ЛОР_Билет №17. Функции кинестетического, слухового и зрительного анализаторов в развитии речи.




Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический. Для правильного выполнения функции речи необходима сохранность иннервации мышц, в первую очередь языка, гортани, мягкого неба.

Становление двигательной и речевой функциональных систем осуществляется в раннем онтогенезе и имеет поэтапный характер. Оно определяет первые поведенческие реакции ребенка, а так же все его последующее психофизическое развитие.

Первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, определяемый положительным созреванием ЦНС, а также многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни. Развитие движений в онтогенезе представляет собой процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта, которым ребенок в момент рождения не обладает. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается.

В 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу. Под контролем и участии слуха и зрения, которые интенсивно развиваются в первые месяцы жизни ребенка, начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет. Простые действия с игрушкой превращаются в несложные предметно-игровые: кубики кладет в коробку, мяч бросает, куклу убаюкивает.

На фоне оживленных движений рук и ног возникают голосовые реакции, лежащие в основе развития речи. Функция речедвигательного анализатора строится на ранних филогенетических функциях двигательного анализатора: неречевые голосовые реакции, сосание, жевание и другие.

По мере усвоения детьми действий с игрушками постепенно устанавливается связь между предметом, действием и словами, их обозначающими. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам. Посредством активной деятельности и взаимодействия с предметами постепенно накапливается активный словарь, происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций.

Последовательность усвоения звуков также подчиняется закономерностям развития речедвигательного анализатора. На эту последовательность могут оказывать влияние те комплексы движений, которые связаны с безусловно-рефлекторными реакциями. Сторонники моторной теории развития речи выдвигают идею, согласно которой ребенок усваивает целые речедвигательные комплексы, соответсвующие словам и фразам. Затем, когда эти комплексы образуются в произношении, речедвигательный анализатор становится способным оказывать решающую роль слуховому анализатору в процессе восприятия речи. Само развитие мышечной чувствительности, способность различения тех или иных движений, предполагает наличие дифференцированности в слуховом, зрительном и других сенсорных анализаторах.

Постепенность перехода от простых артикуляторных комплексов к сложным связано с поэтапным созреванием моторных систем мозга. Произносительная сторона речи обеспечивается четко координированными движениями органов периферического отдела речевого аппарата. Даже при восприятии звучащей речи имеют место соответствующие микродвижения.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов. Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то можно отметить, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является собственно ее частью. По результатам исследований, у детей, которым была дана возможность ежедневно свободно передвигаться, попытки звукоподражания появлялись раньше, чем у детей, движения которых были ограничены.

Таким образом, между двигательной и речевой функциональными системами существуют опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза и превращающиеся в дальнейшем в сложное функциональное взаимодействие.

№34. Полипы носа, их влияние на состояние дыхания и речи.

Полипы носа – это округлые доброкачественные, безболезненные на ощупь образования, которые являются результатом разрастания слизистой оболочки носа.

Причиной появления полипов могут стать:

· частые простудные и инфекционные заболевания, сопровождающиеся насморком

· хронические синуситы (воспаления околоносовых пазух – гайморит, фронтит, этмоидит)

· аллергический насморк, вызванный вдыханием домашней и библиотечной пыли, пыльцы растений, спор грибов, шерсти животных, частиц бытовой химии, соединений хрома

· сильное искривление носовой перегородки, вызывающее нарушения дыхания и разрастание слизистой

· наследственная склонность к образованию полипов

· патологическая реакция иммунной системы.

По месту возникновения полипы делят на:

· Антрохоанальные – чаще возникают из слизистой гайморовой пазухи. Располагаются с одной стороны. Чаще встречаются у детей.

· Этмоидальные – развиваются из слизистой, выстилающей решетчатый лабиринт. Возникают с двух сторон носовой перегородки. Поражают людей во взрослом возрасте.

От размеров полипа и изменений, которые он вызывает, разделяют три стадии полипов:

· Первая стадия – полипы закрывают только небольшую часть носового пространства

· Вторая стадия – соединительная ткань разрастается настолько, что перекрывает значительную часть просвета носовой полости.

· Третья стадия – полипы полностью перекрывают дыхательный ход.

При полипозе носа возникают такие симптомы:

· 1. Длительное затрудненное носовое дыхание, чувство заложенности носа. Это вызвано тем, что разросшаяся слизистая частично или полностью перекрывает просвет носового хода.

· 2. Насморк, выделения слизистые или слизисто-гнойные. Это признаки присоединения вторичной инфекции и интенсивной работы слизистых желез.

· 3. Чихание при полипах в носу возникает из-за того, что вырост слизистой оболочки касается ресничек, и они воспринимают его как инородный предмет. А чихание – это защитная реакция, которая позволяет от него избавиться.

·4. Нарушения обоняния, вплоть до полной потери чувствительности к запахам. При разрастании соединительной ткани, в полипе нарушается работа клеток-рецепторов, которые воспринимают запахи.

·5. Головная боль является следствием сдавливания разросшейся тканью нервных окончаний. Недостаток кислорода, вызванный полипами, вызывает кислородное голодание мозга. Часто болевые ощущения связаны с воспалением придаточных пазух носа.

·6. Нарушения голоса, гнусавость. Нос является органом, который берет участие в образовании голоса. При полипозе прохождение воздуха нарушается и это становится причиной того, что человек говорит «в нос».

Также может произойти закрытие отверстия слуховых труб, что приведет к нарушению формирования речи и снижению слуха. Полипы в носу у детей легко определить: открытый рот, отвисшая нижняя челюсть и сглаженные носогубные складки. Длительное затрудненное дыхание может привести не только к изменению формы лица и зубочелюстной системы, но и к неправильному развитию грудной клетки.

№51. Ультра структура сетчатки и их физиология.

Сетчатка – самая внутренняя оболочка глаза, являющаяся высокодифференцированной нервной тканью, играющей важнейшую роль в обеспечении зрения.

Сетчатка состоит из десяти слоев, содержащих нейроны, кровеносные сосуды и другие структуры. Уникальность строения сетчатки обеспечивает функционирование зрительного анализатора.

Слои сетчатки:

- внутренняя пограничная мембрана;

- волокна зрительного нерва;

- ганглиозные клетки;

- внутренний плексиформный слой;

- внутренний нуклеарный;

- наружный плексиформный;

- наружный нуклеарный;

- наружная пограничная мембрана;

- слой палочек и колбочек;

- пигментный эпителий.

Основной функцией сетчатки является восприятие света. Это обеспечивается благодаря наличию рецепторов двух типов:

· палочки – около 100-120 миллионов;

· колбочки – около 7 миллионов.

Существует три вида колбочек, которые содержат по одному пигменту – красный, зеленый, сине-голубой. Именно благодаря этим рецепторам человек различает цвет.

Палочки имеют в составе пигмент родопсин, поглощающий красные лучи спектра. В ночное время преимущественно функционируют палочки, днем – колбочки, в сумерках все фоторецепторы на определенном уровне активны.

Фоторецепторы в различных областях сетчатки распределены неравномерно. Центральная зона сетчатки (фовеа) – это область наибольшей плотности колбочек. Плотность расположения колбочек к периферическим отделам уменьшается. В то же время центральная область не содержит палочек, их наибольшая плотность вокруг центральной зоны, а к периферии плотность несколько уменьшается.

Зрение представляет собой очень сложный процесс, являющийся результатом сочетания возникающих в фоторецепторах реакций под воздействием световых лучей, передачи нервных импульсов в биполярные, ганглиозные нервные клетки, по волокнам зрительного нерва, а также обработки полученной информации в коре головного мозга.

Чем меньше фоторецепторов соединено с последующей за ними биполярной клеткой и далее с ганглиозной клеткой, тем выше зрительная разрешающая способность. В центральной зоне сетчатки (фовеа) одна колбочка соединяется с двумя ганглиозными клетками, в отличие от этого в периферических зонах множество рецепторных клеток соединены с небольшим количеством биполярных клеток, малым количеством ганглиозных клеток, передающих импульсы по аксонам в головной мозг. Следовательно, область макулы, где концентрация колбочек высокая, характеризуется качественным зрением, при этом палочки периферических отделов обеспечивают периферическое зрение, менее четкое.

Сетчатка содержит два типа нервных клеток:

· горизонтальные – располагаются в наружном плексиформном слое;

· амакриновые – находятся во внутреннем плексиформном слое.

Эти два типа нейронов обеспечивают взаимосвязь между всеми нервными клетками сетчатки.

В медиальной половине сетчатки (ближе к носу) приблизительно в 4 миллиметрах от центральной зоны расположен диск зрительного нерва. Эта область полностью лишена светочувствительных рецепторов, поэтому в месте ее проекции в поле зрения определяется слепая зона.

Сетчатка имеет разную толщину на различных участках. Наиболее тонкая часть сетчатки находится в центральной зоне – фовеа, которая обеспечивает наиболее четкое зрение, самая толстая часть – в зоне диска зрительного нерва.

Сетчатка прилежит к сосудистой оболочке и прочно крепится к ней только вдоль зубчатой линии, по периферии макулярной области и вокруг зрительного нерва. Все остальные области характеризуются рыхлым соединением сетчатки и сосудистой оболочки, и в этих зонах наиболее вероятна отслойка сетчатки.

Трофика сетчатки обеспечивается за счет двух источников: внутренние шесть слоев получают питание из системы центральной артерии сетчатки, наружные четыре – непосредственно из сосудистой оболочки (ее хориокапиллярного слоя). Сетчатка не имеет чувствительных нервных окончаний, поэтому патологические процессы сетчатки не сопровождаются болью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: