В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей- Упражнения с шариком
(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на паль
цах обеих рук веревке языком вправо — влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке
вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натяну
та горизонтально
4. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Ча
шечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выпле
вывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это
можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа
руками веревочку. палец
Упражнения с двумя шариками
(диаметр шариков не более 1,5 см, рис. 2)
1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по гори
зонтально натянутой руками веревке.
2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать
поочередно вверх и вниз.
3. Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать
нижний шарик вверх.
4. Ловить оба шарика в «Чашечку».
5. Поймать шарики губами и расположить их во рту так,
чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой.
Напрягая щеки, толкать шарики.
Примечание.
1. Используются пластмассовые шарики из детских по
гремушек российского производства при наличии сертифи
ката качества.
2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.
3. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке.
Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно про
мывается теплой водой с детским мылом и просушивается
салфеткой.
|
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу
рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра
во, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час
тью чайной ложки по языку;
5. Толчками надавливать краем ложки на расслаблен
ный язык.
6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам,
сложенным трубочкой, совершать круговые движения по
часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной
ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой
стрелке и против.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со
вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу
вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от
носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими
руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к
вискам и обратно.
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
1. Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4
- 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо
из большого и указательного пальцев (затем большого и сред
него, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растяги
вая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с
кольца из большого и указательного пальца на следующее
кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе сво
бодной рукой.
2. Сжимать мягкий поролоновый мячик между ладоня
ми (диаметр мячика 3-4 см).
|
3. Мягкий поролоновый или резиновый мячик сжимать
большим и поочередно остальными пальцами сначала веду
щей (правой), затем левой руки.
4. В коробку с фасолью или крупой поместить несколь
ко мелких игрушек, предварительно показанных ребенку.
Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти
эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.
5. Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем
поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать
кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать
пластмассовый стаканчик).
6. Предложить ребенку закрасить разными способами
(точками, вертикальной или горизонтальной штриховкой)
изображенные на альбомном листе контурные геометричес
кие фигуры.
7. На альбомном листе нарисовать крупный квадрат
(8 Х8 см) и предложить ребенку закрасить его, например,
красными точками.
Не настаивать на продолжении работы.
Через день предложить ребенку продолжить работу на этом же листе и этом же квадрате, только изменив цвет карандаша.
Еще через день опять продолжить работу, взяв другой карандаш. И так до тех пор, пока весь квадрат не окажется закрашенным точками. 8
8. Отстукивание простых ритмических рисунков поду
шечками пальцев обеих рук по подражанию (взрослый по
казывает одной рукой, ребенок воспроизводит обеими одно
временно). В данном ритме можно проговаривать слоги на
отрабатываемые звуки.
9. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ве
дущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых
рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно
прижаты к столу.
|
10. Рисование различных геометрических фигур в одну
сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их
точками, штрихование горизонтально, вертикально и на
клонно.
11. Рисование мелкой петлей (штрихом, точками и т. д.)
обеими руками одновременно различных знакомых предме
тов.
12. Рисование различных животных из геометрических
фигур обеими руками одновременно.
13. Повторное рисование различных геометрических фи
гур с закрытыми глазами обеими руками одновременно.
14. Дорисовывание различных рисунков с закрытыми
глазами (рисунок выполняется по предварительно тщатель
но рассмотренному и прорисованному с открытыми глазами
образцу).
15. Рисование геометрических фигур, элементарных
предметов и знакомых букв в воздухе ладонями и пальцами
рук поочередно, затем обеими руками одновременно.
КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ
Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли ведущих выступают все дети поочередно).
Разминка содержит комплекс упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.
Время выполнения разминки примерно 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.
Комплекс 1
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
■ Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. «Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ла
донями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
3. «Трубочка» — одновременно с длительным и протяж
ным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубоч
кой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в сто
роны.
4. «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки
подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
5. «Щелканье» («Цоканье») языком — прямые руки
подняты верх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.
6. «Коготки», 7. «Ножницы» — выполняются в тради
ционной манере с дополнительным изменением по команде
положения рук:
«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх — левая вниз; левая в сторону — правая вверх и т. п.». 8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.
Комплекс 2
1. Дыхательное упражнение «Ракета» (см. компл. 1),
только выдох выполняется со звуком О.
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровожде
нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см.
компл. 1).
3. «Накажем непослушный язык» — пошлепывание гу
бами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в
улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжима
ются в кулаки и с силой разжимаются.
4. «Качели» —движение языка вверх-вниз.
Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
5. «Болтушка» (см. компл. 1), только руки разведены в
стороны.
6. «Щелканье» («Цоканье») языком (см. компл. 1)
7. «Коготки» (см. компл. 1).
8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук О, хлопнуть в ла
доши, на звук У — топнуть ногой.
Комплекс 3
1. Дыхательное упражнение «Ракета », выдох со звуком У.
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровожде
нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см.
компл.2).
3. Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, паль
цы разведены с силой.
Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.
4. «Качели» — (см. компл.2).
5. «Болтушка» — (см. компл.1,2).
6. «Часики» — руки перед грудью ладонями вперед,
пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.
Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
7. «Накажем непослушный язык» — покусывание кон
чика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке.
Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук А, хлопнуть в ла
доши, на звук И — топнуть правой ногой.
Комплекс 4
1. Дыхательное упражнение «Ракета ».
Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение после «Ракеты» с медленным плавным выдохом).
2. Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и зак
рывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих
движения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вы
тянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разве
денными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом
напряжены и разведены с силой.
При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.
3. Упражнение «Болтушка» (см. компл. 1, 2).
4. Чередование «Улыбки» и «Трубочки».
«Улыбка» — руки разводятся в стороны, при этом указа
тельные пальцы с большими образуют «колечки».
«Трубочка» — руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.
5. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 3).
6. «Качели» (см. компл. 2).
7. «Часики» — см. компл. 3.
8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО — ПО, ПЫ — БЫ...).
Комплекс 5
1. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты впе
ред (ладонями вперед).
Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.
Задержать дыхание.
Снова глубокий медленный вдох.
Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.
2. Упражнение «Крокодил» (см. компл. 4).
3. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).
4. «Ножницы» (см. компл. 1).
5. «Коготки» (см. компл. 1).
6. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по ко
манде.
7. «Качели» (см. компл. 2).
8. «Часики» (см. компл. 3).
9. Игра «Топ — топ ». Правой ногой топнуть, когда взрос
лый произносит слог со звуком П, левой — со звуком Б (ПА-
БА, БО — ПО...).
Комплекс 6
1. Дыхательное упражнение «Ракета».
Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.
2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).
3. «Болтушка» (см. компл. 1,2).