Италия. Зарубежный опыт управления объектами культурного наследия на охраняемых территориях




Вытянутость страны с севера на юг и большие перепады высот от уровня моря до высочайшей вершины Европы определяют ландшафтное разнообразие территории Италии.

Италия имеет обширную охраняемую территорию - 25 национальных парков, 89 региональных парков, 270 региональных и 142 государственных заповедника, 47 заповедных болотистых экосистем и 7 морских заповедников, что составляет почти 10% территории страны.

Отношения, касающиеся охраны памятников истории и культуры Итальянской Республики, регулируются большим количеством нормативных актов.

• Закон № 1089 «Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес» от 1 июня 1939 г.;

• Закон № 1150 «Об урбанистике» от 17 августа 1942 г. (с последующими изменениями);

• Закон № 1552, содержащий нормы по защите памятников, находящихся под охраной, от 21 декабря 1961 г.;

• Закон № 1062 «О подделке произведений искусства» от 20 ноября 1971 г.;

• Декрет-закон № 288, содержащий новые нормы по экспорту предметов, представляющих художественный и архивный интерес, от 5 июля 1972 г.;

• Закон №23 «Об исследованиях, касающихся защиты национального историко-художественного наследия» от 6 февраля 1973 г.;

• Декрет-закон № 657 «Об образовании Министерства культурного достояния» от 14 декабря 1974 г.;

• Закон № 44 «О мерах, направленных на защиту национального археологического, художественного и исторического достояния» от 1 марта 1975 г.;

• Закон № 175 регулирующий охрану государственных музеев и раскопок от 20 мая 1975 г.;

• Закон № 176 «О предупреждении краж и пожаров произведений искусства» от 27 мая 1975 г.;

• Закон № 10, содержащий нормы о застройке земли, от 28 января 1977 г.;

• Закон № 970 «О размере сумм, предусмотренных для охраны предметов, представляющих художественный и исторический интерес» от 28 декабря 1977 г.;

• Закон № 803, содержащий нормы по функционированию государственных библиотек, присоединенных к национальным памятникам, от 2 декабря 1980 г.;

• Закон № 229 «О неотложных мерах по финансированию проектов, направленных на восстановление, реставрацию и использование культурного достояния» от 12 июня 1984 г.;

• Закон № 332 «О мерах по реконструкции зданий, используемых для государственных музеев, галерей, архивов и библиотек» от 27 июня 1985 г.

По смыслу законодательства, памятниками истории и культуры являются предметы, движимые и недвижимые, которые представляют художественный, исторический, археологический и этнографический интерес. Согласно ст. 1 Закона № 1089, это предметы, имеющие значение для палеонтологии, предыстории и примитивной культуры; предметы, представляющие нумизматический интерес, манускрипты, автографы, переписка, важные документы, первопечатные книги, а также редкие и ценные книги, оттиски, записки. Этим же законом в круг охраняемых объектов включены виллы, парки и сады в тех случаях, когда они представляют художественный или исторический интерес. Объектом правовой защиты является также недвижимость, которая обладает существенной исторической ценностью и представляет интерес, поскольку имеет отношение к политическим и военным событиям, к истории литературы, искусства и культуры в целом.

Действие закона распространяется не только на предметы, находящиеся в собственности государства. Согласно ст. 839 итальянского гражданского кодекса предметы частной собственности, недвижимые и движимые, которые представляют художественный, исторический или этнографический интерес, находятся в сфере действия специального закона. В отношении имущества, принадлежащего церковным организациям, необходимые меры проводятся с согласия церковных властей.

Учёт и регистрация памятников истории и культуры

Местные государственные органы, а также учреждения и институты, установленные законом, обязаны составлять и иметь в своем распоряжении обновленные списки предметов, представляющих исторический и художественный интерес, которые находятся в частной собственности. Сведения о недвижимых предметах заносятся в реестр недвижимости. Названные объекты подлежат охране, поскольку они находятся на итальянской территории, вне зависимости от национальности их собственников, владельцев или обладателей. Произведения современного Искусства могут быть включены в сферу действия закона только по истечении пятидесяти лет с момента выполнения данного произведения или после смерти автора. До этого времени вопросы, связанные с охраной произведений искусства, регулируются авторским правом.

Учет и регистрация памятников истории культуры Италии ведутся Центральным институтом каталогизации и документации. В настоящее время его бюджет составляет около 280 тысяч долларов. Центральным институтом осуществляется руководство по созданию каталога культурного достояния. Для регистрации памятников истории и культуры имеются специальные бланки-формулы. Установлено шесть категорий сохранности памятника: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо, руины.

После выявления данных о памятнике производится сбор необходимой документации, затем заполняется бланк-форма и осуществляется проверка его заполнения для подтверждения точности и достоверности данных. Оригинал бланка-формы остается в архиве организации, занимающейся выявлением и учетом памятников истории и культуры. Копии направляются в Центральные объединенные архивы каталога, находящиеся в институте, и в заинтересованные организации. В архивах хранятся заполненные бланки-формы, графические изображения и фотоматериалы.

Информация, имеющаяся в генеральном каталоге, используется государственными органами, осуществляющими охрану культурного достояния страны, местными и областными органами власти, полицией (в случаях хищения или порчи предметов, внесенных в каталог), таможенной службой (для предупреждения незаконного вывоза культурных ценностей за границу), научными и учебными заведениями.

В законе № 1089 указывается, что все предметы, представляющие художественный или исторический интерес, принадлежащие государственным организациям или частным лицам, не могут разрушаться, обновляться, изменяться или реставрироваться без разрешения Министерства общественного образования (теперь – Министерства культурного достояния). Эти предметы не могут использоваться, если это несовместимо с их художественным или историческим значением, или если это наносит вред их сохранности или целостности.

В ст. 2 Декрета президента республики № 805 указано, что памятники культуры являются национальным достоянием, и области сотрудничают с государственной администрацией в деятельности по охране памятников культуры в пределах, устанавливаемых по взаимному согласию. Участвуют в деятельности по охране памятников культуры и местные органы государственной власти. Так, согласно Закону № 10, содержащему нормы по застройке земли, для проведения строительных работ необходимо получение разрешения соответствующей коммуны. В разрешении наряду с другими вопросами указываются работы по изменению исторических центров и по реставрации городских центров. Министерство культурного достояния оказывает влияние на составление планов развития территорий, когда это касается охраны исторических центров.

Органы управления по охране памятников истории и культуры

Осуществление руководства, деятельностью по охране памятников культуры и искусства Законом № 823 возлагалось на Министерство народного образования, в составе которого действовала общая дирекция исторических и художественных памятников. В настоящее время данные функции осуществляет Министерство культурного достояния. Данное министерство осуществляет руководство деятельностью по охране и использованию археологического, художественного и природного достояния, способствует пропаганде искусства и культуры, координирует и руководит инициативами в данной области. Также организует совместно с компетентными, органами исследования и составление программ в данной области, осуществляет надзор за проведением необходимых мероприятий.

Основной структурной единицей Министерства культурного достояния является национальный совет, возглавляемый министром. Он вырабатывает методы составления программ по вопросам охраны памятников культуры, высказывает мнения по программам, предлагаемым государственной администрацией, подготавливает ежегодные доклады о выполнении программ, предложенных центральными службами и институтами; по запросу министра высказывает мнение о проектах нормативных и общих административных актов. Национальный совет состоит из представителей следующих министерств: иностранных дел, общественных работ, сельского хозяйства и лесов, народного образования, промышленности и торговли, службы научных исследований. Назначаются члены национального совета декретом министра культурного достояния сроком на четыре года. Национальный совет выбирает из своего состава вице-председателя и принимает регламент своей деятельности.

Министерству подчинены периферийные органы по охране памятников культуры. В законодательстве уточняется, что главное управление по охране памятников осуществляет также охрану природных и ландшафтных достопримечательностей и занимается рассмотрением вопросов, касающихся градостроительства.

Согласно Закону № 10, содержащему нормы о застройке земли, для проведения строительных работ необходимо получение разрешения соответствующей коммуны. В разрешении наряду с другими вопросами указываются работы по изменению исторических центров и по реставрации городских центров. Министерство через свои управления оказывает влияние на составление территориальных планов, когда это касается охраны исторических центров.

Деятельность по охране памятников культуры осуществляется областными координационными комитетами, периодическими областными конференциями главных управлений, аппаратом Министерства культурного достояния, аппаратом главных управлений, библиотек и государственных архивов.

Ответственность за нарушения законодательства

Законом «О мерах, направленных на защиту национального археологического, художественного и исторического достояния» установлено, что представители провинций, коммун, учреждений и организаций, которые в течение предусмотренного срока не подали без удовлетворительных причин списка предметов, представляющих художественный и исторический интерес, или подали неточный список, наказываются штрафом от 300 тыс. до 3 млн. лир. Те же лица, которые в нарушение положений законодательства осуществляют продажу предметов старины и искусства, наказываются лишением свободы сроком до 1 года и штрафом от 1,5 млн. до 75 млн. лир.

Итальянским уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нанесение ущерба национальному археологическому, историческому или художественному достоянию. «В» ст. 733 указано, что тот, кто уничтожает, ухудшает или повреждает предмет, имеющий значительную ценность, наказывается в случае, если этими действиями нанесен ущерб национальному, археологическому или художественному достоянию, лишением свободы сроком до 1 года или штрафом не более 800 тыс. лир. В этой же статье указывается, что поврежденная вещь может быть конфискована. В силу Закона № 1089 вывоз охраняемых законом культурных ценностей за границу запрещается в той мере, в какой это повлекло бы за собой значительный ущерб для национального культурного достояния. Если вещь в нарушение закона не была внесена в реестр культурных памятников, вследствие чего она оказалась вывезенной за границу, виновный, независимо от других мер ответственности, обязан уплатить государству сумму, равную стоимости вещи. Та же обязанность лежит на лице, временно вывезшем такую вещь за границу и не вернувшем ее в страну в установленный срок. Незаконный вывоз памятников культуры за границу карается штрафом. Сам предмет вывоза конфискуется как контрабанда.

Национальный парк Тосканского архипелага. Это крупнейший морской парк Средиземноморья, созданный в 1996 г. Под его охраной находится 17,887 га суши и 56,766 га морской акватории. В Тосканский архипелаг входят семь крупных островов: Эльба, Джильо, Капрайя, Монтекристо, Пьяноза, Джаннутри и Горгона и несколько небольших островков. Эти острова отличаются друг от друга, и каждый из них хранит памятники истории и дикую природу. Остров Монтекристо является Государственным природным заповедником с 1971 года. С давних времен на архипелаге обитали люди, которые изменили его экосистемы. Так, реликтовый падубовый лес частично сохранился только на Эльбе. Посещать архипелаг можно в любое время года, однако не все острова. В Национальном парке действуют некоторые ограничения на доступ в определенные районы акватории и суши. Так, например, остров Монтекристо периодически закрыт для гостей из соображений, связанных с охраной окружающей среды. А вот на территории северных островов — Горгоны и Капрайи – расположены тюремные изоляторы, где отбывают срок преступившие черту закона.

Вилла Медичи ди Кафаджоло – аристократическая вилла, расположенная неподалеку от тосканского городка. Некогда это было одно из старинных и самых любимых имений семейства Медичи. Сегодня Вилла Медичи ди Кафаджоло находится в частной собственности – на ней проводятся конференции, свадебные церемонии и корпоративные мероприятия, а бывшие хозяйственные постройки превращены в жилые помещения.

Ботанический сад в Падуе – старейший в мире постоянно действующий ботанический сад. Учреждён в 1545 году решением Венецианского Сената с целью выращивания «лечебных трав» для медицинского факультета Падуанского университета. В настоящее время Орто-Ботанико занимает площадь в 22 тыс. кв. м. и может похвастаться старейшими в Европе экземплярами магнолии и гинкго. В 1997 г. Падуанский ботанический сад как «прототип всех ботанических садов» был занесён ЮНЕСКО в число памятников Всемирного наследия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: