1. Назовите, к какому классу хордовых относятся данные животные. Выберите холоднокровных и теплокровных.
1 вариант | 2 вариант |
1. Жаба серая 2. Колибри 3. Бенгальский тигр 4. Полярная сова 5. Травяная лягушка 6. Тритон 7. Жираф 8. Гадюка обыкновенная 9. Окунь речной 10. Собака | 1. Прыткая ящерица 2. Речная форель 3. Воробей 4. Страус нанду 5. Крокодил 6. Уж обыкновенный 7. Синица 8. Летучая мышь 9. Кошка 10. Кролик |
1. Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса Звери (млекопитающие)?
1) железы, которые вырабатывают молоко
2) кожа, которая поглощает кислород
3) глаза, которые различают цвета
4) скелет, который состоит из отделов
2. На каком из рисунков изображён головной мозг млекопитающего?
3. Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?
1) птиц; 2) рыб; 3) пресмыкающихся; 4) млекопитающих
4. Какой орган млекопитающего изображён на рисунке?
1) почка; 2) матка; 3) сердце; 4) печень
5. Летучие мыши в тёмных пещерах ориентируются в полёте с помощью
1) органа зрения; 2) острого обоняния
3) осязания, улавливающего воздушные потоки
4) ультразвука, улавливаемого органами слуха
6. На рисунке изображена зубная система животного. Представители какого класса обладают таким набором зубов?
1) Пресмыкающиеся
2) Брюхоногие
3) Земноводные
4) Млекопитающие
7. Какой пищей могут питаться животные, имеющие такой желудок?
1) зелёными побегами
2) твёрдыми плодами
3) мелкими позвоночными
|
4) разнообразными беспозвоночными
8. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс
1) Пресмыкающиеся;
2) Земноводные;
3) Млекопитающие
4) Костные рыбы
9. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов
1) кровообращения; 2) пищеварения; 3) дыхания; 4) выделения
10. Четырёхкамерное сердце у
1) аллигатора
2) черепахи
3) змеи
4) ящерицы
11. Число позвонков в шейных отделах позвоночника жирафа и мыши
1) одинаково
2) у жирафа больше
3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного
4) у обоих изменяется вместе с ростом
12. У представителей какого класса хордовых артериальная и венозная кровь в сердце смешиваются?
1) Костные рыбы
2) Земноводные
3) Птицы
4) Млекопитающие
13. Какой признак указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
1) постоянная температура тела
2) замкнутая кровеносная система
3) деление тела на отделы
4) внутренний скелет
14. В связи с приспособленностью к жизни в почве волосяной покров у кротов
1) редуцирован
2) состоит только из грубых остевых волос
3) образован длинными остевыми волосами и подшёрстком
4) состоит из густого подшёрстка, плотно прилегающего при движении крота к его телу
15. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
1) развитие вороны из яйца
2) почкование гидры
3) деление амёбы
4) размножение тюльпана луковицами
5) размножение сосны семенами
6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки
16. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР | ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ |
A) почкование дрожжей | 1) бесполое |
Б) образование спор у папоротника | 2) половое |
В) выращивание традесканции из черенков | |
Г) образование деток у лука | |
Д) образование плодов и семян у вишни | |
Е) появление отпрысков у сливы |
17. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК | ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ |
A) совокупность реакций синтеза органических веществ | 1) пластический |
Б) в процессе реакций энергия поглощается | 2) энергетический |
В) в процессе реакций энергия освобождается | |
Г) участвуют рибосомы | |
Д) реакции осуществляются в митохондриях | |
E) энергия запасается в молекулах АТФ |
18. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
|
ЭТАПЫЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.
Второй этап протекает в __ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — __ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри __ (Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. Гликолиз;
2. Лизосома
3. Митохондрия
4. кровеносная
5. пищеварительная
6. межклеточная жидкость
7. цитоплазма клетки
8. фотолиз
18. Биосинтез белка
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается с синтеза ___ (Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй – трансляция.
Перечень терминов
1) иРНК
2) ДНК
3) транскрипция
4) мутация
5) ген
6) рибосома
7) комплекс Гольджи
8) фенотип
19. Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития низших зверей, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) захватывание детёнышем набухшего соска
2) выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни
3) перемещение детёныша в сумку матери
4) рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех
5) впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц
20. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Млекопитающие
2) Куньи
3) Лесная куница
4) Хордовые
5) Хищные
21. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Пояснение.
Чаще всего выделяют шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточный, рганно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.