Теория литературы и поэтика
ТЕМЫЛЕКЦИЙ
Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин –
Литература.
Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972
Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.
Тема 2-3. Слово как объект теории литературы. Понятие художественного мира автора -
Литература
Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.
Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Тема 4. Понятие текста. Текст автора и текст культуры –
Литература.
Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.
Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.
Тема 5. Академические школы в литературоведении –
Литература.
Академические школы в литературоведении. М., 1975.
Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.
Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.
Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975
Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.
Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.
Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.
Тема 6. Теоретические концепции поэтического слова –
Литература.
Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.
|
Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.
Тема 7. Проблема автора. Автор и авторство -
Литература.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
Тема 8-9. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса
Литература.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Тема 10-11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы
Литература.
Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
Тема 12-13. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика жанры.
Литература.
Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.
Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Учебник/Вступ. статья А. Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с.
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Художественный мир автора. Хронотоп.
- Что такое авторский стиль?
- Что такое хронотоп?
- Каково пространство и время у Лермонтова?
- Как вписан лермонтовский герой в хронотоп?
Текст: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Телега жизни» А.С. Пушкина
Литература
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.
|
Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 140 – 278.
Родовое своеобразие эпоса.
- Как вы понимание эпическое миросозерцание?
- Что такое эпическая дистанция и объективность?
- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?
- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?
Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Литература
Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.
Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.
- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?
- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?
Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Литература
Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.
Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.
- Основные положения теории Б. Успенского
- Какие точки зрения характерны для романного повествования?
- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.
Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Литература
Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.
|
Родовая особенность лиро-эпоса.
- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).
- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).
Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова
Литература
Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.
Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.
Сюжет и герой в драме.
- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?
- В чем специфика слова в драме?
- В чем своеобразие драматического героя?
- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».
Текст: «Маскарад» Лермонтова, «Вишневый сад» Чехова
Литература
Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.
Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.