КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА»
(ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ
«СИСТЕМЫИ УСТРОЙСТВА ДВС»
ПРОГРАММЫТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ 3 КУРСА (ЮНОШИ)
Автор
педагог дополнительного образования
Кузнецова Галина Ивановна
БЕРЕЗНИКИ, 2020г.
Тип занятия: Занятие сообщения новых знаний.
Форма занятия: Занятие с созданием проблемной ситуации.
Цель занятия: Продолжить ознакомление курсантов с системами и устройствами ДВС.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания о видах и сортах топлива.
- Сформировать представление о назначении и составе топливной системы.
- Способствовать закреплению некоторых общеучебных умений и навыков.
Воспитательные:
- Продолжить формирование навыка сотрудничества в совместной деятельности.
- Способствовать формированию мотивации к регулярным занятиям в кружке.
Развивающие:
- Способствовать расширению кругозора воспитанников, формированию и развитию познавательной мотивации.
- Создать условия для развития памяти и внимания.
Здоровьесберегающие:
- Способствовать снятию зрительного утомления и мышечного напряжения через размещение наглядных пособий на разных уровнях и в разных частях кабинета.
- Способствовать созданию позитивного психологического настроя и комфортного микроклимата на занятии.
Оборудование:
- Педагога: передвижная магнитная доска, маркеры, указка, элементы топливной системы (форсунка, фильтры тонкой и грубой очистки топлива, топливный насос, ТНВД).
- Воспитанника: рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Оформление кабинета
Учебный стол (стол-карта) размещается в центре кабинета. Во «главе» стола – рабочее место педагога. За ним – передвижная магнитная доска с маркерами. Вокруг стола в разных частях кабинета на стеллажах установлены элементы топливной системы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, товарищи курсанты!
Курсанты: Здравия желаем, товарищ преподаватель!
Педагог: Вольно, садитесь. Вижу, сегодня отсутствующих и опоздавших нет.
II. Закрепление пройденного материала
Педагог: А как вы сегодня добирались на занятие? Какой вид топлива (энергии) был затрачен?
Курсанты: 1. Я приехал на троллейбусе, электрическая энергия. 2. Я приехал на автобусе – жидкое топливо (дизельное). 3. Меня привезли на машине – жидкое топливо (бензин). 4. А у нас машина работает на газообразном топливе.
Педагог: А какие виды топлива применялись и применяются на судах?
Курсанты: Твердые (древесина, уголь) – на пароходах – раньше. Жидкие (дизельное топливо, бензин, мазут) – на теплоходах. А еще атомная энергия.
Педагог: Молодцы! А как все-таки энергия топлива превращается в энергию движения судна?
Курсанты: Топливо сгорает в камере сгорания, происходит расширение рабочих газов, которые толкают поршень в цилиндре, а он через шатун воздействует на коленчатый вал, который делает оборот. А с него – на гребной вал.
Педагог: Еще вопрос: А как топливо, имеющееся в береговой цистерне, попало в камеру сгорания?
Курсанты: Мы еще этого не знаем.
Педагог: Попробуйте сформулировать цель нашего занятия.
Курсанты: Узнать, как устроена система, которая доставляет топливо в камеру сгорания.
Педагог: Итак, откройте тетради, запишите название темы: «Топливная система».
III. Назначение и схема топливной системы.
Педагог: (диктует) С новой строки: «Топливная система предназначена для…» Готовы ли вы сейчас ответить, для чего предназначена топливная система?
Курсанты: Нет.
Педагог: Тогда оставим это предложение пока незаконченным и вспомним, как топливо попадает на корабль.
Курсанты: Летом на «Юнгу» его привозят на бензовозе и через шланги заливают куда-то ниже палубы.
Педагог: Да, действительно. Потому что там расположена цистерна основного запаса топлива. Её приемный патрубок выходит на главную палубу в районе радиорубки. Давайте, изобразим её на схеме. (Курсанты рисуют). Емкость цистерны основного запаса зависит от размеров судна и дальности плавания, у нас она 3 тонны.
Топливо забирается из основной топливной цистерны (элемент схемы номер 1) топливным насосом. Изобразим его на схеме под номером 3. Потому что сначала топливо проходит предварительную очистку в сепараторе, он на схеме под номером 2. Топливо к нам привозят автозаправщик, и нет никакой гарантии, что оно не содержит песка, капелек воды, других вредных примесей, которые плохо влияют на работу двигателя или даже могут привести к его поломке. Что нужно сделать?
Курсанты: Профильтровать топливо.
Педагог: Правильно. Первоначальную очистку топлива мы производим через фильтр грубой очистки топлива, в которомтопливо очищается от крупных примесей и остатков воды. Отметим его на схеме под номером 3. После фильтра грубой очистки топливо подается в расходный бак. Отметим его на схеме под номером 4. Емкость расходного бака рассчитывается в зависимости от расхода топлива за 5-7часов работы. У нас на «Юнге» емкость расходного бака 350 литров. На баке есть мерное стекло, по которому видно уровень топлива. В расходном баке топливо дополнительно отстаивается от воды. Вода тяжелее топлива, поэтому оседает на дне бака и сливается через кран в особую цистерну. Зачем? Почему не сразу за борт, это же вода!
Курсанты: Эта вода не чистая, а с остатками топлива.
Педагог: Проекты всех современных судов предусматривают сбор загрязненных нефтепродуктами вод в целях соблюдения экологических требований.
Из расходного бака топливо самотёком поступает к топливоподкачивающему насосу. Отметим его на схеме под номером 5. Топливоподкачивающий насос создает давление в системе и через фильтр тонкой очистки топливо поступает к топливному насосу высокого давления. Фильтр тонкой очистки (под номером 6) очищает топливо от примесей полностью.
Топливный насос высокого давления (под номером 8) в определенном порядке через трубки высокого давления подает топливо к форсункам (номер 9).
Педагог: Что происходит с топливом в форсунке?
Курсанты: Форсунка распыляет топливо в камере сгорания.
Педагог: Да действительно, распылитель форсунки под большим давлением распыляет топливо в камере сгорания.
IV. Заключение
Педагог: Итак, давайте подведем итог. Помните, в начале занятия мы не смогли сформулировать назначение топливной системы? Вы готовы это сделать сейчас?
Курсанты: Да. Топливная система предназначена для приема, хранения, очистки топлива и подачи его в камеру сгорания в распыленном виде.
Педагог: Запишите эту формулировку. На следующем занятии мы подробно разберем устройство всех насосов, фильтров и форсунок. На сегодня занятие закончено. Спасибо всем за работу.