Для выделения объектов, которые следует объединить в отряд, нужно выбрать свободное место на карте и, не отпуская кнопки, захватить в рамку расположенные на карте объекты. Отпустив кнопку, вы создаете отряд из выбранных вами объектов, над одним из которых появится флажок. Если у вас несколько отрядов, то при помощи этого флажка можно выбрать любой из них. Отряд - это отдельная боевая единица, действующая в соответствии с вашими приказами и текущей обстановкой. Приказы отряду отдаются точно так же, как и отдельному объекту.
Если это здание, то вы увидите:
Шкалу жизни - показывает степень повреждения объекта. Цифры возле шахты показывают запас руды в ней.
Изображение объекта.
Кнопки возможных команд объекта - обычно это кнопки «Выбор» (для строящих юниты или другие объекты зданий), «ремонт» (для поврежденных строений) и «разрушить». Кнопка «Выбор» вызывает изображения доступных для постройки объектов. При наведении мышки на каждый из этих объектов в нижней части экрана отображается количество ресурсов, необходимых для производства данного объекта.
Здесь же, в игровом окне, расположены кнопки вызова меню «Дипломатия» и меню «Настройки игры».
Дипломатия
Ответить на приходящие от ваших врагов и союзников сообщения можно сразу, щелкнув на тексте сообщения левой кнопкой мыши и выбирав нужный вариант ответа, или отложить ответ, щелкнув правой кнопкой.
Чтобы вызвать Меню "Дипломатия", нажмите на кнопку "дипломатия", которая находится в правом нижнем углу игрового окна - эта кнопка активна, если вам уже известен хотя бы один народ (поселение). Далее вы сможете выбрать народ, с которым хотите общаться.
|
Значки над лицами предводителей показывают, в каких отношениях вы находитесь с данным народом. Выбрав народ, вы увидите список поступивших oт него предложений (если они были). Список ответных сообщений можно увидеть, щелкнув левой кнопкой на изображении предводителя. Выход из любого меню осуществляется правой кнопкой мыши или клавишей ESC,
Между народами может быть установлено 4 вида взаимоотношений:
Мир (ни к чему не обязывает).
Война (объявление войны одному народу означает объявление войны и всем его союзникам)
Союз (ваши новые союзники объявляют войну вашим противникам и заключают союз с вашими союзниками)
Покровительство (если покровительствуют вам, то все, кто объявит войну вам, объявит ее и вашему покровителю).
Мотивы, которые могут побудить народ изменить дипломатический статус:
Вы тратите слишком много денег - вам могут объявить войну
Вы плохой союзник и не ведете боевых действий против общего врага - с вами могут расторгнуть союз и перейти в состояние мира
В поселении союзника войск противника больше, чем ваших - могут разорвать союз с вами и заключить союз с бывшим противником, а вам объявить войну
Вы перестали платить дань - могут объявить войну
Вы пришли в поселение, с которым находитесь в состоянии мира, с большим отрядом - могут объявить войну
Поселение, которое платило вам дань, развилось и окрепло - могут отказаться платить дань
Если вы плохо защищаете поселение, которому покровительствуете -могут отказаться платить дань и найти себе нового покровителя
Меню «настройки»
|
Щелчок на кнопке "Меню" выводит меню настроек игры. Здесь можно задать скорость прокрутки карты (ее следует уменьшить, если у вас мощный компьютер), скорость игры (вы можете, например ускорить процесс роста ресурсов или увеличить скорость вашей армии во время долгого перехода, чтобы в момент битвы вернуться к нормальному течению времени) и громкость звука. Здесь также находятся кнопки "Пауза" (выход из паузы кнопкой Esc), "Выход", «Сохранить» и «Загрузить». В многопользовательской игре здесь также расположена шкале времени, которая показывает, сколько времени осталось играть текущему игроку.
НАЧИНАЕМ ИГРУ
Поселение
В начале игры ваш герой в сопровождении нескольких верных воинов начинает строительство нового поселения. Щелчок на Замке, а затем на значке "Выбор", покажет, какие здания вы можете построить в данный момент. Щелчок на выбранном строении превратит ваш курсор в прямоугольник - сине-зеленый там, где возможно и красный в тех местах, где строить нельзя. Постройка начинается автоматически при щелчке на выбранном месте. Ресурсы, необходимые для строительства, списываются автоматически. Производство движущихся объектов осуществляется несколько иначе.
Выберите постройку, которая выпускает нужные вам объекты (например, казарму). Щелкните на кнопке «Выбор». Выберите нужные объекты щелчком левой клавишей мышки и двигая мышь вверх или вниз получите любой число юнитов. Щелкните по кнопке «Построить».
Помните, что все здания, связанные с активностью рабочих и воинов - казармы, конюшни, заводы, лесопилки - нельзя строить вплотную друг к другу. Рядом с каждым из них должно оставаться место для входа и выхода юнитов.
|
Спланируйте свое поселение заранее. Оставьте незастроенную площадку перед Замком - здесь будут собираться новые рабочие и проходить рудокопы.
Постарайтесь приблизить лесопилки к местам рубки леса и оставить проходы от шахт к Замку - это повысит эффективность производства, поскольку ваши рабочие смогут быстрее доставлять ресурсы.
Более подробно о функциях каждого из доступных для возведения в поселении зданий вы узнаете из раздела СПИСОК ОБЪЕКТОВ.
Ресурсы
Основные ресурсы в игре:
металл
золото
дерево
Лес - невосполнимый ресурс. Сведенные леса не восстанавливаются. Для добычи леса вам следует создать (при помощи Замка) рабочих и приказать им рубить лес в заданном районе. Неподалеку должна быть построена лесопилка, на которую рабочие будут автоматически таскать бревна.
Следите за действиями своих дровосеков: в лесу полно волков и медведей, перед которыми дровосеки беззащитны. Присутствие зверей в лесу выдает только их вой (и трупы ваших рабочих, разумеется). Прежде чем посылать дровосеков или рудокопов в густой лес, стоит отправить туда отряд из 4-5 юнитов для истребления зверей.
Кстати, медведи, добытые вашими воинами - ценное сырье. Их жилы используются при изготовлении баллист, так что ваш завод сможет выпускать баллисты только после того, как ваши воины убьют некоторое количество медведей. Рабочие и пешие воины в лесу обозначаются треугольниками. Машины и конница по лесу проходить не могут.
Руда - также невосполнимый ресурс. Сначала ее надо найти, поэтому в самом начале освоения новой территории отправьте отряд на поиски золота и железа. На игровой карте железо обозначено едва заметными кочками, из которых высовываются серые камешки, а золото - мерцающими точками. На карте-радаре ресурсы видны лучше - железо - ярко-синий квадратик, а золото - ярко-желтый.
Шахты можно строить только на месторождениях руды. Для переноса ресурсов от шахты к Замку отправьте рудокопов. Чем дальше шахта от Замка, тем больше народа нужно для ее обслуживания. Помните, что количество ресурса увеличивается только после того, как рабочий дотащил мешок с рудой до Замка. Щелчок на шахте показывает, какое количество руды она еще может добыть.
Другой вариант добычи ресурсов - захват шахт или лесопилок противника.
Для этого отряд ваших юнитов должен получить команду "захватить".
Еще более экзотичный вариант пополнения казны - найти на карте кувшин с золотом или продать за золото волшебнику найденный вами на карте предмет. Однако, не стоит надеяться, что дружба с колдунами сможет существенно поправить ваше материальное положение.
Население и налоги
Основное население вашего племени - крестьяне. Они начинают автоматически плодиться после строительства первой же фермы. Одна ферма может дать до 10 крестьян. Наибольший прирост населения достигается при максимальной территории вашего поселения. При производстве рабочих и воинов необходимое количество людей автоматически вычитается из наличного сельского населения.
Все крестьяне платят налоги золотом, железом и деревом - соответственно, чем больше у вас ферм, и чем больше территория поселения, тем вы богаче. Кроме того, строительство новых ферм расширяет размеры поселения до максимума, за которым уже никакие постройки, кроме шахт и башен, невозможны.
Количество крестьян показано в правом верхнем углу экрана. Если цифры красные - значит, налогов недостаточно для выплаты жалования вашей армии, если желтые - то все в порядке. На выплату жалования одному воину идут налоги с двух крестьян.
Наука
Научно-техническим прогрессом в вашем поселении ведает лаборатория.
После того, как ее строительство завершено, щелкните на ней, а затем на кнопке "Построить" - появится меню лаборатории.
Единственное, что вы можете сделать для лаборатории - выделить на исследования необходимое количество золота и людей (черепа), щелкая на свитках рядом с соответствующим ресурсом. Именно такое количество людей и золота будет периодически выделяться на научные исследования в вашем поселении.
Выход с экрана лаборатории осуществляется по клавише Esc. Изобретения лаборатории будут автоматически появляться среди зданий и юнитов, доступных для создания Замком или другими зданиями.
Защитные сооружения
После строительства завода становится возможным возведение стен, башен и ворот вокруг города. Наиболее важными защитными сооружениями, несомненно, являются башни. Каждая из них автоматически комплектуется отрядом стрелков.
Одна башня способна противостоять небольшому отряду противника. Особенно эффективно размещение башен по берегам рек (их стрелы достигают другого берега и препятствуют переправе противника) и на возвышенных местах, для защита узких проходов между двумя обрывами. Кроме того, башнями удобно оснащать переправы через реки - они не дают противнику использовать ваши мосты.
Стены можно строить сразу на большом протяжении, вытягивая мышкой линию синих прямоугольничков, на месте которых появятся стены.
Отличным дополнением к стенам являются рвы - их строят рабочие (команда "вырыть яму").
Обнося свое поселение стенами, не забудьте про ворота! К сожалению, их можно строить только с северной и южной стороны поселения. Следите за тем, чтобы маршруты обычного перемещения рудокопов и войск проходили через ворота!
Перенос поселка
Вы не можете владеть двумя поселениями на одной карте. Если вы хотите перенести поселение на новое место, разрушьте Замок и постройте ее в центре вашего нового поселка. В старом поселении автоматически разрушатся все здания, кроме лесопилок и шахт, а рудокопам придется таскать свои мешки в новый Замок. Если ваш Замок разрушен, вы можете захватить Замок любого завоеванного вами поселка.
Разведка
После того, как ваше поселение окрепло и начало приносить стабильный доход, можно подумать и о дальних походах. Начать лучше с разведок. Первая встреча с новым племенем не всегда оканчивается войной. Если ваши войска не околачиваются в центре поселения соседа, он может отнестись к встрече с вами вполне мирно. Тут уж вам решать, стоит ли объявить обнаруженному вами племени войну и напасть на его юниты или строения.
Кроме новых племен и поселений, ваши разведчики могут обнаружить на карте самые разнообразные магические предметы: хрустальные шары, кристаллы. древние свитки, кувшины с фантомами и многое другое. Все эти вещи автоматически передаются предводителю и хранятся в Замке. Только он один может использовать их в битве или в переговорах с колдунами.
Боевой дух войска
Не стоит собирать в своем поселении огромную армию в надежде на будущие походы. Застоявшиеся воины могут взбунтоваться и отказаться подчиняться вашим приказам. Последствия могут быть самыми разнообразными: от перестрелки между солдатами и пары разрушенных ферм до настоящей гражданской войны, в результате которой половина вашего войска отделится, избрав себе своего собственного предводителя. Также тяжело, как и продолжительный мир, на моральный дух войск действует отсутствие денег в казне и отсутствие жалования.
Боевой дух войска можно поднять, построив (на более поздних этапах игры) церковь. Обращение к религии укрепит мужество ваших воинов, и они будут стоять на смерть при виде превосходящих сил противника.
Перемещения
Для того, чтобы добраться до основных сил противника, вам придется строить мосты через реки или переходить их вброд.
Если у вас большая армия, стройте сразу несколько мостов, по возможности переправляйте сначала пехоту и всадников, а потом уже машины -это позволит избежать сумятицы на мостах. Стройте переправы в безлесных и равнинных местах - ведь всадники и машины не могут двигаться по лесу.
Следите за изменением направления ветра. От него зависит направление распространения лесных пожаров и скорость полета стрел в бою.
Если вы выделили отряд, а при его перемещении выделение вдруг пропало или появилось только над его частью - ничего страшного, это сделано специально для того, чтобы не загромождать поле битвы, и вашим приказам будет подчиняться весь отряд целиком.
Для быстрого перемещения по карте можно также воспользоваться картой радара.
Захват
Разрушая поселки врагов, захватывайте шахты, лесопилки и машины. Следите, чтобы врагу не достались ваши баллисты и катапульты. Если ваша машина не подчиняется приказам, но и не проявляет враждебности - значит, она еще не захвачена врагом, но ее водитель убит. Пошлите пеший юнит на ее захват.
Сдача
Лишь в очень редких случаях противник желает вашей погибели. Обычно он вполне согласен получать с побежденного дань.
Если вы чувствуете, что враги вас одолевают и отказываются от предложенного вами мира, а положение ваше критическое - сдайтесь. Поражение в битве не означает поражение в игре. Выплачивать половину дохода в виде дани победителю все же лучше, чем быть убитым, а второй половины вполне хватит, чтобы со временем завести мощную армию и разбить врага.
Колдуны и маги
Кроме многочисленных племен и поселений, вам рано или поздно придется столкнуться с колдунами, фантомами и отшельниками. Все они обладают весьма вредным характером и очень большей убойной силой.
И колдуны и отшельники способны разговаривать с вами, сражаться и мириться. Обычно они предлагают вам выполнить некое задание (чаще всего принести посох другого колдуна) в обмен на золото.
Колдуны могут открывать вам путь на следующую карту, указать дорогу к золотым рудникам, рассказывать истории. Вы можете отказаться выполнять задание, можете убить мага (если у вас хватит сил), или честно отправиться выполнять задание.
Если вы решили отправиться выполнять задание мага, внимательно изучите карту Семиречья и названия мест. Вот некоторые из них: «Гремячий Ключ», «Гиблое место», «Остров Скальный», «Пещера Змей», «Остров Сов», «Горбатый Мост», «Развалины Уны», «Вулкан Рея»,
«Большей Водопад», «Мертвые Камни», «Нижний Водопад», «Малый водопад».
А вот если вы хотите больше узнать о том, как преодолевать препятствия на своем пути и нести при этом меньшие потери, вам следует внимательнее присмотреться к некоторым колдунам и, возможно, побить их, если они будут неразговорчивы. И помните, если вы отказались по каким–либо причинам от предложения колдуна, то второй раз он может его не сделать
Переход на новую карту
После того, как вы разделались (или помирились) со всеми врагами на первой карте, можно двигаться дальше. Общее пространство Семиречья разделено на девять игровых карт и отражено одной общей картой, которая появляется при загрузке эпизода или сохраненной игры, и в самой игре (как мы уже говорили, ее можно вызвать клавишей Tab). Именно большая карта поможет вам выбрать, в какое место Семиречья отправиться.
Зоны переходов между картами открыты там, где на границе карт нет леса, воды и камней. Многие такие зоны стерегут колдуны и злые волшебники. В обмен на разрешение перейти на следующую карту они предложат вам поработать на них. Отказ или убийство такого стража закрывает зону перехода, но не саму карту. Вы сможете попасть на эту карту через другую зону на этой же или другой карте. Безвыходных ситуаций не бывает, так что если вы хотите просто убивать всех, кого встретите, не заморачиваясь на выполнение квестов, истребляйте волшебников с чистой совестью (пока не нарветесь на того, кто убьет вас самих!).
При переходе на новую карту сначала отправьте в нужном направлении войско, а потом предводителя. Только переход предводителя откроет вам новую карту.
Если часть войска остановилась на границе карт - значит, впереди образовался затор. Переведите предводителя на новую карту, отгоните юниты от зоны перехода и верните предводителя назад, чтобы продолжить переправу войск.
При переходе на новую карту вы получаете половину всех ресурсов. Вторая половина остается для поддержания жизни вашего поселка на старой карте. Очищенная вами карта вовсе не станет абсолютно безопасной. Племена кочевников имеют привычку просачиваться на нее с соседних карт. Карта становится абсолютно безопасной только тогда, когда от кочевников очищены соседние карты или разбито их центральное поселение. Очищенная от врагов карта окрашивается в красный цвет.