Глава 1. Особенности логопедической работы с детьми «группы риска»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №30»

Партизанского городского округа

Использование элементов хромотерапии в работе учителя-логопеда с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией

Бужинская Ольга Владимировна

Учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад №30» ПГО

Год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности логопедической работы с детьми «группы риска»……...6

1.1 Психофизические и социальные причины отклонения в развитии

речи детей …………………………………………………………………………6

1.2 Целесообразность использования хромотерапии в работе

с детьми дошкольного возраста …………………………………………… …..7

Глава 2. Опыт работы по использованию элементов хромотерапии

на логопедических занятиях …………………………………………………..10

2.1 Методика «Букет на поляне» …………………………………………………...10

2.2 Методика «Волшебные квадраты»………………………………………………12

2.3 Выбор цвета и самооценка деятельности. Цветные прописи …………………13

2.4 Методика «Цветные платки»……………………………………………….........15

2.5 Использование элементов хромотерапии в работе

по коррекции звукопроизношения…………………………………….........16

2.6 Вариативность применения элементов хромотерапии в

логопедической работе………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………………...25

Приложения…………………………………………………………………………...27

 

Введение

В последние десятилетия отечественная логопедия интенсивно развивается, появляются инновационные направления коррекционно-педагогической работы.

Децелерация, т.е. замедленный темп физического и интеллектуального развития детей, становится довольно распространенным явлением. При децелерации речевые нарушения носят системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность. Децелерации больше подвержены дети «группы риска». Под понятием «дети группы риска» подразумеваются следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Особенность детей группы риска в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или попираются их базовые права. При относительно благополучном соматическом состоянии, отсутствии дефектов органов артикуляции и достаточной иннервации речевого аппарата, коррекционная работа с использованием общепринятых программ, приемов и методов работы не дает положительных результатов. Можно предположить, что в данном случае речевые проблемы являются не причиной, а следствием психологических проблем детей, то есть выступают первопричиной сопутствующих нарушений.

Нахождение детей в неблагоприятных условиях для развития приводит к депривации. Депривация есть лишение средств и возможностей удовлетворения основных психических потребностей, среди которых можно выделить следующие:

1) потребность в общении;

2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности;

3) потребность в двигательной активности;

4) потребность общения со сверстниками;

5) потребность в личной идентификации;

6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности;

7) потребность в положительных эмоциях.

Следствием депривации являются задержка в развитии речи, социальных навыков, тонкой моторики, интеллекта. Наиболее опасна в детском возрасте материнская депривация. (См. Приложение 1)

Установление доверительного контакта с ребенком, длительно находящимся в психотравмирующей ситуации, становится приоритетным при организации коррекционной работы.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы и позволяет рассматривать речевые нарушения, как вторичные вследствие неблагоприятного влияния окружающей среды на общее развитие ребенка.

Цель: обобщение и анализ опыта логопедического сопровождений детей «группы риска» при использовании элементов хромотерапии для оптимизации коррекционного процесса.

Объектом исследования являются особенности речевого развития, эмоционального детей «группы риска».

Предмет исследования - процесс оказания и виды логопедической помощи, предоставляемой детям-логопатам с использованием элементов хромотерапии.

Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективность логопедической реабилитации зависит от психологического состояния детей «группы риска» и страдающих тяжелыми нарушениями речи, разнообразия форм и методов работы, в том числе и воздействием цветовой гаммы.

В качестве основных задач выделены следующие:

- изучить и проанализировать традиционные формы и методы коррекционной работы с детьми «группы риска»;

- определить пути оптимизации деятельности учителя-логопеда в области речевой, психологической реабилитации детей «группы риска» путем использования элементов хромотерапии.

Методы исследования: обзор и анализ традиционных программ, литературы по проблеме в области применения хромотерапии; изучение, обобщение практических материалов из личного опыта работы учителя-логопеда МБДОУ «ЦРР- детский сад №30» Партизанского городского округа.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней рассмотрены социальные факторы, как определяющие возникновение речевых нарушений у детей «группы риска». Предложены нетрадиционные формы и методы работы, направленные на стабилизацию эмоционального состояния и устранение отклонений в речевом развитии детей «группы риска».

Результатом исследования является возможность создания адаптированной к использованию на коррекционных занятиях технологии хромотерапии для логопедического сопровождения детей «группы риска» и тяжелой речевой патологией.

Научная значимость, по мнению автора, заключается в следующем: подготовка и реализация адаптированной к использованию в работе учителя-логопеда технологии хромотерапии, будет способствовать формированию положительного эмоционального фона и развитию коммуникативных навыков детей, что повысит эффективность работы с детьми «группы риска». Сформулированные выводы и предложения могут быть использованы учителями-логопедами дошкольных и социальных учреждений.

Глава 1. Особенности логопедической работы с детьми «группы риска»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: