Порядок ввода в эксплуатацию стерилизаторов и стерилизационных отделений
для осуществления ввода ЦСО в эксплуатацию необходимо заказать изготовление проектно-сметной документации и согласовать ее с пожарной организацией и Роспотребнадзором. После выполнения всех требований проекта приглашается комиссия по обследованию стерилизационных помещений.
Порядок работы комиссии по обследованию
стерилизационных помещений включает:
- рассмотрение технической документации;
- осмотр помещения и стерилизатора;
- составление и утверждение акта обследования
стерилизационного помещения.
Открытие стерилизационного отделения и ввод в эксплуатацию стерилизаторов разрешается после устранения всех замечаний комиссии и издания приказа по лечебному учреждению по организации надзора и безопасной эксплуатации стерилизаторов.
Порядок про ведения монтажа, установки, ввода в эксплуатацию и демонтажа стерилизаторов:
Установка парового стерилизатора производится в соответствии с эксплуатационной документацией специалистами организации, имеющей лицензию на право заниматься этим видом деятельности.
Монтаж особо сложных моделей стерилизаторов осуществляется предприятиями-изготовителями, а импортных - фирмами-поставщиками или их полномочными представителями.
Монтаж стерилизаторов производится по эксплуатационной документации на стерилизатор в помещениях, соответствующих проекту и СНиП, в которых закончены все строительные, электротехнические и отделочные работы.
Пусконаладочные работы (наладка, регулировка, обкатка и опробирование) стерилизаторов производятся при наличии постоянного энерго- и водоснабжения, заземляющих устройств и других инженерных коммуникаций, обеспечивающих работу стерилизаторов.
|
На каждом стерилизаторе после его установки должна быть табличка с указанием:
- регистрационного номера книги учета и освидетельствования стерилизаторов;
- разрешенного давления;
- числа, месяца и года следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.
Акт об установке стерилизатора подписывается представителями организации производившей монтаж
или завода-изготовителя и лицами учреждения, ответственными по надзору за безопасную эксплуатацию.
Начало эксплуатации стерилизационного отделения оформляется приказом по лечебному учреждению.
Администрация учреждения обязана обеспечить эксплуатацию стерилизаторов и содержание стерилизационных отделений в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на стерилизатор и настоящих ОМУ.
Требования к помещениям для установки паровых стерилизаторов и безопасности при их эксплуатации
Все помещения для установки паровых стерилизаторов должны иметь естественное или искусственное освещение, фрамуги или форточки в окнах и приточно-вытяжную вентиляцию.
Дверь должна открываться из помещения и во время работы стерилизатора не должна запираться. Двери не должны быть застекленными.
Пол должен быть выполнен из токонепроводящих материалов (линолеум или деревянные). Необходимо покрывать рабочую зону токопроводящего пола (плиточного, ксилолитового) диэлектрическим резиновым ковриком отвечающим требованиям Правил использования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках.
|
Покрытие и окраска стен, потолка, пола помещений должны быть устойчивы к средствам санитарной обработки и не выделять при этом неприятные запахи и токсические вещества.
Рекомендуется облицовка стен (на высоту не менее 1,8 м от уровня пола) глазурованной плиткой, окраска стен и потолка водоэмульсионной краской. Применять нитрокраски запрещается.
Электрические стерилизаторы подключаются к сети через автономный рубильник или автоматический выключатель. Включение стерилизатора через штепсельную розетку категорически запрещается.
Рубильник или автоматический пускатель устанавливаются на расстоянии 1,6 м от уровня пола и не далее 1 м от места расположения стерилизатора. Подключение к этому рубильнику или автоматическому пускателю других потребителей электроэнергии запрещается.
Все стерилизаторы, кроме огневых, должны быть заземлены в соответствии с требованиями Инструкции по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях Минздрава СССР.
Использовать в качестве заземляющих проводников водопроводные трубы, сети центрального отопления, канализации, трубопроводы для горючих и взрывоопасных смесей запрещается.
Стерилизаторы должны быть размещены в стерилизационном помещении таким образом, чтобы ни один из них
не препятствовал эвакуации другого стерилизатора, любого оборудования стерилизационной, а также
обслуживающего персонала.
Эвакуационный путь должен быть шириной не менее 2 м.
Площадь помещений для установки паровых стерилизаторов должна составлять из расчета 10 кв.м на один паровой стерилизатор марки ВК и ГК-I00-2 плюс 5 кв.м на каждый последующий стерилизатор и 15 кв.м на шкафной автоклав (ГК-I00-3) плюс 5-7 кв.м на каждый последующий стерилизатор. Расстояние между стерилизаторами марки ВК и ГК-I00-2 должно быть не менее одного метра, между стерилизаторами марки ГК-I00-3 должно быть не менее 1300 мм. Расстояние шкафных стерилизаторов в сторону открывания крышки должно быть не менее 1500 мм.
|
Стерилизационные отделения не допускается размещать в подвалах и цокольных этажах.
В стерилизационном помещении не должно быть временных (фанерных, стеклянных и пр.) перегородок.
Запрещается проведение в стерилизационных работ, не связанных с эксплуатацией или ремонтом стерилизаторов.
Полы в стерилизационном помещении должны быть ровными, без перепадов и ступеней (при наличии перепадов должны быть предусмотрены пологие пандусы, составляющие угол не более 15° к горизонтали).
В применяемых осветительных приборах с лампами накаливания должны быть предусмотрены сплошные (закрытые) рассеиватели.
В стерилизационном помещении должна быть предусмотрена шина заземления сопротивлением не более 10 Ом, выполненная в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Инструкции по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях Минздрава СССР, ГОСТ 12.2.025-76, проложенная по периметру помещения на высоте 20 см от пола. На шине должны быть предусмотрены клеммы для присоединения других видов медицинского оборудования, применяющихся на этапах мойки, дезинфекционной и предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения (последовательное заземление электромедицинского оборудования запрещается).Общий выключатель потребителей электроэнергии необходимо устанавливать перед входом в стерилизационное помещение.
Состав технической документации стерилизационных отделений:
С целью отражения достоверной информации о техническом состоянии стерилизационного оборудования, его правильной и безопасной эксплуатации обслуживающим персоналом, стерилизационные отделения учреждений должны иметь следующие документы:
- журнал учета стерилизационных циклов
- журнал проведения инструктажа на рабочем месте
- инструкцию по технике безопасности при работе в стерилизационных
- памятку-рекомендацию по правильной загpузке парового стерилизатора
- журнал технического обслуживания
- паспорт на стерилизатор.