Некоторые общие и частные закономерности глубинной психологии и психотерапии




1. Человеческое «я» в своей основе в буквальном смысле строится и состоит из образов значимых для нас Других, в основе своей любимых нами и любящих нас людей;

2. Самое страшное для человека - потеря внутреннего образа, являющегося основой для «я» этого человека и (или) основы его психической реальности;

3. Метацелью психологии в окончательном определении является помощь на доступном для психологии уровне в становлении человека субъектом бытия в единстве с Другим, становление, зиждущееся на а) достижении внутренней целостности человека, интеграции его противоположных начал (то есть единства сознания и бессознательного, я и Другого, эго и инстинктов, разума и эмоций…) и б) адаптации человека во внешнем мире, выстраивании здоровых взаимоотношений этого человека с собой и другими.

4. Обращение к «чистому центру «я», так или иначе, вызывает к жизни все то, что было забыто под влиянием сиюминутных переживаний, а именно феномены, связанные с любовью и со смертью;

5. Каждый человек живет верой во что-то;

6. Человек живет постольку, поскольку испытывает первичные, глубинные чувства: любви, радости, смирения, светлой печали, праведного гнева.

7. Мы можем разотождествиться с нашим телом. Эмоции, убеждения, воля сами по себе являются проявлениями некого центра активности, некого «внутреннего я», представляющего собой «исходную точку» бытия конкретного живого существа;

8. Только человек способен поставить вопрос о смысле жизни;

9. Суть любой психологической работы, — более здоровая и полноценная, чем раньше, интеграция субъекта и Другого, сознания и бессознательного;

10. Младенец (да и взрослый человек) хочет ощутить себя как самостоятельную сущность, но для этого надо умереть как «недифференцированному единству» и затем родиться вновь. При этом младенец (да и взрослый человек) с не меньшей силой хочет слиться с Другим в единстве, но для этого необходимо умереть как отдельной сущности и затем родиться вновь;

11. Сфера глубинных чувств, на самом деле, является базовой по своей важности и превалирует над потребностью в безопасности и другими потребностями, хотя доступ к чувствам, как правило, открывается только при удовлетворении потребности в безопасности и т.д;

12. Гипотеза Братуся: изменения, происходящие на ценностном уровне, позволяют преодолеть конфликты, лежащие в «действенном » поле.

13. Наше "я" в своей глубинной основе (self) есть, по сути, наше взаимодействие с Другим;

14. Парадокс и одновременно закон психической реальности можно сформулировать так: «я могу чувствовать и ощущать, что «я - это я», а «ты – это ты», когда я чувствую и ощущаю, что «я – это ты», а «ты – это я» (парадокс заключается и в том, что в «недефференцированном единстве» уже существует «я», которое затем родится);

15. Следует различать совесть (доброкачественную вину), стыд и злокачественную вину, нравственность и мораль;

16. Потеря контакта с Другим, с первичными образами и чувствами – это депрессия, уныние, отчаяние и, в конечном счете, смерть как психический факт. Потеря контакта с базовыми чувствами возникает при потере доверия к себе и к миру, при страхе пройти через пустоту, становясь собой (вспомним описанный выше парадоксальный закон психической реальности), встретиться с Другим;

17. Влечение к смерти как психический факт – это, прежде всего, душевная боль, возникающая в результате недостатка радости и любви и (или) изначальном слабости «я». Влечение с смерти зиждется на чувстве недостаточности и является попыткой избежать боли, вызванной потере Другого и себя. Чувство недостаточности – это источник триады негативных эмоций: ненависти, стыда и обиды;

18. «Сверхконтроль» - проблема «типичного интеллигента». Оборотной стороной «сверхконтроля» является «бесконтроль », т.е. неспособность ни удерживать собственную деструкцию путем «заморозки», ни искупать ее путем репарационных действий и, соответственно, порыв хаотических эмоций;

19. Используя понятия трансцендентного единства «я» (субъекта) и Другого; глубинных чувств; чувства недостаточности; триады болезненных эмоций; замороженных эмоций; комплекса малоценности и чувства общности; «сверхконтроля» и «бесконтроля» и некоторых других базовых понятий мы выстраиваем стратегическую основу практической теории психологии;

20. Существует даже такой феномен «взгляда Другого». Это явление возникает тогда, когда пришедший за помощью человек впервые (или впервые за долгое-долгое время) чувствует, что на его внутренний мир обратили позитивное внимание и полностью погрузились в него. Это чувство может стать в хорошем смысле шоковым, обладает самостоятельной психотерапевтической функцией и позволяет установить прочный раппорт;

21. Взаимодействуя с Другим, младенец формирует на основе его образа внутреннюю и внешнюю «надёжную базу» и, таким образом, формируется первичная привязанность, на основе которой развивается сеть иных привязанностей человека. Привязанность может быть: безопасной (надежной), негативной и избегающей. Фактически процесс глубинной психотерапии направлен на формирование (воссоздание) надежной привязанности и проработку негативных и избегающих, а также хаотических сторон привязанности человека и его внутреннего «я». Всякий человек живет своими привязанностями. Надежные привязанности и, соответственно, наполненные любовью и радостью взаимоотношения являются основой сильного, зрелого «я»»;

22. Нарушение надежных взаимоотношений приводит к отчуждению от чувств любви и радости и заставляет человека испытывать ненависть, зависть (и т.д.), что влечет за собой возникновение неподконтрольных сознанию болезненных эмоций, которые частично замораживаются, а частично превращаются в источник ненормальной привязанности (роковой страсти), являющейся суррогатом истинно близких, доверительных взаимоотношений;

23. Этапы психотерапии (они могут «растянуться на годы, а могут быть «развернуты» в течение одного сеанса): а) установление раппорта; б) заключение контракта и сбор информации; в) установление «первоначального раппорта клиента с собой»: начальная работа с чувствами и убеждениями, «подстройка» психолога к клиенту и выведение к клиента к подавленной «противоположности»; г) осознание и (или) переживание конфликта, препятствующего достижению целостности, «темная ночь души», катарсис (высвобождение чувств, параноидальных и депрессивных); д) проработка негативных чувств на основе укрепления позитивного «ядра я», трансформация или удаление негативных убеждений, внутренняя трансформация (на самом деле, конечно же, внутренняя трансформация происходит с самого начала психотерапии), объединение противоположностей; е) «включение» воли и принятие своих внутренних сил (начинается примерно с этапа «г»; появление новой и более адаптивной, чем раньше, структуры психической реальности; закрепление «нового человека» (формирование новой целостной структуры;) ж) интеграция и завершение «официальной» психотерапии;

24. В любом случае человек находит в себе силы для изменения ради Другого в самом широком смысле этого слова;

25. Работа с психической реальностью зиждется на принципах:

а) единства б) целостности в) дополнительности г) взаимодействия е) интенциональности ё) детерминизма ж) смысловой направленности з) индивидуальности;

26. Всякий человек стремится к «принесению плодов». Это стремление является естественным. Если человек не приносит плодов, не созидает, то он постоянно испытывает чувство малоценности и пытается установить контакт с другими посредством манипуляций. Такой человек одержим тщеславием и находится к в группе риска заболевания синдромом хронической усталости.

27. Психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально- чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга;

28. Психическое здоровье – это, в том числе, гармонические взаимоотношения внутренних противоположностей (сознания и бессознательного, мышления и чувства, интуиции и ощущений, внутренних Мужчины и Женщины). Противоположности дополняют друг друга в рамках общей целостности. Всякое психическое нарушение сопровождается деструктивной борьбой, а не союзом, между противоположностями и во многом вызывается этой борьбой;

29. Психологическому закону противоположностей за психофизиологическом уровне соответствует закон взаимоотношений полушарий коры головного мозга. (Левое и правое полушария во многом соотносятся с архетипическими образами внутреннего Мужчины и внутренней Женщины соответственно). В идеале эти взаимоотношения должны быть синергическими;

30. В земном мире принцип динамического единства противоположностей и принцип принесения плодов означают, что для здоровой жизни человек должен создать семью, родить и воспитать детей, внести свой вклад в жизнь окружающих его людей и, в более широком смысле, общества. Иначе он на психическом уровне будет ощущать себя малоценным; В психической реальности каждого человека сосуществуют следующие пары противоположностей: а) экстраверсия-интроверсия (направленность на внешний мир-направленность на внутренний мир); б) мышление-чувства; в) ощущение-интуиция и г) духовное– материальное;

31. Каждая противоположность зависит от своего «визави» и фактически не может без него существовать. Тогда как одна из противоположностей занимает в психической реальности доминирующую позицию, другая при нормальном положении вещей компенсирует (дополняет) это ведущую функцию (установку). Т.е. противоположности на самом деле едины, и усиливают друг друга, черпают друг в друге силы. Если же доминирование одной из противоположностей становится слишком сильным, то другая противоположность начинает отвечать на подавление «военными действиями» и препятствует здоровому проявлению «ведущей» функции (установки);

32. Истинно рациональное мышление невозможно при нарушении эмоциональной сферы, а здоровая эмоциональная жизнь невозможна без нормально функционирующего мышления;

33. Самая главная задача психолога, представляющая собой 90% успеха глубинной психотерапии - выдержать агрессию со стороны клиента а) сохраняя контакт с его базовым «я»; б) показывая, что «я» психотерапевта не разрушено и в) помогая клиенту утилизировать появившуюся энергию, за счет разрушения защитных механизмов путем, в том числе, их интерпретации). Категорически нельзя а) проявлять ответную агрессию разрушающую слабое «я» подопечного и б) показывать слабость, уязвимость «я» психолога (за счет которого и выстраивается новое «я» клиента);

34. «Стойкий результат психотерапии … достигается именно тогда, когда в процессе личностной трансформации удается в чем-либо «убедить» правое полушарие»;

35. Успешная психотерапии основана на принципе жесткой любви, которой одинаково чужды «баловство» и пренебрежение;

36. Формула-алгоритм психологической работы: безопасность, ресурс (появление энергии в безопасных условиях и под влиянием Другого), изменение.

37. Формирование раппорта (доверительных взаимоотношений между психологом и клиентом) – это необходимое условие и важнейшая часть успешного психотерапевтического процесса;

38. Каждая психическая проблема кодируется и выражается в теле;

39. Воздействие на бессознательное можно напрямую производить через тело и (или) образы;

40. Чем взрослей человек, и чем больше он опирается на свое «эго», тем быстрее течет для него время. Время – это функция «эго»;

41. В матрице «мышление-эмоции, образы-ощущения» работу с клиентом следует начинать с тем материалом, который для привычен именно для этого человека и, затем, двигаться по кругу к подавленной сфере;

42. Любая словесная формулировка (убеждение) будет действенной только тогда, когда подкрепляется образом, заряженным мощными эмоциями;

43. Человеческое существо живет образами, символами и метафорами. Воспринимая символ, человек «отключает» привычное ему сознание, и входит в соприкосновение с некой движущей силой, которая находится за пределом;

44. Сновидениеэто и есть фактические обращение к тем образам, символам и метафорам, а также состояниям, которые являются на данный момент наиболее актуальными для того, кем на данный момент является сновидец.

45. Можно сказать, что сновидение – это правда о том, кем мы на данный момент являемся и очень часто дополнение к сознательной установке сновидца, указание на то, с чем следует работать (хотя случается, что сновидение есть «просто» переживание, спонтанное исцеление, духовный опыт);

46. Воспринимая символ, человек «отключает» привычное ему сознание, и входит в соприкосновение с некой движущей силой, которая находится «за пределом».

47. Критерии эффективной работы с образом (альтернатива – бесплодное фантазирование): а) образ ведет себя «автономно», то является партнером по внутреннему диалогу; б) работа с образом требует сил и (или) вызывает сопротивление; в) работа с образом вызывает сильные эмоции и (или) телесные ощущения; г) работа с образом приводит к внутреннему ощущению целостности, сопровождающемуся озарением (иногда осознанием); д) работа с образом сопровождается спонтанным появлением из бессознательного (например, во время сна) такого материала, который подтверждает правильность выбранного пути;

48. Уровни сновидений:

Психофизиологический – прямое (воображаемое) исполнение физиологических и иных желаний («иногда банан – это просто банан»);

Исполнения желаний «эго» (как правило, искаженное) - здесь действуют описанные Фрейдом механизмы исполнения желаний (сгущение или конденсация (соединение различных образов в один)), смещение (замена одних образов другими под влиянием цензуры), вторичная обработка (придание сновидению связности за счет некого «рационального» сюжета) и превращение мыслей в зрительные образы);

Субличностно-символический - на этом уровне идет прямой диалог между различными частями психической реальности (зачастую конфликтующих друг с другом);

Символический – на это уровне сновидец воспринимает те или иные дополняющие его осознанную реальность символы (например, дом, цветок, птица);

Символико-архетипический - это встреча с заряженными архетипической энергией образами, обладающими «пророческим» или трансформирующей личность силой (сюда же входят и так называемые «исцеляющие сновидения»);

Духовный – переживание прямого духовного опыта высшего порядка, который был доступен, например, Иосифу или святой Анне;

49. Можно выделить доброкачественные кошмары, возникающие в такой сновидческой ситуации, когда человек испытывает паническую атаку при встрече с частью своего «я» - изначально здоровой, но отчужденной вследствие навязанных извне и разрушительных установок частью своего «я», а также злокачественные кошмары, которые возникают в ситуации встречи с психическим комплексом, чреватым одержимостью и (или) сломом подлинно нравственных установок личности и выражающим собой абсолютное зло;

50. Даже в самом что ни на есть активном воображении нельзя отождествляться с образом, персонифицирующим абсолютное зло, разрешать ему «войти в себя» или «входить в него» (и вообще технику отождествления следует лучше полностью заменить техникой встречи/диалога).

51. К злокачественным кошмарам можно отнести и ситуации «распада я», когда сновидец «падает в бездну» и т.д.

Парадоксально, но иногда последний вид злокачественных кошмаров перестает быть наваждением и исчезает после одного сеанса, в котором психолог берет клиента за руку, и он, держась за эту руку, обнаруживает, что бездна – совсем не бездна, а твердая земля, и открытое для движения пространство (похожий сюжет возникает в случаях, когда во сне человек умирает, но не до конца, а вместе с психологом обнаруживает, что родился вновь – и там, и там «работает» принцип дополнительности).

52. Каждое сновидение представляет собой: описание актуальной ситуации, в которой находится сновидец; описание вариантов выхода из этой ситуации и описание того, что может получиться в результате выбора того или иного из вариантов действия;

53. Практически все образы, что появляются во сне, это, метафорически и очень условно говоря, сам сновидец на символическом уровне (за исключением образов абсолютного зла, а также сновидений духовно-архетипического уровня, о которых мы поговорим ниже) в том плане, что появление этих образов и символов вызвано тем или иным внутренним процессом сновидящего и отображает, выражает данный процесс.

54. Толкование сновидения является верным, а работа с ним – реальной, если процесс вызывает:

· чувство «инсайта» (озарения);

· появление нового комплекса эмоций, ощущений, мыслей;

· сопротивление, вызывающее новый психической материал, подтверждающий наше толкование;

· чувство и ощущение внутренней интеграции;

· субъективное чувство благополучия и (или) изменения в сторону целостности;

· «автономное» поведение образов из сновидения в момент толкования и (или) при работе со сновидением, а также

· открывает новые поведенческие возможности;

· дает толчок для новой серии сновидений;

· соответствует нашей теории J;

55. Через тень можно лишь «пройти насквозь», идя навстречу своей душе;

56. Эго – это психический комплекс, способствующий адаптации человека в реальности внешнего и внутреннего мира и, в конечном счете, служащий интересам выживания индивида. Это, так сказать, психический аппарат приспособления;

57. Тень – это либо извращенные позитивные, либо негативные комплексы, доминанты человека. Тень– это страхи и деструктивные импульсы и побуждения, закрывающие от нас Другого. Тем не менее, если человек боится встретиться с тенью лицом к лицу, то он не уничтожит ее;

58. Фобический страх высоты, как правило, связан с бессознательным желанием прыгнуть вниз, которое, в свою очередь, обусловлено желанием-побуждением погрузиться в пугающие глубины собственного бессознательногом - нередко переживаемым как «падение» в момент засыпания.

59. Расщепление – это такое состояние человеческой психики, в котором субъект теряет способность быть сопричастным себе и Другому, оказывается блокирован злокачественными эмоциями;

60. Под влиянием тени и срастаясь с персоной «раздувается» эго. Данное явление Юнг называл инфляцией эго (а Адлер, как мы помним, чувством тщеславия). Но неустановленная инфляция, в конечном счете, ведет к краху. Раздутое «эго» рано или поздно лопается;

61. Защитный механизм – это вызванная бессознательным психическим конфликтом (при этом путь разрешения данного конфликта блокируется страхом) бессознательная же попытка ухода от реальности с помощью того или иного варианта самообмана, попытка, нарушающая естественное функционирование человеческой психики и, в конечном счете, завершающаяся неудачей. Другими словами, защитный механизм – это бессознательная попытка адаптации и ухода от разрешения психического конфликта, причем попытка, построенная на самообмане и вызванная нарушением гармоничных взаимоотношений между сознанием и бессознательным, между «я» и Другим;

62. «Эго-психология» работает со страхами, иллюзиями, самообманами, защитными механизмами;

63. Работа с проекцией, ее осознание – очень болезненный процесс, который, однако, позволяет через психическую, а иногда и физическую боль вернуть здоровому «я» ту психическую энергию, которая тратилась на попытку, обманывая себя, не видеть своих недостатков, видя их только в других. То же самое относится ко всем другим защитным механизмам;

64. Прошедшие реабилитацию в специальных центрах наркоманы и алкоголики очень часто «срываются» после возвращения в семью: домашние бессознательно втягивают их в болезненную «систему»;

65. Разрушение собственных «защитных механизмов» – один из самых эффективных способов психологической помощи самому себе. Делать это трудно, но реально, причем такую работу можно проводить постоянно;

66. Проработка защитных механизмов тесно связана с трудом покаяния и прощения. Не прощенные обиды — это и есть «душевные нарывы» и «изолированные эмоции». Не прощенные обиды — суть раковые опухоли психики, результат «раздувания эго» и не исцеленного тщеславия. Недаром Иоанн Златоуст говорил: «Да утихнет опухоль гнева». Коренящиеся в душе обиды и связанное с ними тщеславие (тщеславие и обиды взаимно поддерживают и усиливают друг друга (вновь вспомним теорию А. Адлера)) нередко являются прямыми причинами рака и других психосоматических заболеваний;

67. Телеснориентированная психология (ТОП) – это а) особое взаимодействие (и (или) взаимоотношения) психолога и клиента на телесном уровне (когда клиент находится в телесном состоянии интеракции с Другим), дающее клиенту возможность изменить паттерны (в том числе глубинные паттерны) самоотношения и отношения к другим; б) осознание внутренних возможностей радостной и здоровой жизни, освоение соответствующих ресурсов и (или) осознание внутренних конфликтов и патогенных систем конденсированного опыта и, наконец, в) собственно работа с телом (с движениями и с энергией);

68. С точки зрения психофизиологии любая психотерапия - это движение к синергическим взаимоотношениям между полушариями головного мозга, корой и подкоркой;

69. В теле «закодированы» все возможности и конфликты человека;

70. Тело отрывается прямой доступ к личному бессознаельному;

71. Неестественная пульсация – это всегда выражение зажима или блока;

72. «Если не знаешь, с чем работать, работай с опорами »;

73. В случае психосоматических заболеваний очень часто причиной недуга является заблокированный гнев и связанные с ним конфликты. Вообще, злокачественная печаль особенно вредит сердцу, гнев - печени, зависть и страх – почкам, тоска – легким, обида – горлу (камень в горле (камень – архетипический символ обиды));

74. «Проблемная анатомия»

Согласно ТОП, наши психические свойства и конфликты отображаются в нашем теле. И каждая область нашего тела соответствует специфической сфере психической реальности. Например,

· Голова – это гиперконтроль и страхи, временно помогающие убежать от встречи с Ужасом. Все, связанное со словесно-логическим мышлением.

· Глаза – выражение глубинных чувств, трансцендентной функции, души.

· Лицо – зона «маски», персоны

· Шея - самое тонкое место в организме. Мост между мыслями и сердечными чувствами (а также эмоциями), позволяющий чувствам и эмоциям достигать сознания. Проблемы с шеей – непрощенные обиды, «захлестывание» чувствами.

· Плечи – ответственность. «Уменьшенные» плечи с «подобранными руками» - избегание ответствености, а «приподнятые и «натруженные плечи» - попытка нести на себе весь мир.

· Грудь, сердце – глубинные чувства и эмоции.

· Диафрагма. Этим местом мы держим удар. Место социальных норм и правил, а также страхов и запретов. Мост между инстинктами и сердечными чувствами.

· Руки – контакт, взаимодействие.

· Живот – удовольствие, ощущение земного бытия, животный страх (который в большинстве случаев нельзя блокировать) и ярость.

· Таз – вместилище – контейнер жизненной силы.

· Спина – выражение чувств, моторика.

· Позвоночник – уверенность в собственном существовании (онтологическая уверенность).

· Ноги – движение к объекту потребности.

· Бедра – сексуальность и телесное наслаждение.

· Стопа и поясница – взрослая опора. Мышцы стопы и поясницы позволяют нам стоять прямо и твердо и действовать в соответствии со статусом взрослого, ответственного человека.

· Бок – неопределенное положение;

75. Обычно агрессия коренится в а) тазовой области; б) в области диафрагма и в) и очень часто в груди («узел гнева» (над самым солнечным сплетением) - это гнев на близких нам людей);

76. Агрессия – это способ коммуникации;

77. Замораживание эмоций приводит к телесным блокам: в районе таза (блокирование жизненной энергии), в районе поясницы (стремление быть чрезмерно «взрослым»), в районе солнечного сплетение (страх перед здоровыми инстинктами, запреты), в районе шеи (страх перед переживанием, выражением и осознанием эмоций) и т.д.;

78. Для того чтобы выражать глубинные чувства и жить в ладу с собой больному неврозом человеку нужно пройти через всплеск негативных эмоций и через депрессивные переживания;

79. Лень - это симптом латентной депрессии. У младенцев симптомом латентной депрессии является апатия;

80. Беспричинный гнев на кого-то иного практически всегда есть следствие работы защитного механизма (проекции и (или) замещения объекта и (или) идентификации с агрессором). То же самое относится к паранойе;

81. Ипохондрия практически всегда есть следствие внутреннего расщепления, когда человек боится принять на себя ответственность за свои деструктивные желания и (или) побуждения и проецирует их на воображаемую болезнь («микробы внутри»);

82. Болезненный, иррациональный страх потери часто является следствием вытесненной ненависти к тому, что ты боишься потерять;

83. Любая фобия является симптомом «выкачивания» энергии из сознания в бессознательное, страха перед своими собственными желаниями и побуждениями и непреодолимой тяги к ним;

84. Человек не способен выдержать злокачественную вину и, ощутив ее, сразу же пытается «перекинуть» ее на кого-либо еще;

85. В состоянии непреодолимого стресса человек, как правило, возвращается на более ранние ступени развития (регрессия);

86. Процесс глубинной психотерапии в подавляющей большинстве случаев означает терапевтическую регрессию;

87. Вера в успех, как правило, приносит в успех, если речь идет о внутреннем мире человека. На этом основан эффект плацебо;

88. Если человек не способен достаточно надежно сохранять в памяти образы значимых других, то это, как правило, свидетельствует, о дефицитарности, болезненности его «я» и страхе перед интимными взаимоотношениями;

89. Страх перед подлинно интимными взаимоотношениями приводит либо к ханжескому отчуждению от мира, либо к промискуитету;

90. Синдром хронической усталости (чума 21 века) вызван чувством малоценности, которое возникает под воздействием тщеславия, - результата потери контакта с глубинными чувствами радости и любви;

91. Тревога (и, тем более, паника) - это прорыв в сознание (или близость прорыва) не интегрированной в целостную психическую структуру энергии и стоящего на ней психического комплекса;

92. Для нашего бессознательного (а так же для ребенка) действие в воображаемом эквивалентно реальному действию;

93. Воздействуя на сферу образов, можно изменить самоощущение (в том числе физическое) человека;

94. При многократном проговаривании травматического воспоминания оно теряет свою эмоциональную силу;

95. Если человек фобически боится того иного своего действия (например, начать заикаться во время публичного выступления), то разрешение этому действию начаться приводит к исчезновению негативного побуждения (феномен парадоксальной интенции по Франклу);

96. Если то или иное приятное для здорового человека воздействие вызывает у клиента негативные эмоции и (или) ощущения, это означает, что соответствующая потребность блокирована. Если воздействие вызывает болезненно приятные эмоции и (или) ощущения, то это означает, что клиент готов к удовлетворению пока еще неудовлетворенной потребности.);

97. Эффект Франкла. В экстремальных условиях, прежде всего, выживают те, чьи ведущие мотивы не связаны с обслуживанием эго. И, напротив, первыми гибнут те, для кого первичными потребностями являются потребности в безопасности и т.д.;

98. Мотив ревности возникает в результате скрытого желания изменить (или страха осудить себя за такое желание). Это касается любых «версий» мотива власти;

99. Чувство скуки практически всегда означает борьбу с неосознанными желаниями;

100. Порядок рождения нередко оказывает влияние на свойства личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: