Мы помнили безошибочное решение Карла Теодора Дрейера в фильме "Страсти Жанны Д'Арк". Ему была важна среда, обстановка действия. Были построены обширные декорации, но, тем не менее, в кадре мы видим, в основном, средние и крупные планы артистов на фоне лишь некоторых фрагментов строений. Большой комплекс декораций давал возможность авторам пользоваться длиннофокусными объективами, на основе которых строилась вся пластика изображения. У нас была совершенно другая задача, но великий фильм Дрейера напомнил о бесконечных возможностях выразительности изображения.
В работе мы старались ограничить себя в съемках общих планов натурной части декораций. Создавать в павильоне ощущение естественной натуры невероятно сложно и получается далеко не всегда.
Приведу один из примеров того, как нам это удалось. В павильонной деревне нам нужно было доснять один кадр: на первом плане перед актером – лужа на настоящей глинистой почве. Смотрим отснятый материал – что-то не то. Пересняли – кадр по-прежнему мертв. Оказалось, в луже не было отражения неба. Его мы быстро создали с помощью световой, воздушной среды, которая не только отразилась в злосчастной луже, но и идеально состыковалась с материалом, снятым на натуре.
Не меньшей проблемой была теснота внутри декорации. Мы намеренно ограничивали рабочее пространство четырьмя стенами, прекрасно понимая причины вынужденной тесноты: необходимо было выстроить весь комплекс деревни, максимально приблизив его к реальным условиям. "Самой большой опасностью для художника является возможность оказаться в комфортабельном положении; в таком случае он должен искать и найти точку максимального неудобства" (Орсон Уэллс). Все эти ограничения во многом затрудняли работу с освещением, движением камеры и выбором мизансцен. Но, с другой стороны, это мобилизовывало воображение, заставляло искать более гибкие, естественные решения. В результате тесные декорации обернулись выигрышем – мы приспособились к трудностям, актеры почувствовали себя свободнее.
|
Кадры из фильма. Декорация "Изба Соломиных". Н.Андрейченко в роли Насти Соломиной
Мы всегда старались давать актерам полную свободу действий. Уже на "Романсе..." исключили из практики всякого рода отметки и поправки. Меня всегда поражал высокий профессионализм актеров, с которыми мне доводилось работать на "Мосфильме", – Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, Алексея Баталова, Людмилы Гурченко, Никиты Михалкова и других. Михалков в "Сибириаде" даже на самых сложных панорамах всегда оказывался в нужном месте, точно вписываясь в кадр. Этому невозможно научиться – чувство кадра у актера должно быть врожденным и лишь развиваться с опытом.
Используя свою систему освещения, я старался свести до минимума количество осветительных приборов внутри декорации, а где было возможно, вообще их убирал, за исключением съемок средних и крупных планов. Эффекты солнечного света (световые пятна, блики, рефлексы) я создавал, главным образом, с помощью мощных дуговых приборов.
Основное освещение проникало в павильон через многочисленные проемы, которые увязывали интерьеры с "натурой". Варьируя размеры рассеивающих светящихся плоскостей, меняя расстояние между ними и источниками света, можно в широком диапазоне видоизменять характер освещения и его контраст. При такой системе достаточно прорабатываются тени, что во многом облегчает работу в декорациях. Применение же дополнительного заполняющего света сводится к минимуму.
|
Самая сложная задача в работе со светом – создание пластического образа персонажа, его портретной характеристики, среды, в которой он действует. Надо уметь "заглянуть" в психологию актера, докопаться до "внутреннего света". Очень важно при установке освещения сохранить выразительность глаз актера, в них не должно быть бликов от осветительных приборов. В этом случае хорошо работают светящиеся рассеивающие плоскости экранов, создающие ощущение отражения естественного реального пространства.