Классификации – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Сведение в классы может производиться как по наличию обобщающего признака, так и по его отсутствию.
Типологизация – группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т.е. совокупность типов. Существует два принципиальных подхода к пониманию и описанию типа: 1) тип как среднее (предельно обобщенное); 2) тип как крайнее (предельно своеобразное).
Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Такое структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т.д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. На практике это позволяет получить многоуровневые классификации.
Периодизация – хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенное этапы (периоды).
Интерпретация данных.
Анализ и описание полученных результатов осуществляется в рамках таких подходов как генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.
Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений, основанный на анализе их развития, как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.
|
Структурный метод – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выявление внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге получается система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Обычно при структурном подходе не акцентируется соотношение в объекте частей и целого, а также динамика выявленных структур.
Функциональный метод – ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Неоднозначность трактовки в науке понятия «функция» затрудняет определение данного подхода, а также идентификацию с ним тех или иных направлений психологических исследований. Вместе с тем функцию можно определить как проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами.
Таким образом, функциональный подход акцентирует внимание на связях изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегуляции и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).
Комплексный метод представляет собой направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. компоненты могут быть относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта с позиции разных наук, т.е. организацию междисциплинарного исследования.
|
Системный метод – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система представляет собой некоторую целостность, взаимодействующую с окружающей средой и состоящую из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – это мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы.
Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с ругой стороны, как подсистема более сложной системы.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. В процесса анализа система выделяется из среды, определяются ее состав, структура, функции, интегральные характеристики и свойства, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.
Описание объектов как систем, т.е. системные описания, выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую, а кроме того, выполняют функцию интеграции знаний об объектах.