Родовая особенность лиро-эпоса.




Теория литературы и поэтика

 

ТЕМЫЛЕКЦИЙ

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин –

Литература.

Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972

Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.

 

Тема 2-3. Слово как объект теории литературы. Понятие художественного мира автора -

Литература

Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Тема 4. Понятие текста. Текст автора и текст культуры

Литература.

Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

 

Тема 5. Академические школы в литературоведении

Литература.

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.

Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.

Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.

Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

 

Тема 6. Теоретические концепции поэтического слова

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

 

Тема 7. Проблема автора. Автор и авторство -

Литература.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

 

Тема 8-9. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса

Литература.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Тема 10-11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы

Литература.

Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

 

Тема 12-13. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика жанры.

Литература.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Учебник/Вступ. статья А. Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с.

Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Художественный мир автора. Хронотоп.

- Что такое авторский стиль?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время у Лермонтова?

- Как вписан лермонтовский герой в хронотоп?

Текст: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Телега жизни» А.С. Пушкина

Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 140 – 278.

 

Родовое своеобразие эпоса.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.

 

Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.

 

Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.

- Основные положения теории Б. Успенского

- Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.

 

Родовая особенность лиро-эпоса.

- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).

- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).

Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова

Литература

Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.

Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.

 

Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?

- В чем специфика слова в драме?

- В чем своеобразие драматического героя?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».

 

Текст: «Маскарад» Лермонтова, «Вишневый сад» Чехова

Литература

Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: