Цель: развитие неречевых процессов, внимания, умения действовать в соответствии с инструкцией, активизация мыслительной деятельности. За основу берем листы белого картона размером 20см x 15см., т.к. белый цвет дает больший простор для фантазии. На картон-основу наклеиваем произвольно по три квадрата размером 6см x 6см. Поле под одним из квадратов оставляем пустым. Для свободного выбора даем одиночные квадраты того же размера, что и на листе-основе. Лист-основу ребенок выбирает сам. При затруднении, с выбором может помочь взрослый. (С детьми импульсивными, гиперактивными, или наоборот, очень инертными, желательно, провести индивидуальную предварительную работу). Ребенок может одним квадратом любого цвета заполнить пустое поле, а вторым накрыть тот из наклеенных квадратов, цвет которого в данный момент ему не нравится. Разрешается не заполнять пустое поле, но при этом накрыть два любых квадрата на листе-основе. В течение занятия ребенок может дважды поменять свой выбор, заменить выбранные одиночные квадраты. Лист-основу менять не разрешается. Для детей с речевыми и психологическими проблемами это не только выбор цветового решения. Это и выбор в более широком смысле слова. Во-первых, ребенок учится делать самостоятельный выбор, во-вторых, понимает, что выбор есть всегда, но иногда приходится принимать окончательное решение, в-третьих, есть правила, которые менять нельзя, в-четвертых, стремится к усовершенствованию достигнутого результата и т.д.
2.3 Выбор цвета и самооценка деятельности. Цветные прописи
Предлагаемые материалы могут отвергаться детьми по разным причинам: не нравятся цвет, форма, размер, вызывают неприятные ассоциации и т.п. Следует учитывать в работе индивидуальные вкусы ребенка. Мы не претендуем на использование цветовой гаммы в качестве цветолечения, а стараемся создать благоприятный эмоциональный фон, помочь детям раскрепоститься, получить удовольствие от занятий, сместить акцент с
Цветные прописи – это креативно! отрицательных переживаний на положительные. Как бы ни менялось психоэмоциональное состояние ребенка, в выборе всегда прослеживается предпочтение определенной цветовой гамме, что учитывается при планировании коррекционной работы.
Дети не очень любят писать в прописях, поэтому используем при выполнении задания цветные ручки. Ребенок сам выбирает ручку приятного для него цвета. Может быть, это неправильно методически, зато как весело и разнообразно: сегодня страничка синяя, завтра зеленая, а послезавтра вообще полосатая. Результативность работы возрастает в полтора – два раза. Увеличиваются и темп, и качество.
В начале работы казалось, что игра с цветом будет отвлекать от основной задачи: преодоления недостатков речи. Практика показала обратное. За достигнутый результат ребенок выбирает квадрат любого цвета и кладет его рядом с собой. В конце занятия в оценочной тетради ребенок зарисовывает то количество квадратиков, которое он заработал, и обязательно того же цвета. Сначала дети необъективны в самооценке и зарисовывают большее количество квадратов, чем заработали. По мере улучшения речевых навыков, самооценка становится более адекватной.
Зачем приписывать себе что-то, когда итак результат достаточно высок!
Тетрадь Яны Г., 6лет, страдающей моторной алалией, осложненной задержкой психического развития; 2 год обучения. Прослеживается положительная динамика в формировании адекватной самооценки.
В зависимости от состояния ребенка, аккуратно предлагаем свой выбор цвета. Например, желтый, красный, если ребенок заторможен, утомился. Или зеленый, синий, если он излишне возбужден. Дети любят рисовать красками, гуашью с помощью пальцев на листе, стекле, друг у друга на лице. Нанесение узоров друг другу требует симпатии, доверия и применяется только в случае эмоционально устойчивых, приятельских отношений.