Операторские разработки к режиссерскому сценарию фильма




Кадры из фильма

Большинство дневных кадров мы снимали в ущелье на природе: впереди шла дымовая машина, застилая туманной пеленой большие участки натуры, а мы в жуткой жаре (актеры в зимних одеждах "страшно мерзли") находились в закрытом автобусе, за окнами которого проплывал фон, казавшийся абстракцией, почти пустотой. Это был простой обман зрения. Человеческий глаз, который хорошо ощущает протяженность глубинного пространства, отмечал каллиграфические отметки мгновенных темных провалов: когда дым чуть рассеивался, на белом фоне выступала натура, и за эти мгновения она вполне сходила за зиму. Во многом этому способствовали темные фигуры персонажей на первом плане и детали самого автобуса. Белизна фона напоминала белизну загрунтованного холста старых мастеров – он просвечивает изнутри, и на него так приятно наносить маслом нужный цвет. Белое пространство – понятие исключительно сложное и многоплановое, в белом заключены все цвета и оттенки. Но в фильме это пространство было не статичным, оно находилось в постоянном движении и изменении.

Автобус в горах попадал то в облако "тумана", то в солнце, то в тень. Это давало необходимый нерв и навело меня на мысль изменять зонально внутреннее пространство автобуса, перераспределяя и трансформируя в движении тональные и световые акценты. В дневных сценах мы обходились минимальным освещением (три прибора дневного света по 575 ватт). Для увеличения светочувствительности негативных пленок ДС-5 и ЛН-7 я применил способ, которым прежде не пользовался, хотя он был уже достаточно известен. Речь идет о предварительной (до съемки) дозированной засветке негатива. Такая засветка, как и засветка в процессе съемки, давала возможность проявлять негатив до более высокой гаммы.

Человеку в силу его психического склада свойственно изменение состояний, настроений. Это можно выразить "движением" световых и цветовых эффектов. Явления световой дифракции (30), поляризации, эффекты "туманника" или зонального изменения тональности кадра открывают новые возможности для художественного выражения идеи с помощью более многозначных и сложных структур.

Свет в природе распределяется большими потоками, создавая более широкий фронт освещения по сравнению с искусственными источниками. Сегодня большинство операторов взяло на вооружение принцип сочетания естественного освещения с условным. Это во многом расширяет возможности работы со светом и помогает добиться исключительных пластических эффектов лепки формы, особой воздушности пространственной среды.

В натурных условиях создать динамику света гораздо сложнее, особенно при рассеянном освещении. Чтобы добиться эффекта "движения" света при съемке натурных сцен и внутри автобуса, я применил оптическую насадку с дифракционной решеткой (31). При цветной съемке дифракция всегда выражается в ярких спектральных тонах. Но эта особенность нас и не устраивала. Была опасность увлечься цветовыми эффектами и потерять идею светового рисунка. Тогда мы решили с помощью специалистов создать новую насадку с дифракционной решеткой, состоящей из насечек, выгравированных по специальному рисунку на поверхности стекла. Таким образом, нам удалось добиться почти монохромного эффекта дифракции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: