Врачи прописывали пациентам солнце, воздух и природу... Архитекторы учли это при создании домов




Архитектура: Как эпидемия туберкулеза повлияла на модернизм 1920х

Врачи прописывали пациентам солнце, воздух и природу... Архитекторы учли это при создании домов

Rebecca Gross 21 апреля, 2020

Волна туберкулеза прокатилась по Европе в начале ХХ века. Эта болезнь не обращала внимания на возраст и богатство людей, ее называли «грабителем молодости». Те, кто мог себе это позволить, искали лечение в санаториях с доступом к целебному воздействию солнечного света и свежего воздуха.

Архитекторы-модернисты, включая Ле Корбюзье и Алвара Аалто, переосмыслили опыт эпидемии и создали новый тип архитектуры: дома, пронизанные светом и воздухом, где можно было вести более гигиеничный образ жизни.

Викторианский интерьер XIX века; фото Wikimedia Commons, Jorge Royan

На протяжении всей истории человечества эпидемии оказывали влияние на облик наших домов, зданий и городов. В 1800-х годах антисанитарные и перенаселенные условия способствовали распространению холеры, вызвав многочисленные вспышки болезни по всему миру. Архитектурным результатом стало переосмысление водопровода и канализации, появление новых правил зонирования — попытка убрать переполненность жилых помещений.

Туберкулез и пневмония были одной из главных причин смерти в начале 1900-х годов в таких странах, как США, Великобритания и Австралия. В то время люди обычно жили в многоквартирных домах викторианской эпохи (пример на фото выше), наполненных деревянной и мягкой мебелью, коврами и портьерами, защищающими от сквозняков. Небольшие окна ограничивали доступ к естественному освещению и вентиляции, а резные детали столярных изделий были скоплением пыли.

Красный коттедж в санатории Adirondack, США; фото Wikimedia Commons, Mwanner

Туберкулез был очень заразным, и изоляция, как и сегодня, была одним из немногих средств профилактики болезни. Заболевшим врачи предписывали отдых, здоровое питание, солнечный свет и свежий воздух. Многие состоятельные пациенты обращались за лечением в санатории, такие как Adirondack Cottage Sanatorium в штате Нью-Йорк. Основанный в 1885 году, этот дом отдыха стал первым таким заведением для больных туберкулезом в США. Здесь можно было ухаживать за больными на природе, в месте со свежим горным воздухом — в условиях, которые сильно отличались от плотной и перенаселенной городской среды.

 

Возможно, вы встречали деревянное кресло Aдирондак. Это классическое садовое кресло встречалось во многих оздоровительных домах в горах Адирондак штата Нью-Йорк. Врачи считали, что эта местность хорошо подходят для больных туберкулезом: больные могли подолгу сидеть на открытом воздухе и восстанавливать силы.

Вилла Савой в 2015 году, Франция; фото Wikimedia Commons, LStrike

Изначально санатории размещали в горных коттеджах, однако постепенно они превратились в отдельный архитектурный жанр: спроектированные с учетом всех гигиенических требований здания, которые помогали в оздоровлении и ограничивали распространение болезни. И именно проектирование таких санаториев сильно повлияло на развитие модернистской архитектуры.

Архитекторы-модернисты Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Алвар Аалто и другие хотели создать новую форму архитектуры. Она должна была предотвратить туберкулез и решить другие социальные проблемы, такие как потребность в недорогом жилье и повышение уровня жизни масс. Ле Корбюзье, например, был одержим чистотой до такой степени, что его вилла Савой во Франции (на фото выше), спроектированная в 1929 году, была оснащена раковиной для мытья рук прямо у входа в дом.

Терраса виллы Савойвид из гостиной; фото Wikimedia Commons, Netphantm

Основой модернистских проектов Ле Корбюзье стали «пяти принципов архитектуры», разработанные им в 1920-е годы и основанные в том числе на терапевтическом эффекте света и воздуха.

  1. Столбы-опоры. Этот принцип подразумевает, что дом будет приподнят над землей.
  2. Свободный план. При использовании опор из железобетона можно добиться того, что стены больше не будут несущими и внутреннее пространство здания можно моделировать с помощью перегородок.
  3. Свободный фасад. Фасад без нагромождения опор, они все ушли внутрь дома. Так что стены могли быть сделаны не только из легкого или прозрачного материала, но и принимать криволинейные формы.

4. · Ленточные горизонтальные окна. Большие окна наполняли интерьер светом и связывали внутреннее пространство с внешним.

5. · Крыши-террасы. В архитектуре модернизма наклонные крыши сменились плоскими террасами, где можно было расположить сад или комфортную зону отдыха.

 

На раннем этапе модернистской архитектуры были чистые линии, белые поверхности, большие остекленные плоскости и внутренний дворик. Хотя это часто описывалось как эстетика «машины для жилья», часть исследователей (например, историк архитектуры, теоретик и куратор Беатрис Коломина — автор X-Ray Architecture, и декан архитектурного факультета университета Арканзаса Питер Маккейт) утверждает, что это в большей степени больничная эстетика, ориентированная на человека.
И действительно, такие интерьеры создавали наполненную воздухом, более открытую и гигиеничную среду.

Дизайн мебели модернизма тоже способствовал этому. Изготовленная из нержавеющей стали и кожи мебель была приподнята на высокие ножки, что облегчало ее передвижение и чистку. Шезлонги, такие как знаменитый LC4, разработанный в 1928 году Шарлоттой Перриан, Ле Корбюзье и Пьером Жаннере, был вдохновлен откидными креслами из санаториев, приподнимавших ноги пациентов для лучшей циркуляции крови.

Санаторий Паймио, Финляндия; фото Flickr, Leon Liao

В 1932 году Алвар Аалто спроектировал в Финляндии санаторий Паймио, объединивший идеи модернизма и задачи здравоохранения. Его отличительной чертой были балконы и большие окна, пропускавшие много света и воздуха. Алвар Аалто также спроектировал для санатория интерьеры, мебель и светильники, помогающие пациентам в процессе их выздоровления.

 

 

Сейчас более половины населения мира проживает в городах, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия эта цифра только увеличится. Около 90% своего времени городские жители проводили в помещениях даже до начала пандемии коронавируса.

В начале XX века эпидемия болезни помогла создать новые типологию и принципы формообразования, до сих пор вдохновляющие современную архитектуру. Как и тогда, сегодняшняя изоляция помогает предотвратить распространение инфекционных заболеваний и может повлиять на проектирование домов и зданий, особенно по мере роста городского населения и увеличения плотности застройки.

ПО ТЕМЕ…

  • Интерьер в эпоху карантина
  • Проверка изоляцией: Что вы бы изменили в доме теперь [записывайте]
  • Как правильно [и что именно] убирать в доме для защиты от вирусов

Комментарии (1)

Ю У

Полагаю, что произошло и переосмысление роли отопления и использования материалов строительства, гидрофобных снаружи и дышащих изнутри. Исчезла необходимость класть 2 слоя ковров на стены и 5 слоев шкур, чтобы не замерзнуть и не промокнуть.

Мало того, появилась централизованная вентиляция помещений.

Chris M Padget

Очень интересно читать. Не понимал, как проблемы со здоровьем влияют на архитектуру.

Very interesting read. Did not realize how health issues impacted in architecture.

 

Covet Place

Спасибо за эту большую статью, это большое отражение истории пандемий и его влияние на современную архитектуру. Нынешняя реальность пребывания дома, чтобы предотвратить распространение коронавируса, свидетельствует о том, что корректировки в том, как мы живем, могут оказать серьезное воздействие на наше здоровье. Возможно, наш новый нормальный образ жизни будет влиять на то, как мы проектируем наши коммунальные и частные пространства.

Thanks for this great article, it is a great reflection of the history of pandemics and its influence on modern architecture. The current reality of staying at home to prevent the spread of the Coronavirus demonstrates that adjustments in the way we live can have a major an impact on our health. Perhaps our new normal way of life will influence the way we design our communal and private spaces.

 

PollyG

Я знал об изменении архитектуры из трущоб и многоквартирных домов, но я не знал о его влиянии на модернистский дизайн, но очевидно, что теперь вы указали на это. Спасибо за интересную статью.

I had been aware of the changing architecture from slums and tenements, but I had not been aware of its influence on modernist design - yet it is obvious now you have pointed it out. Thanks for an interesting article.

 

Jacqueline Macho

Большая статья.... интересно, как медсестра и любитель практики дизайна. Я хотел бы больше домов престарелых были разработаны на основе лучшего использования свежего воздуха и света.

Great article....interesting as a nurse and lover of design practice. I wish more nursing homes were designed based on better use of fresh air and light.

 

signarture

Спасибо Ребекка, очень интересно рассмотреть влияние предыдущих пандемий, так же, как достижения в области материалов и техники, на эволюцию модернизма - человека, сосредоточенного подход к дизайну, что мы любим. Имена ведущих практиков движения вплетены в наш дизайн «Альбертополис», часть нашей «модернистской коллекции»(https://www.signarture.com.au/collections/modernist-perspex-artworks), в дань уважения.

Thank you Rebecca, very interesting to consider the impact of prior pandemics, as much as advances in materials and engineering, on the evolution of Modernism - a human centred approach to design that we love. The names of the movement's leading practitioners are woven into our signarture 'Albertopolis' design, part of our modernist collection, in homage.

Эпидемии и архитектура

https://www.houzz.ru/statyi/arhitektura-kak-epidemiya-tuberkuleza-povliyala-na-modernizm-1920h-stsetivw-vs~134504397?utm_source=Houzz&utm_campaign=u13660&utm_medium=email&utm_content=gallery6_7&newsletterId=13660

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: