политологов широкого круга историко-теоретических представлений об отечественной традиции формирования политического знания.

1.1.2. Ознакомление студентов с основными этапами формирования теоретической политической рефлексии в рамках образовательного процесса, а также с общественными и научными дискуссиями вокруг проблем политической науки.

1.2. Задачи спецкурса:

1.2.1. Воспроизвести общую картину формирования политического знания в конкретных исторических условиях России; выявить основные факторы его функционирования и эволюции;

1.2.2. Рассмотреть основные направления формирования отечественной традиции научной политической рефлексии путем сопоставления конкретных подходов, концепций и теорий;

1.2.3. Раскрыть принципы и механизмы взаимодействия политического знания и практики политического образования на конкретном историческом материале.

1.3. Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника:

Спецкурс «История политической науки в России» является одним из дополнительных курсов в области современного политического знания. Он развивает и конкретизирует в политологическом ключе целый ряд историко-научных проблем, существенно расширяет интеллектуальный кругозор, а также категориальный аппарат студентов, специализирующихся в области теоретической политологии, а также российской политики.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.

По завершению спецкурса студенты должны ознакомиться с историческими формами и современными принципами отечественного политического знания; овладеть категориальным аппаратом, используемым при анализе истории политического знания, получить представление о типологии и сущностных характеристиках рассматриваемых конкретных проблем, овладеть материалом в объеме лекций, а также рекомендуемой к изучению специальной литературы.

Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий   34 часа  
из них: – лекций   24 часа  
Итого (трудоемкость дисциплины)   34 часов  

 

Формы промежуточного контроля: Проверка качества усвоения знаний в течение семестра, как в устной, так и в письменной формах; проведение различного вида контрольных работ и тестов; оценка их результатов в дифференцированной форме (система баллов).

 

Формы текущего контроля: дисциплина завершается устным зачетом, на котором проверяется:

· степень овладения теоретическим материалом дисциплины;

· характер усвоения базовых категорий спецкурса;

· умение анализировать и сопоставлять различные идейно-теоретические позиции по вопросам истории политической науки в России;

· способность формулировать самостоятельные выводы.

Зачет выставляется на основании следующей системы оценки успеваемости по курсу: задания на самостоятельную работу – 10%, промежуточное тестирование – 20 %, активность на занятиях – 20%, итоговый зачет – 50%.

 

Содержание дисциплины

3.1. Темы занятий и их краткое содержание.

Тема 1. Социокультурные основания политической науки (2 час. – лекция)

Политика и общество. Политическая социализация. Культура и политика. Политическая рефлексия и политическая коммуникация. Характеристика категорий «способ мышления», «стиль мышления», «мировоззрение». Наука и образование. Образование как общественная функция и как общественный институт. Зависимость политического образования от институциализации и профессионализации политического знания. Роль ученых (интеллектуалов) в отечественной политике.

 

Тема 2. Эпистемологические основания политики (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)

Политическое знание как объект исследования. Теоретико-методологические функции политического знания. Характеристика основных форм политического дискурса. Генеральная линия развития политического знания: миф → идея → теория (классическая наука) → идеология → наука (неклассическая наука) → постнаука. Соотношение понятий «политическая философия» и «политическая теория». Эволюция политического языка: миф → образ → понятие → символ → категория → симулякр.

 

Тема 3. Родословная форм политической науки в России (2 час. – лекция)

Политология как словоучение. Литературный жанр «поучений» в русской культуре. Слово как проповедь и как беседа. Эволюция историко-политического знания: летопись, житие, история. Религиозная форма и политическая направленность «поучительного» слова в истории русской общественно-политической мысли.

 

Тема 4. Институциональные основания формирования политического знания в России (2 час. – лекция)

Образовательная политика как фактор общественного развития в России. Цели и задачи высшего образования. Определение понятия «университетский вопрос». Государство, администрация высших учебных заведений, профессорско-преподавательский состав и студенты – как основные проводники политики (акторы) в сфере высшего образования. Зависимость русской университетской жизни от трансформаций общегосударственной политики. Влияние международного образовательного фактора на внутреннюю образовательную политику.

 

Тема 5. Генезис университетского вопроса (2 час. – лекция)

Образовательная ситуация в России в XVII–XVIII столетиях. Институциализация национального университетского образования. Проблема автономии университетов. Александровский устав 1804 г. Правовой статус профессорской и студенческой корпораций. Бюрократический обскурантизм (Д. П. Рунич, М. Л. Магницкий). Устав 1835 г. и его влияние на внутреннее развитие университетов. Уничтожение университетского самоуправления в законах 1849 г.

 

Тема 6. Университетский вопрос во второй половине XIX столетия (2 час. – лекция)

Н. И. Пирогов об университетском вопросе. Влияние студенческих волнений («беспорядков») середины века на академические реформы. Общегосударственное значение университетского устава 1863 г. Утверждение профессорской корпорации. Изменение статуса студентов и слушателей. Функции университетских Советов. Попечительская власть над университетами. Институт инспекции. Университетская реформа 1884 г. и ее политические последствия. Бюрократизация университетов.

 

Тема 7. Образовательная политика в начале XX столетия (2 час. – лекция)

Рубеж столетий как точка отсчета новой волны радикализации студенчества. Требования к власти и ответные политические репрессии. Варианты решения университетского вопроса в публичных общественных дискуссиях (В. И. Вернадский, П. Г. Виноградов, Н. П. Гиляров-Платонов, П. И. Капнист и др.). Образовательные стратегии политических партий. Предложения Министерства народного просвещения по деполитизации высшей школы (А. Н. Шварц). Положение высшей школы в России накануне революции 1917 г.

 

Тема 8. Предыстория отечественной политической науки (вторая половина XIX века) (2 час. – лекция)

«Государствоведение» как прямой предшественник политической науки. Позитивизм середины XIX столетия как философско-мировоззренческая основа формирования неклассической политической науки. А. И. Стронин и его «Политика как наука» (1872). Требование научного анализа социальных фактов; эмпиризм; органицизм; механицизм; социальный дарвинизм; солидаризм. Теоретический фундамент политического образования: социологизм, нормативизм, историцизм.

 

Тема 9. Интеллектуальная коммуникация начала XX столетия как политико-образовательный фактор (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)

Генезис «практического идеализма». Политическая идеология versus политическая наука. Политическая теория и политическая практика. Идеология и утопия. Роль интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания. Образовательный потенциал Петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903), Петербургского Религиозно-философского общества (1907–1917) и Петроградской Вольной Философской Ассоциации (1919–1924). Конфликт поколения идеалистов и «новых» позитивистов.

 

Тема 10. Политическая знание в СССР (2 час. – лекция)

Материалистическая интерпретация образования как фактора, направленного на воспроизводство производительных сил общества (знаний). «Огосударствление» высшей школы. Приобщение масс к высшему образованию. Общая тенденция к идеологизации высшей школы. Образование и советская номенклатура. Система политического просвещения в СССР и принципы политпросвета. Институт красной профессуры (1921–1938) и его роль в формировании партийно-государственной элиты. Общество «Знание» и Университеты марксизма-ленинизма как инструмент массового политического образования.

 

Тема 11. Теория научного коммунизма как форма политического знания (2 час. – лекция)

Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ. Статус «научного коммунизма» в системе отечественного гуманитарного знания. Противоречивая природа «научного мировоззрения». Принципы обоснования коммунистических идеалов. Номинальное в научном коммунизме и реальное в опыте общественной жизни. «Двоемыслие» и цинизм как отражение этого конфликта.

 

Тема 12. Современная политология. (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)

Институциализация политологии. «Дисперсия» современной политической теории. Политтехнология. Кризис современной культуры и его влияние на политическую рефлексию. Постмодернизм как образ мышления. Зависимость политической рефлексии от решения проблемы субъектности современной политической жизни. Статус постнеклассической науки. Характеристика дискуссии по проблемам политической философии в России (2002).

 

Тема 13. Перспективы развития политического знания в современной России (2 час. – лекция + 2 час. – семинар)

Системный кризис в сфере образования: анализ его причин и последствий. Деидеологизация и деполитизация высшего образования на рубеже 1980–1990 гг. Государственное и частное в системе современного образования. Болонский процесс. Технологизация высшей школы. Характеристика основных акторов современной образовательной политики. Перспективные сценарии развития высшего образования в России. Общемировые перспективы политического знания в XXI столетии.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Проанализируйте взаимоотношение понятий «общество», «культура» и «политика».

2. Охарактеризуйте место и роль политического образования в системе политической социализации.

3. Укажите на связь категорий «политическая рефлексия» и «политическая коммуникация».

4. Дайте характеристику категорий «способ мышления», «стиль мышления» и «мировоззрение».

5. Выявите особенности образования как общественной функций и как общественного института.

6. Сформулируйте цели и задачи политического образования.

7. Охарактеризуйте основные формы политического дискурса.

8. Выделите общее и особенное между политической философией и политической теорией.

9. Проанализируйте эволюцию форм политического языка.

10. Дайте теоретическое обоснование образовательной политике как фактору общественного развития.

11. Определите содержание и исторические границы понятия «университетский вопрос».

12. Раскройте содержание отечественной традиции политического знания как словоучения.

13. Представьте жанр «поучений» в русской культуре и политической мысли.

14. Опишите процесс институциализации национального университетского образования.

15. Охарактеризуйте общегосударственное значение университетского устава 1863 г.

16. В чем суть университетской реформы 1884 г. и каковы ее политические последствия?

17. Раскройте содержание публичных общественных дискуссий в России начала XX столетия вокруг «университетского вопроса».

18. Представьте курс «государствоведения» как прямого предшественника политической науки в России.

19. Раскройте эпистемологические основы неклассической политической науки.

20. Что такое «практический идеализм»?

21. Объясните взаимосвязь понятий «идеология» и «утопия».

22. Раскройте содержание институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.

23. Охарактеризуйте образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.

24. В чем заключается связь между всеобщим политическим образованием в СССР и становлением советской номенклатуры?

25. Дайте анализ системы политического просвещения в СССР.

26. Охарактеризуйте основные принципы советского политического просвещения.

27. Опишите статус «научного коммунизма» в системе советского гуманитарного знания.

28. Проведите сравнительный анализ теории научного коммунизма и западной политической науки (1960–1980 гг.)

29. Приведите примеры номинального и реального во взаимодействии теории научного коммунизма и опыта общественной жизни в СССР.

30. Опишите причины институциализации политологии.

31. Дайте характеристику политтехнологическим аспектам в системе современного политического образования.

32. Как влияет кризис современной культуры на политическую рефлексию и политическое образование?

33. Охарактеризуйте современный образ мышления.

34. Что характеризует современную политологию как постнеклассическую науку?

35. Раскройте причины и последствия современного системного кризиса в сфере отечественного образования.

36. Представьте перспективные сценарии развития высшего образования в России.

37. Какими представляются общемировые перспективы развития политического знания в XXI столетии?

 

3.3. Примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ:

1. Политическое образование и политическая социализация личности.

2. Политическая рефлексия и политическая коммуникация в политическом образовании.

3. Образование как общественная функция и институт.

4. Цели и задачи политического образования.

5. Основные формы политического дискурса.

6. Политическая философия и политическая теория.

7. Эволюция политического языка.

8. Образовательная политика как фактор общественного развития.

9. «Университетский вопрос» в России: содержание и сущность понятия.

10. Отечественная традиция политического знания как словоучение.

11. Жанр «поучений» в русской политической мысли.

12. Институциализация национального университетского образования.

13. Университетские реформы XIX столетия и их политические последствия

14. Университетский вопрос в публичных общественных дискуссиях начала XX столетия.

15. «Государствоведение» как предшественник политической науки.

16. Эпистемологические основания неклассической политической науки.

17. Политическая теория и политическая практика в начале XX столетия.

18. Идеология и утопия.

19. Роль институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.

20. Образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.

21. Политическое образование и советская номенклатура.

22. Система политического просвещения в СССР.

23. Основные принципы политического просвещения.

24. Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ.

25. Статус теории научного коммунизма в системе советского гуманитарного знания.

26. Теория научного коммунизма и опыт общественной жизни: номинальное и реальное.

27. Институциализация политологии.

28. Современное политическое образование и политтехнологии.

29. Кризис культуры и его влияние на современную политическую рефлексию.

30. Постмодернизм как современный образ мышления.

31. Политология как постнеклассическая наука.

32. Системный кризис в сфере образования: причины и последствия.

33. Перспективные сценарии развития высшего образования в России.

34. Традиция и модернизация в политическом образовании

3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

1. Общество, культура и политика.

2. Политическое образование в системе политической социализации.

3. Политическая рефлексия и политическая коммуникация.

4. Характеристика категорий «способ мышления», «стиль мышления», «мировоззрение».

5. Образование как общественная функция и как общественный институт.

6. Цели и задачи политического образования.

7. Характеристика основных форм политического дискурса.

8. Политическая философия и политическая теория.

9. Эволюция политического языка.

10. Образовательная политика как фактор общественного развития.

11. «Университетский вопрос»: содержание понятия.

12. Отечественная традиция политического знания как словоучение.

13. Жанр «поучений» в русской культуре.

14. Институциализация национального университетского образования.

15. Правовой статус профессорской и студенческой корпораций.

16. Общегосударственное значение университетского устава 1863 г.

17. Характеристика университетской реформы 1884 г.

18. Бюрократизация университетов во второй половине XIX столетия и ее политические последствия.

19. Университетский вопрос в публичных общественных дискуссиях начала XX столетия.

20. Образовательные стратегии политических партий России в начале XX века.

21. «Государствоведение» как предшественник политической науки.

22. Эпистемологические основания неклассической политической науки.

23. Теоретический фундамент политического образования: социологизм, нормативизм, историцизм.

24. Генезис «практического идеализма».

25. Политическая теория и политическая практика в начале XX столетия.

26. Идеология и утопия.

27. Роль институциональных форм интеллектуальной коммуникации в процессе становления политического знания.

28. Образовательные стратегии в деятельности политических партий начала XX столетия.

29. Материалистическая интерпретация образования.

30. Образование и советская номенклатура.

31. Система политического просвещения в СССР.

32. Основные принципы политического просвещения.

33. Теория научного коммунизма и западная политическая наука: сравнительный анализ.

34. Статус «научного коммунизма» в системе отечественного гуманитарного знания.

35. Теория научного коммунизма и опыт общественной жизни: номинальное и реальное.

36. Институциализация политологии.

37. Современное политическое образование и политтехнология.

38. Кризис современной культуры и его влияние на политическую рефлексию.

39. Постмодернизм как современный образ мышления.

40. Политология как постнеклассическая наука.

41. Системный кризис в сфере современного образования: причины и последствия.

42. Перспективные сценарии развития высшего образования в России.

43. Общемировые перспективы политического знания в XXI столетии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: