Общие знания:
Врач-психиатр должен знать:
Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; порядок оказания психиатрической помощи; общие вопросы организации психиатрической помощи (в т.ч. скорой психиатрической помощи), вопросы обеспечения и управления качеством оказания психиатрической помощи, принципы полипрофессионального ее оказания, взаимодействия со специалистами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь; основные вопросы общей психопатологии; клиническую картину психических заболеваний, их этиологию и патогенез, принципы дифференциальной диагностики и лечения; симптоматику состояний, требующих неотложной госпитализации, применения методов интенсивной терапии; методы исследования психических больных и прежде всего клиникопсихопатологические, возможности инструментальных и специальных параклинических методов диагностики в психиатрии; основы фармакотерапии психических заболеваний, другие методы биологической терапии в психиатрии, основы психотерапии, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации; вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы, вопросы диспансеризации и реабилитации психически больных; вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы психически больных; вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны; формы и методы санитарного просвещения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Врач-психиатр должен уметь:
Оказывает населению психиатрическую помощь. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке. Соблюдает принципы врачебной этики. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Определяет показания к виду последующей медицинской помощи: амбулаторной (лечебно-консультативная или диспансерное наблюдение), полустационарной или в условиях стационара; при наличии показаний направить или организовать перевод больного в реанимационное отделение многопрофильной больницы, организовать диагностику, наблюдение, лечение и реабилитацию пациентов, страдающих психическими расстройствами, в соответствии с клиническими показаниями и уровнем социальной адаптации/дезадаптации на всех этапах оказания психиатрической помощи; определяет показания к неотложной госпитализации, а в необходимых случаях ее организует в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет освидетельствование и госпитализацию больного в недобровольном порядке с соблюдением при этом всех предусмотренных законодательством процедур. Обеспечивает преемственность терапии больных в амбулаторных и стационарных условиях. Разрабатывает (совместно с психологом, специалистом по социальной работе (социальным работником) индивидуальные комплексные программы психосоциальной реабилитации больных и осуществляет их совместно с указанными специалистами на данном этапе помощи. Организовывает и дифференцированно привлекает больных к различным формам лечебно-трудовой деятельности. Выявляет признаки временной и стойкой (частичной и полной) утраты трудоспособности. Определяет профессиональные ограничения - проводит первичную трудовую экспертизу через клинико-экспертную комиссию (КЭК) с представлением больного на МСЭК. Проводит мероприятия по предупреждению рецидивов и осложнений заболевания, а также предупреждению общественно-опасных деяний пациентов (преемственная связь с диспансером), дает рекомендации по поддерживающей терапии, трудовые и социально-гигиенические рекомендации больному и его родственникам). Проводит диспансеризацию больных. Оказывает психиатрическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях. Ведет всю необходимую медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу. Составляет отчеты о своей работе и осуществляет анализ ее эффективности.
Специальные знания и умения:
Врач-психиатр должен уметь:
Общеврачебные диагностические и лечебные манипуляции
-Владеть методами обследования больных (анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
-Оказывать экстренную помощь при неотложных состояниях
соматического профиля, включая коматозные состояния, обусловленные повторными гипогликемиями, анафилактическом шоке, шоке обусловленном приемом психотропных препаратов, острых токсико-аллергических реакциях, обусловленных приемом психотропных препаратов
Навыки в рамках основной специальности
Диагностические навыки:
-Умение выявлять в процессе обследования больных симптомы расстройств психической деятельности
-Умение квалифицировать синдромы выявленных расстройств
-Умение проводить нозологическую диагностику психических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (МКБ X)
-Умение проводить дифференциальную диагностику на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях
-Умение определять показания к госпитализации в психиатрический стационар
-Умение выявлять больных, нуждающихся в недобровольной госпитализации
-Умение выявлять суицидальные и гетероагрессивные тенденции
Терапевтические (лечебные) навыки:
-Умение проводить дифференциальную психофармакотерапию с использованием всех групп психотропных средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный
-Умение проводить курсовую противосудорожную терапию
-Умение проводить дегидратационную и “рассасывающую” терапию при органических заболеваниях головного мозга
-Умение корригировать расстройства сна
-Умение проводить электросудорожную терапию
-Умение проводить инсулино-коматозную терапию
-Умение проводить активную амбулаторную терапию
-Умение проводить алкогольно-антабусные пробы
-Умение проводить активную амбулаторную терапию
-Умение проводить амбулаторную поддерживающую терапию
-Умение предупреждать побочные эффекты биологической терапии, включая:
-Умение купировать злокачественный нейролептический синдром
-Умение корригировать хронические неврологические побочные эффекты терапии психотропными средствами
-Умение корригировать соматовегетативные побочные эффекты терапии психотропными средствами
-Лечение отравлений психотропными средствами
-Владение психотерапевтическими методиками:
-Владение рациональной психотерапией
-Владение рациональной психотерапией (в бодрствующем состоянии)
-Владение обучением аутосуггестивным методикам, включая аутогенную тренировку
-Владение гипнотерапией
-Владение поведенческой психотерапией
-Владение коллективной и групповой психотерапией
-Владение основами семейной психотерапии
-Владение фитотерапией пограничных психических расстройств
-Владение навыками социальной реабилитации
Экстренная помощь при неотложных состояниях
-Лечение приступа фебрильной шизофрении
-Лечение серийных припадков
-Лечение эпилептического статуса
-Лечение тяжелых форм алкогольного делирия и острых алкогольных энцефалопатий
-Лечение тяжелой алкогольной интоксикации и абстиненции
-Лечение алкогольно-антабусной реакции
-Лечение острой интоксикации и абстиненции при наркоманиях и токсикоманиях
-Купирование различных видов возбуждения
-Неотложная помощь при суицидальных тенденциях
-Неотложная помощь при состояниях помраченного сознания
-Борьба с отказом от еды
-Владение тактикой оказания первой врачебной помощи психически больному с социально-опасными действиями
-Транспортировка больного в остром психотическом состоянии
Оценка результатов дополнительных методов исследования
-ЭЭГ-исследования
-Эхо ЭЭГ-исследования
-Пневмо-ЭГ
-Ультразвуковая допплерография
-Рентгенография черепа
-Заключение по исследованию глазного дна
-Оценка результатов лабораторных исследований при сифилитическом поражении центральной нервной системы
-Оценка результатов экспериментально-психологического исследования
Ведение медицинской документации и прочие навыки и умения
-Ведение медицинской документации (в стационаре, психоневрологическом диспансере, поликлинике)
-Уметь работать с основными информационными системами по психиатрии на ПК, подключение к Медлайн и Интернет
-Уметь работать с различными информационными источниками по вопросам клинической фармакологии
-Организовывать научно-практические конференции, семинары, разборы по актуальным вопросам психиатрии
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХИАТРИЯ» (ординатура)
Индекс | Наименование разделов и дисциплин (модулей) | Всего часов | Даты | Форма контроля (ч) |
Б1.Б | Базовая часть | |||
Б1.Б1 | Психиатрия | 672 | Экзамен 36 ч | |
Б1.Б1.1 | Общая психопатология | Зачет | ||
Б1.Б1.2 | Организация психиатрической помощи | Зачет | ||
Б1.Б1.3 | Эндогенные психические заболевания | Зачет | ||
Б1.Б1.4 | Экзогенно-органические психические заболевания | Зачет | ||
Б1.Б1.5 | Психогенные заболевания | Зачет | ||
Б1.Б1.6 | Болезни зависимости | Зачет | ||
Б1.Б1. 7 | Психофармакотерапия | Зачет | ||
Б1.Б1. 8 | Немедикаметозные методы лечения психических заболеваний | Зачет | ||
Б1.Б1.9 | Лечение, диагностика и социальная реабилитация психических больных | Зачет | ||
Б1.Б.2 | Медицина чрезвычайных ситуаций | Зачет с оценкой 3 ч | ||
Б1.Б.3 | Общественное здоровье и здравоохранение | Зачет с оценкой 3ч | ||
Б1.Б.4 | Педагогика | Зачет 3ч | ||
Б1.Б.5 | Патологическая анатомия | Зачет 3ч | ||
Б1.Б.6 | Патологическая физиология | Зачет 3ч | ||
Б1.Б.6 | Патологическая физиология | Зачет 3ч | ||
Б1.В | Вариативная часть | |||
Б1.В. ОД | Обязательные дисциплины | |||
Б1.В. ОД.1 | Анестезиология и реаниматология | Зачет 3ч | ||
Б1.В. ОД.2 | Клиническая фармакология | Зачет 3ч | ||
Б1.В. ОД.3 | Оперативная хирургия и топографическая анатомия | Зачет 3ч | ||
Б1.В. ОД.4 | Эндокринология | Зачет 3ч | ||
Б1.В. ДВ | Дисциплины по выбору | |||
Б1.В. ДВ.1 | Скорая медицинская помощь | Зачет 3ч | ||
Б1.В. ДВ.2 | Инфекционные болезни | Зачет 3ч | ||
Б.2 | Практика | |||
Б.2.1 | Поликлиника | Зачет | ||
Б.2.2 | Стационар | Зачет | ||
Б3 | Государственная (итоговая) аттестация | |||
Б3.1 | Выпускной экзамен по специальности | Экзамен | ||
Общий объем подготовки |
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель практики: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Задачи обучения:
1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача-психиатра, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-психиатра, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере профессиональных интересов врача-психиатра.
4. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу-психиатру свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
5. Подготовить врача-психиатра к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую психиатрическую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению качества жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
6. Подготовить врача-психиатра, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
Срок обучения: 3240 учебных часов (60 недель – 15 месяцев))
Режим занятий: 9 учебных часов в день
Сроки прохождения практики с «__»_________ 20___ г. по «__» ________ 20___ г.
Клиническая база: ____________________________________________________________
Руководитель практики_________________________________________________________
№ | Виды профессиональной деятельности (ординатора) | Место работы | Продолжительность циклов | Формируемые профессиональные компетенции | Форма контроля |
Поликлиника | |||||
1. | Прием и оказание помощи больным психиатрического профиля. Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике. Рецепты. Медико-социальная экспертиза: направление на МСЭ, вынесение обоснованного решения о состоянии трудоспособности, участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности. Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. | Отделения психоневрологического диспансера | учебных часов 288 недель 5 1/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования психических заболеваний на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания помощи; -способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания помощи; в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания помощи; - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии; адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии; адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии; адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии; | Зачет |
в реабилитационной деятельности: - способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия при наиболее распространенных психических заболеваниях. - способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации психически больных, определять показания и противопоказания к назначению средств психотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии; в профилактической деятельности: - способность и готовность применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья больных психиатрического профиля в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения; - способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии заболеваний психиатрического профиля, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия, проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам вреда алкоголизма и наркомании. в организационно-управленческой деятельности: - способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы амбулаторно-поликлинических учреждений; - способность и готовность использовать знания организационной структуры психиатрической службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную психиатрическую помощь, анализировать показатели работы структурных подразделений терапевтической службы, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам психиатрического профиля на амбулаторно-поликлиническом этапе. | |||||
Стационар | |||||
2. | Прием и оказание помощи больным с психическими заболеваниями. Освоение методики обследования больных психиатрического профиля, основных показаний для назначения различных групп психотропных препаратов. Заполнение и ведение медицинской документации. Дежурства в приемном отделении (24 часа). Ведение совместно с врачом 5-6 больных психиатрического профиля. Опыт участия в КЭК, заполнение посыльных листов на МСЭК. | Общепсихиатрическое отделение | учебных часов 612 недель 11 1/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии | |
3. | Прием и оказание помощи детям с психическими заболеваниями. Особенности методики обследования больных детей психиатрического профиля. Заполнение и ведение медицинской документации. Ведение совместно с врачом 5-6 больных психиатрического профиля. | Детское отделение | учебных часов 144 недель 2 2/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии | |
4. | Прием и оказание помощи больным с болезнями зависимости. Особенности методики обследования наркологических больных. Заполнение и ведение медицинской документации. Обучение навыкам оказания неотложной наркологической помощи, дезинтоксикационной инфузионной терапии, купирования алкогольных психозов. Ведение совместно с врачом 5-6 больных. | Наркологическое отделение | учебных часов 144 недель 2 2/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии | |
5. | Прием и оказание помощи больным с невротическим характером психических нарушений. Освоение основных психотерапевтических методик, гипнотерапии, аутотренинга. Заполнение и ведение медицинской документации. Ведение совместно с врачом 5-6 больных. | Психотерапевтическое | учебных часов 144 недель 2 2/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии | Зачет |
6. | Прием и оказание помощи больным с первичным эпизодом психических заболеваний. Освоение методики обследования больных психиатрического профиля, проведения дифференциальной диагностики психопатологических симптомов и синдромов. Выставление синдромального диагноза. Заполнение и ведение медицинской документации. Ведение совместно с врачом 5-6 больных. | Отделение больных с первичным эпизодом психических заболеваний | учебных часов 144 недель 2 2/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии | |
7. | Прием и оказание помощи больным психиатрического профиля, страдающим туберкулезом. Изучение патоморфоза психических заболеваний, осложненных открытыми и закрытыми формами туберкулеза. Заполнение и ведение медицинской документации. Ведение совместно с врачом 5-6 больных. | Общепсихиатрическое отделение для больных туберкулезом | учебных часов 144 недель 2 2/3 | в диагностической деятельности: - способность и готовность к постановке диагноза на основании обследования психически больного - способность и готовность использовать основные методики клинико-инструментального и лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики сопутствующих заболеваний - способность и готовность выявлять у пациентов основные психопатологические симптомы и синдромы, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ-10, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при психических заболеваниях. в лечебной деятельности: - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при психических заболеваниях - способность и готовность назначать психически больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии |