отработка умений и навыков




Цели:

- дать представления о строении кровеносной системе и функциях органов кровообращения, значении кровообращения;

-сформировать представление об эволюции кровеносный системы и её органов, её усложнении разных систематических группах;

- продолжить формирование знаний об эволюции строения и функциях органов и их систем;

-развивать общие способности (логическое мышление, систематизировать, обобщать, устанавливать связи, умение анализировать и делать выводы);

- развивать познавательную активность, задуматься над его внутренней сутью;

- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;

-воспитывать культуру умственного труда;

- продолжить воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдения дисциплинарных установок.

 

Ход урока:

Оргмомент,

Настрой на урок,

актуализация темы

Эволюция – это историческое развитие.

При изучение многообразия животного мира, перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организма в целом.

- Эволюцию, каких органов и систем органов вы изучили? (Покровы тела, опроно-двигательная система,)

- Какую функцию выполняет дыхательная система? (доставка кислорода клеткам, осуществления газообмена)

- Какую функцию выполняет пищеварительная система? (поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии)

-(Знаете ли вы как доставляется пит. вещ. и кислород к тканям и клеткам?)

-Скажите, с помощью чего и как получают питательные вещ. и кислород клетки и ткани организма? (с помощью кровеносной системы, крови)

- А изучали ли вы ли строение кровеносной системы, и как происходило её историческое развитие?

(Да, действительно, при изучении групп животных вы знакомились с общими признаками)

-Какова тема урока? (Кровеносная система. Эволюция кровеносной системы)

Записываю на доске, уч-ся в тетради.

Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, каково строение кровеносной системы,

каким образом доставляется пит.вещ. и кислород, а также проследим за тем как усложнение в организме животных влияло на изменения в усложнение кровеносной системе, т. е. познакомитесь с эволюцией кр.системе.

Создание положительного самоопределения в деятельности на уроке (программирование на успех)

-По изучению новой темы любой из вас может заработать отметку, и возможно не одну, лимита на отметки нет.

Изучение нового материала,

отработка умений и навыков

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Рассказ о животных, которые не имеют кровеносной системы. - Каждая клетка организма выполняет определённую работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена. Все эти процессы осуществляются через кровеносную систему, омывая клетки тканей и органов, кровь приносит к ним кислород и пит. вещ-ва, забирая продукты обмена. Кроме этого кровь переносит вещ-ва, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма. Далеко не у всех животных есть кровеносная система. Спрашиваю нескольких: - Итак, какие животные не имеют кр.системы? (Простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви с d=.до 1мм, т.к.процессы жизнедеятельности каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно) Совершенно верно. - С увеличением размеров и сложности строения организма увеличивается и расстояние, которое приходится преодолевать веществам в организме. В связи с этим появляется транспортная система, в которой вещества переносятся с током жидкости. Такой системой большинства организмов яв-ся кровеносная. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, самая крупная артерия называется аортой,а к сердцу – венами. Между ними располагаются многочисленные сосуды с очень тонкими стенками – капилляры. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, с очень тонкими стенками запишите в тетрадь - проговорите термины своему товарищу по парте. -Впервые кр.система в примитивном виде появляется у кольчатых червей. Она образована спинным и брюшным кр.сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному - к хвостовому. Кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость. Такая кр.система называется замкнутой. -Кровеносная система моллюсков и членистоногих незамкнутая.Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды. - Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу. - У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует. Давайте проследим, каким образом изменялась кр.система хордовых с усложнением организма. Ланцетник.
  1. – Внимательно посмотрите слад и выделите, каким цветом показано на слайде кровь богатая кислородом? Каким цветом показано на слайде кровь насыщенная углекислым газом?
- Итак, кровь, насыщенная кислородом называются артериальной, Кровь насыщенная углекислым газом – венозной. (термины, схема) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу. -Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов, образует круг кровообращения. Сердце рыб двухкамерное. Рыбы
  1. – Выясните, как называются камеры сердца рыб?
Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу Земноводные -У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземном образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый. (ОС)- показ на модели Просмотр слайда 3. – Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца? (смешанная) -Как называется круг кровообращения, который связан с легкими? (малый) - Что происходит с кровью в легких? (отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной) Пресмыкающиеся. 4. -А в чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Найдите ответ в тексте стр.216, третий абзац сверху. Расскажите об этом своему товарищу. В ходе обсуждения вывешиваю ОС – сердце с неполной перегородкой. Птицы и млекопитающие. У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения.(модели) Сердце четырёхкамерное (ОС) два предсердия два желудочка. - Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения. (работа с таблицей) 5.- Проследите, движение крови по большому кругу кровообращения у млекопитающих. -А теперь, работаем в парах используя материал учебника стр.216, последний абзац, вставьте в предложенный текст пропущенные слова. Кто первый выполнить, может записать на доске в столбик пропущенные слова. У птиц и млекопитающих сердце четырёхкамерное и состоит из двух предсердий и двух желудочков. Кровеносные сосуды …………….. круга кровообращения начинаются с левого желудочка. По ним течёт ………… кровь. Она собирается в ……….. и впадает в правое предсердие. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от …………….. желудочка и сообщаются с легкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в …………. предсердие. - Итак, ребята, практически у всех животных имеется специальная система для транспорта и распределения веществ в организме. По мере усложнения строения самого животного, происходило усложнение и кровеносной системы.  
Слушание.   Индивидуальная работа с учебником     Слушание   Отвечают на вопросы учителя. Заполняет опорные схемы     Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)     Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)   Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)     Работа в тетради Каждый термин проговорить соседу (парная)    

 

Закрепление

Обобщение

(если осталось время) Игра «Кто быстрее» - три ряда получают листочки, на которых указано количество камер сердца. Учащимся нужно записать на листочках пример животного с таким количеством камер в сердце (не повторяясь) и передать его по ряду назад.

 

- Итак, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного, пополнили свой багаж знаний, чтобы убедится в том, что наши знания прочные, выполним ещё одно задание.

Тест одного урока (на термины, усложнение кровеносной системы разных групп животных)

На сладе (слайд № 2) слово «невежество» - Что означает это слово? (темнота, незнание)

- Сейчас мы будем искоренять невежество не только на доске, но и в наших умах. (Программированный опрос) - (работа с мультимедиа-проектором) выбрать правильный ответ. В конверте цветные сигналы – поднимать в соответствии с правильным ответом. (А- красный, Б – голубой, В – жёлтый). Убираю по одной букве, открываются цветовые сигналы – проверяют.

Программированный тест: Н Е В Е Ж Е С Т В О

 

1. Какую функцию выполняет кровеносная система?

А - обеспечивает ткани и клетки питательными веществами;

Б - обеспечивает ткани и клетки кислородом

В - обеспечивает ткани и клетки питательными веществами и кислородом, а также удаляет продукты распада.

2. У каких животных нет кровеносной системы?

А – у членистоногих;

Б – у простейших и кишечнополостных;

В – у хордовых.

3. По каким сосудам кровь идёт от сердца?

А - по артериям;

Б – только по капиллярам;

В - по венам;

4. По каким сосудам кровь идёт к сердцу?

А - по артериям;

Б – только по капиллярам.

В - по венам;

5. Как называют кровеносную систему, где кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды.

А - незамкнутая;

Б - замкнутая;

В – нет определённого названия

6. Как называют кровеносную систему, гдекровь постоянно находится вкр.сосудах и не изливается в полость.

А- незамкнутая;

Б-– нет определённого названия;

В – замкнутая;

7. Как называют кровь, насыщенную кислородом?

А - смешанной;

Б – артериальной;

В – венозной.

8. Сколько кругов кровообращения в кровеносной системе Земноводных?

А- 1;

Б- 3;

В- 2.

 

9. Какое усложнение в строение сердца имеют Пресмыкающиеся по сравнению с Земноводными?

А – все имеют трёхкамерное сердце;

Б - имеют трёхкамерное сердце с неполной перегородкой;

В – все имеют четырёхкамерное сердце.

10. Как шла эволюция кровеносной системы?

А - по пути создания высокоорганизованной кровеносной системы;

Б - по пути упрощения кровеносной системы;

В – по пути, который не зависит от усложнения организма.

 

-Поднимите руку, кто не ошибся ни разу? (Молодцы)

- Кто ошибся один-два раза? (Неплохо, дома обратите, внимание на эти вопросы)

- Кто больше? (Вам надо обстоятельно проработать параграф)

 

Домашнее задание

- Дома, с помощь параграфа № 41, записей в тетради заполните таблицу (слайд №3):

 

Что я знал о кровеносной системе животных и её эволюции   Что я узнал нового   Что я ещё хотел бы узнать
     

 

По желанию: представите, что произойдёт с лягушкой, если у неё будет четырехкамерное сердце? Задание можно представить в любом виде: составить научную статью, сочинить сказку, нарисовать рисунок и т.п.

 

Оценка деятельности

И выставление отметок

 

-Что вы узнали?

-Что движется по сосудам?

-Какова роль и состав крови? Вы знаете?

Об этом вы узнаете на следующем уроке.

 

-Вы все сегодня поработали очень хорошо. Посмотрите, сколько новых терминов и понятий вы узнали. За это я хочу поощрить вас гематогеном - препаратом, который повышает умственную активность человека, чтобы вы работали также активно и на последующих уроках по другим предметам.

А как связан гематоген и умственная активность, как связаны особенности состава и функции крови вы узнаете на следующем уроке, со своим учителем. Выставление отметок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: