Тема: Что в имени твоем? Наши
Небесные покровители.
Содержание: Ты и твое имя. День Ангела, твой
Ангел-хранитель. Что такое именины?
Наши невидимые Небесные
Покровители – Ангелы и
Архангелы. Архангел Михаил –
предводитель Небесного воинства.
Девять Чинов Ангельских. Таинство
Крещения. Как назвать ребенка?
День Ангела – день особый. Мы здесь, на земле, празднуем память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые “ вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом…”
Каждый православный христианин носит имя своего святого, в честь которого он назван.
После совершенного Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.
“Господь каждому из нас дает двух Ангелов, -- учит святой Феодор Едесский, -- один из них, Ангел Хранитель, хранит нас от всякого зла, всяких несчастий и помогает делать добро. Другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием и содействуют нам во всяком добре”.
Окружающий нас мир состоит из мира физического – видимого, и духовного -- невидимого.
К миру невидимому мы причисляем Бога, Ангелов и злых духов.
Предводитель Ангелов – Архангел Михаил.
Об Архангеле Михаиле.
Вот что рассказывает об Архангеле Михаиле древний апокриф.
Над пустынной землей содрогались свинцовые тучи. Раскаленные молнии вспыхивали в них, обломками клинков вонзались в леса, и гигантскими головнями вспыхивали дубы и сосны. И звери в ужасе слушали гром небесный, таясь в чащобах.
Перед вечером дождь пурпурово-серых звезд пролился с небес, ушел в недра земли и моря. Ветер сдул свинцовые тучи, и перед закатом в небесах открылось золотое сияние, перисто-розовое, нежное переплетение радуг, всплески белых, облачных крыл.
Небо сияло, и черные ожоги земли, уязвленной пурпурово-серыми угольями, зарастали медленно жесткой травой, узловатым быльем.
В тот день великая битва шла в небесах. Ангелы, восставшие против Бога-Творца, бились огненными мечами с воинством Ангелов, верных Вседержителю.
Гордый ангел Денница, утренняя звезда, вел мятежных. Он первый поклонился Злу, а за ним потянулись иные – любопытные и безвольные.
Предводитель Божией рати, войска Ангелов, Михаил Архистратиг, бросил Деннице-Сатане вызов.
Судьбы мира, судьбы неба и земли решались в их поединке.
Зло облекло Денницу в чешуйчатую плоть алого, семиголового дракона. Короной из тускло-красного золота увенчана была каждая голова. Свет облек Михаила Архангела в золотые латы, в плоть темно-прозрачную, как камень топаз.
Так бились в небесах Дракон и Витязь. А окрест них вступили в сражение оба войска, рать Света и рать Тьмы.
Архистратиг Михаил поразил Денницу копьем, пригвоздил к синему облаку. И тогда волею Господа ангелы, восставшие против Света, были сброшены с небес в бездны земли и моря. Это они протекли дождем раскаленных звезд в преисподнюю, потеряв ангельский облик, и очнулись бесами. А Денница, их предводитель, звался отныне Сатаною.
-- Что претерпели те, которые созданы были вместе с нами… От Света впали во Тьму и с высоты низверглись в бездну, -- сказал печально Архангел Михаил, глядя в разрывы туч.
А Ангелы его воинства в знак печали закрыли лица свои израненными крыльями.
Затем, когда земля была населена людьми, Архангел Михаил не раз являлся на земле, помогая народам и странам. Особенно знаменито чудо Архангела Михаила в Хонех (в честь этого чуда 19 сентября установлен особый праздник).
Когда-то в Малой Азии, возле города Эфеса, Архангелом был иссечен из скалы целебный чудотворный источник. Храм вырос над источником, среди желто-лиловых скал. Суровый пустынник Архип поселился при храме, охранял целительные воды. Место это стали называть Хоны.
Вода из источника исцеляла всех – христиан, эллинов и иудеев. Но нашлись люди, захотевшие уничтожить это чудо. Они тайно подкопали ров к храму от ближней, бурной, горной реки. Поставили запруду, чтоб вода копилась за нею, а в назначенный час смыла храм и разрушила источник.
Но когда, взревев, мутная волна встала над храмом, готовая упасть вниз, гром небесный раздался в скалах, и Архистратиг в золотых латах вырос перед стеной вод, повелительно восклицая:
-- Остановись там!
Огненный столп пылал у него за спиною. Посохом начертал Архангел Михаил крестное знамение на камнях, ударил по ним – скала рассеялась, и ревущие воды рухнули в бездну. А спасенный целебный источник струился по камням, и слепая эллинская девушка набирала воду в ладони, молясь Неведомому Богу о прозрении.
Каково воинство Архистратига Михаила? Что и откуда мы, люди, знаем о Небесных Силах Бесплотных?
Огненные Херувимы, четырехликие серафимы представали пред пророками Ветхого Завета.
А апостол Павел, будучи вознесен во сне в Горнее Царство, видел весь круг Сил Небесных в стройном и прекрасном разнообразии. По возвращении апостол рассказал об этом ученикам. Его откровение передавалось из уст в уста, а позже было записано.
Поэтому мы знаем о Девяти чинах Ангельских.
В чудесный день высь неба голубая
Была светла;
Звучали с церкви, башню потрясая,
Колокола.
И что ни звук, то новые виденья
Бесплотных сил…
Они свершали на землю схожденья
Поверх перил.
Они, к земле спустившись, отдыхали
Вблизи, вдали…
И незаметно, тихо погасали
В тенях земли…
И я не знал под обаяньем звона:
Что звук, что свет?
Для многих чувств нет меры, нет закона
И прозвищ нет!..
К. Случевский.
***
ЧИНЫАНГЕЛЬСКИЕ
Девять чинов делятся на три степени – по три чина в каждой. Чины первой степени – Серафимы, Херувимы, Престолы.
Серафимы – предстоят пред Престолом Господним, окружают пылающим венцом Вседержителя. Ибо Серафимы – это пылающие Ангелы, Божественным огнем рождены они. По шесть крыл блистающих пламенем и светом у каждого.
Херувимы – крылаты и многоочиты. По четыре лица у каждого: лицо человека, лицо льва, лицо тельца и лицо орла. И медленно вращаются ободья над ликами Херувимов, ободья же полны глаз. Чудных этих ангелов видел пророк, и показались они ему похожими на пылающую медь, на золотистый камень топаз, на свет, на огонь, на горящие лампады. А сияние Божественного Огня несут Херувимы на землю, проливают его в души людей.
-- Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя! – поют Херувимы над Престолом Господним. Эти слова означают на языке ангелов: “Славьте Господа!” А иных слов ангельского языка род человеческий не знает.
Ангелы Престолы следуют за Херувимами. Они служат правосудию Господню, сообщают силу правого суда земным царям и судьям. Древний пророк, видевший Престол, говорил, что похож Престол на огромный, синий, сияющий, живой сапфир.
Ангельские чины второй степени – Господства, Силы, Власти.
Ангелы Господства помогают людям изгнать из души злые чувства, не стать рабом зависти, страха, злобы, лжи, высокомерия, жадности.
Ангелы Силы служат Богу при совершении чудес, приносят свыше святым дар чудотворения и пророчества. Они помогают тем, кто трудится во имя добра, исполнить задуманное, помогают претерпевать горе, они помогают мужественным и терпеливым нести немощи слабых.
Ангелы Власти охраняют святых, подвижников и праведников, крыльями отгоняют злые и лживые мысли от человеческих душ.
Ангельские чины третьей степени – Начала, Архангелы, Ангелы.
Каждый народ и каждое племя имеет своего Ангела-хранителя из чина Начал.
Архангелы – старшие Ангелы. Их семь и мы знаем их поименно. Архангелы, как и все Силы Небесные, бесплотны и бестелесны, но людям являются они в облике прекрасных юношей. У каждого – свой Лик и свое Служение.
Архангел Михаил низвергнул Сатану в ад, он – предводитель Небесного воинства. В золотом панцире изображают его, ноги Архистратига попирают поверженного Сатану, в левой руке Архангела Михаила пальмовая ветвь, а в правой – копье. Белая хоругвь с алым крестом посредине вьется над копьем.
Архангел Гавриил – Вестник Божиих Тайн. Мы видим его изображение на Царских вратах иконостаса, на иконах Благовещения, а иногда на иконах Успения и Воскресения Господня. Часто на иконах Благовещения Архангел Гавриил изображен с белой лилией в руках. А на древних фресках изображен Вестник Божий с фонарем в правой руке, с самоцветным зеркалом в левой. Горит в архангельском фонаре свеча, отблески ее играют на зеленом камне зеркала.
Архангел Рафаил – врач недугов человеческих. В левой руке он держит древний сосуд-алавастр, правой ведет юношу с огромной рыбой в руках.
Архангел Уриил –просветитель потемненных, спаситель тех, кто впал в заблуждение, уныние или отчаяние. На древних фресках в правой руке его – обнаженный меч, а из левой исходит пламя огня.
Архангел Селафиил молится Господу за людей, а людей учит молитвам. Так его изображают – коленопреклоненным, молящимся, в голубых ризах.
Архангел Иегудиил призван славить Бога и заступаться за людей, которые трудятся во славу Божию. В правой руке его, по древним изображениям, -- золотой венец, а в левой – бич с тремя концами.
Архангел Варахиил – податель благословения Божия. Он изображается в длинных струящихся одеждах, белые розы выглядывают из-за складок.
Когда Христос вновь сойдет на землю с небес судить всех, когда-либо живших, семь Архангелов, вострубив в семь златых труб, возвестят о Втором Его Пришествии.
Девятый, самый близкий к земле чин – Ангелы-хранители.
Их бесчисленное множество, потому что к каждому человеку при Крещении приставляется Ангел-хранитель “на соблюдение души”. Он, витая за его плечами, незримо охраняет от всех бед. Робея в кругу многоочитых херувимов, за пылающим полукругом серафимовых крыл, заступается за человека, молится, просит за него пред Престолом Божиим.
А человек, в свою очередь, молится Ангелу-хранителю и шепчет молитву:
Свете-светлый, светло просвети душу мою,