1. Поведение диких и домашних животных в урбанизированной среде
Вследствие усиления антропогенной трансформации природной среды и расширения территории, занимаемой городами, возникает проблема синурбанизации – освоения дикими животными городской среды и сосуществования их с человеком в этой среде. Поведение, приуроченное к определенным условиям существования, часто связанным с хозяйственной деятельностью человека, может рассматриваться как пример адаптивного поведения популяции или вида животных. Здесь особенно большое значение приобретают общие черты приспособления дикого животного к человеку, к создаваемым им новым раздражителям в природной обстановке.
Напряженная урбанизация дает нам ряд поразительных примеров быстрых изменений стереотипов поведения от поколения к поколению. Эти факты связаны с массовым вселением животных в крупные города и населенные пункты, а также с общим расширением площади культурных ландшафтов. Они определяются двумя категориями явлений: запечатлением и так называемой системой натуральных рефлексов, которые в комплексе основных форм "обучения" выделяются особой прочностью связей, а часто и практической их "неугасаемостью" в течение всей жизни животного. Изменения в биоценозах, вносимые человеком, вызывают изменения и в характере распределения животных на территории. Ученые, занимающиеся городской экологией, обращают внимание на углубление и расширение взаимосвязей человека и обитающих в городе животных. Животные, относящиеся к видам-синурбанистам, – благодатный материал для изучения приспособительной функции психического отражения.
Город как специфическая среда обитания животных обладает, по мнению Н.Н. Мешковой, следующими чертами:
|
1. Разнообразие городских местообитаний и их мозаичное расположение: жилые районы, промзоны, зеленые зоны, зона внешнего транспорта, коммунально-складская зона, в том числе этажность: подземная и надземная части.
2. Непредсказуемый (несезонный) и нередко катастрофический характер изменений, происходящий в городских местообитаниях (снос домов).
3. Вызванная деятельностью человека общая высокая изменчивость, подвижность городской обстановки, постоянно увеличивающееся разнообразие предметных компонентов среды, их исчезновение, перемещение, замена.
4. Непосредственная близость, постоянное присутствие самого человека и создание предпосылок «субъект-субъектных» отношений между животными и человеком.
5. Применение разнообразных средств и способов сокращения численности вредных синурбанистов (серая крыса), что приводит к «обогащению» среды смертельными компонентами [1].
Синантропными (живущими рядом с человеком) или склонными к синантропии являются те виды животных, популяционные структуры которых могут перестраиваться при изменении условий жизнедеятельности или подстраиваться к разным средам. За подобными изменениями популяционных характеристик в соответствии с условиями обитания стоят:
1. Возможность быстро и адекватно перестраивать поведение (социальное, территориальное); расширение нормы реакции, высокая пластичность поведения; повышение роли поведения в адаптационных процессах.
2. Наличие внутрипопуляционных групп особей, отличающихся друг от друга по поведенческим и другим показателям.
|
3. Сложные системы взаимоотношений между членами группировок, социально структурированные группировки; изменение отношений родителей и детенышей.
Поведенческая адаптация к урбанизированной среде, по мнению ряда авторов[2], может иметь психологические механизмы в виде ориентировочно-исследовательской деятельности, научения на основе подражания и игры.
Ориентировочно-исследовательская деятельность животных рассматривается в психологии как деятельность, причиной появления которой служит нарушение ориентировки животного в ситуации на основе психического образа, т.е. когда ситуация не узнается им или узнается не полностью из-за возникшей новизны и животное не в состоянии сразу – посредством актуализации определенной части прошлого опыта – действовать в ситуации в соответствии с ее объективно существующими особенностями (Гальперин, 1976)[3]. Ориентировочно-исследовательская деятельность направлена на анализ новой ситуации, выяснение значения ее компонентов и перестройку поведения в соответствии с новой ситуацией. Это особый процесс взаимодействия животного со средой, разворачивающийся как ответ на новизну ситуации и представляющий собой целостную приспособительную деятельность. Основная функция ориентировочно-исследовательской деятельности состоит в срочном поведенческом приспособлении к конкретной новой ситуации, в обеспечении, с ее помощью, адекватного этой ситуации поведения через формирование (перестройку, коррекцию, дополнение) психического образа именно данной ситуации. Этот психологический механизм обеспечивает поведенческую адаптацию животных при любых быстро происходящих изменениях среды обитания, будь то природная среда или урбанистическая. Но в последней этот механизм имеет, несомненно, значительно больший удельный вес и большее значение.
|
Научение, основанное на подражании (иммитационное). Индивидуальное приспособление на основе ориентировочно-исследовательской деятельности, когда каждое животное должно обязательно самостоятельно обследовать обстановку, выявить ее свойства, связи и отношения, найти способы действия в ней, дополняется основанным на общении животных друг с другом, за счет чего значительно обогащается образ мира каждого животного и резко возрастают его адаптационные возможности. Подражание как прогрессивный способ обучения присуще всем видам высших позвоночных, обитающих в городе.
Игра животных – развивающая деятельность, занимающая определенный период онтогенеза (ювенильный), в ходе которой формируется поведенческий репертуар взрослого животного (Фабри, 2001)[4]. Игра, являясь содержанием определенного периода жизни животного, обеспечивает в дальнейшем саму возможность психической ориентировки его в изменчивых ситуациях. Авторами отмечается усиление развития игры у синантропных видов по сравнению с несинантропными близкими видами (Мешкова, Федорович, 1996)[5].