Учитесь говорить и писать




Практическая работа

По теме «Публицистический стиль речи».

Задание 1. Письменно ответить на вопросы.

1.Дайте определение публицистического стиля.

2.Назовите основные функции публицистического стиля.

3.С помощью каких речевых средств осуществляется воздействие публицистического стиля?

4. Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?

5. Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

6. Назовите цель стиля?

 

Задание 2. Тема для обсуждения – «Почему я решил стать механиком».Напишите текст своего выступления на заданную тему.

 

Используйте следующие рекомендации.

Важно помнить при подготовке к устному выступлению следующие правила:

• необходимо тщательно подготовиться. Надо обязательно продумать со­держание речи (о чём говорить, какие факты, использовать примеры, на какие источники ссылаться, чем и как аргументировать, продумать вы­воды и обобщения);

• надо хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателя следует до­биться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь;

• должна быть личная убеждённость оратора, докладчика в том, о чём он будет говорить: надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая сложившееся общественное мнение;

• нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ров­но, без скороговорок и постоянного жестикулирования;

• следует выделить наиболее важные слова и выражения, обороты речи, продумать, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении;

• вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргумента­цией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмо­циональном напряжении, сделать своим единомышленником;

• чтобы слушатели поверили, чтобы «пошли» за вашими мыслями, старай­тесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей во­лей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жес­тов, скупых, но выразительных;

• чтобы не потерять нить выступлений, следует иметь пред собой крат­кий его план, в котором тезисы и обороты, с помощью которых будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение;

• надо по плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнести его вслух. Так вы можно понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоцио­нальности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Композиция речи

Три принципа построения речи:

1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение). Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цель.

В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это «ствол дерева речи». На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать.

3. Последовательность. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущей. Нужен «мостик». Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя (не пересекаться и не повторяться).

Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно «перелетать» в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий.

 

Задание 3. Прочитайте фрагмент статьи О.Сулейменова «Золотая латынь»

 

Золотая латынь

 

В феврале этого года в Париже на Всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. Это моя давняя тема. Имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще.

Сказал, что в истории цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. Наши дети уже не читали «Войну и Мир», «Дон Кихота», «Моби Дик»; они видели их на экране, экранизировав всего Толстого, Чехова, Диккенса, Дюма, Шолохова, Марка Твена, Гюго – духовно ограбили целые поколения. Десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. Неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается!

Книга гибнет. Первопричина цивилизации. Электроника – всего лишь последствие. Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов. Письменность угасает, потому что мы не поняли ее истории и значения.

Вид гомосапиенс существует три миллиона лет. И только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе – создал языки, культуру. За шесть тысяч лет с момента появления строчного письма – информационного средства, наиболее активно стимулирующего ум, человек стал Человеком. И теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, – предельно облегчает труд получения информации. Уже не пишут письма: телефон. Все меньше читают журналы: телевизор. Некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука – максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. У таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство.

Потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе экономической депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой.

Казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво – несколько раскрашенных детективов.

В центре сиятельного Парижа писатели говорили об угасании Письменной цивилизации. Пройдет несколько десятилетий – погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры – обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. Единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. В ожидании нового Первого письменного знака.

 

Ответить на вопросы.

1. Какова цель авторского высказывания?

2. Как проявляются в статье убедительность, эмоциональность,

3. Какие языковые средства, характерные для данного речевого стиля используются в тексте? (однородные члены с сопоставительным, противительным значением, риторические вопросы, неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, параллельный способ связи предложений, односоставные предложения, оценочная лексика).

4. Какой тип речи характерен для текста данного содержания?

5. Выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы.

 

Задание 4. Прочитать текст и привести доказательства, что этот текст публицистического стиля

1. Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

2. Выделите абзацы в тексте.

 

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше,

сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

 

· Какие функции характерны для данного текста?

· Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля?

· К чему призывает автор прочитанного нами текста?

· Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым?

· Какие языковые средства указывают на данный стиль?

· Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы; слова книжной и разговорной речи.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

· Методические рекомендации по составлению публичного выступления

Вначале сделайте «каркас» будущего публичного выступления:

Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

Выделите главную идею своего выступления.

Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.

Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).

Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.

Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики, презентации для зрительного закрепления информации.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Оцените непротиворечивость текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели и характеру аудитории.

Проверьте по словарям значения терминов и всех малознакомых слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом и с секундомером), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Учитывайте темп и ритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100-120 слов в минуту. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видеокамерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

Оденьтесь так, чтобы не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Соответственно, студент-медик должен выступать в чистом и отглаженном халате. Одежда не должна отвлекать внимание от содержания ваших слов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: