Метод убеждения - интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю человека, основанное на логике, поэтому его использование требует от социального работника больших временных затрат, владения разнообразными сведениями, ораторским искусством, высокого профессионального мастерства.
В частности, он должен знать возрастные особенности клиента, закономерности формирования и обогащения его социального опыта, диагностировать уровень развития самосознания и выявлять положение в системе межличностных отношений, видеть и учитывать трудности, определять перспективы, поддерживать, закреплять достижения, находить способы оказания адресной помощи.
Методы, конкретизирующие сложные социальные нормы и понятия.
Этический рассказ чаще используют в работе со школьниками, чтобы вызывать у них положительные нравственные чувства, формировать образец идеального поведения.
Требует учета настроения слушателя, умения создавать эмоциональность обстановки, т. е. целесообразно использовать музыку, иллюстрации, технические средства.
Этическаябеседа как метод привлечения клиента к обсуждению, анализу и выработке нравственных оценок призвана помочь ему осмыслить повседневный опыт, расширить представления о нравственных мотивах, руководящих поступками людей, глубже вникать в сущность поведения других, адекватно ситуации оценивать собственные действия. Предполагает разнообразие форм включения клиента в обсуждение, обращенность к проблеме, поступку (а не конкретной личности), избегания категоричности умозаключений, оценок со стороны социального работника
Диспут более сложный способ взаимодействия специалиста и клиента, поэтому требует тщательной подготовки со стороны организатора (не только продуманности методической цепочки, но и отбора темы, проблемы для диалога).
|
Главная забота того, кто проводит диспут, - добиться желания клиента продолжить разговор.
Диспут мобилизует активность конкретного человека при ориентировании его в выборе соответствующих норм и правил поведения.
Большие нравственные проблемы, которые находятся в центре обсуждения на диспутах, позволяют стимулировать размышления клиента о сущности и характере нравственных требований, принципов, об особенностях связей между ситуацией, условиями, собственными поступками и их реальными последствиями.
Результатом воспитательного влияния диспута на личность становится собственная точка зрения человека на волнующую его проблему
Упражнение - один из эффективных педагогических методов социальной работы, позволяет сформировать у клиента необходимые социальные привычки, укрепить их, является, которое чаще всего трактуется как многократное повторение действий и поступков в целях их образования и закрепления.
В процессе использования социальным работником метода упражнения практикуются:
- показ необходимых способов деятельности
- организация первоначального воспроизводства образцов поведения в рамках предложенного алгоритма
- подкрепление желания повторить отдельные (менее удачно выполняемые) действия с целью их совершенствования
- последующие тренировки для закрепления необходимых способов деятельности
|
- приучение к самоконтролю на определенных этапах освоения действий
- создание разнообразных ситуаций, в том числе и нестандартных, которые могут потребовать совершения отрабатываемых действий, расширяют горизонты применения полученных клиентом умений и навыков.
Для того чтобы метод упражнения успешно решал свои задачи, следует помнить о необходимости более частого повторения действий на начальной стадии работы, об обязательном напоминании последовательности шагов, о чередовании успеха и проверки качества сформированного действия через ситуации проб. В то же время не следует пренебрегать чувством меры. Поэтому если клиенту не ясен смысл действий, необходимо разъяснить важность овладения конкретными действиями для решения проблемы и отработать точность их выполнения. Именно эти условия будут гарантировать, что в будущем человек окажется в состоянии с их помощью самостоятельно организовывать свою деятельность, выстраивать свои отношения с окружающими, решать свои жизненные проблемы.
Пример - образец поведения других людей, с конкретизацией для клиента сложных этических и социальных понятий, вариантов поведения.
Психолого-педагогической основой влияния на личность положительного примера является подражательность, стремление копировать в собственных действиях поступки других, значимых, лиц (идеальных, реальных, виртуальных).
Наблюдая, анализируя, реконструируя образцы поведения других, человек делает для себя выводы о значимости, желательности, достоинстве тех или иных поступков, постигает сущность социальных, нравственных отношений, открывает для себя новые свойства в привычных явлениях, новые грани в повседневности.
|
Важно, чтобы специалист по социальной работе, социальной педагогике, используя положительный пример в своей деятельности, обращал внимание на возраст клиента, уровень его знаний, характер жизненного опыта, особенности предпочтений.
Среди педагогических методов, которые выполняют побуждающую и запрещающую функции, особое место отводится методу требования.
Требование - способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения, обогащение опыта. Требование имеет большую силу воздействия на личность, так как помогает человеку осознать и пережить противоречия между наличным и необходимым уровнем развития, между интуитивным и осмысленным действием.
Назначение данного метода заключается в том, чтобы специалист оперативно отреагировал на поведение клиента и своевременно вносил в содержание программы его действий желаемые изменения.
Педагогическое требование как метод влияния на личность может иметь разное назначение: выражать нормы общественного поведения или способствовать приобщению человека к новым жизненным отношениям; уточнять или обогащать социальный опыт клиента, представлять собой реальную задачу, которую необходимо выполнить в процессе определенной деятельности; обеспечивать организацию жизнедеятельности человека, помогая ему принять адекватное ситуации решение, подсказывая нужное действие.
Формы предъявления требования могут быть разными:
а) прямыми (приказания, указания), которые предъявляются решительным тоном, носят деловой, инструктивный характер, и косвенными (совет, намек, просьба), которые апеллируют к мотивам самого человека и являются ненасильственными по своей сути;
б) индивидуальными и коллективными; в) побуждающими к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающими (запрет, ограничение).
Воспитывающая ситуация - совокупность внешних условий и факторов, действующих на человека и определяющих его деятельность наряду с субъективными условиями. Воспитывающие ситуации - это сложившиеся обстоятельства, которые заполняют жизнь человека и оказывают существенное влияние на его жизненную позицию.
По мнению Г.И.Щукиной, которая данный педагогический метод относит к методам формирования положительного опыта поведения, таковыми являются:
- ситуации соревнования
- организованного дежурства
- длительных общественных поручений
- игровые и специальные.
Главный стержень данного педагогического метода заключается в развитии многообразных отношений между участниками общения и общих дел.
Специальные ситуации - создание обстановки взаимодействия в повседневной жизни, организации процесса совместного обучения или труда разных людей. Эти ситуации позволяют сформировать новые, внести коррективы в имеющиеся социальные навыки, способствуют развитию умения работать в команде, решать собственные проблемы.
Совместная с клиентом деятельность в педагогической регулируемой ситуации позволяет специалисту соединять прошлые и настоящие ценности, связывать между собой чувства и мораль, учат быть более терпимыми, гибкими, внимательными, владеть простыми жизненными принципами.
Своеобразные педагогические ситуации используют, например, когда нужно помочь человеку ощутить единение с другими; вселить надежду; показать, что значит уважение; научить принимать самостоятельно и в группе решения; помочь ясно мыслить, анализировать обстоятельства жизни; справляться со своими страхами; жить без насилия; развивать сильные стороны своей личности и минимизировать слабые. Специальные ситуации, решающие такие задачи в социальной сфере, могут быть созданы в любом виде деятельности (трудовой, учебной, познавательной, спортивной, художественной, общественно полезной и др.).
В общей системе педагогических ситуаций важное место занимают специальные ситуации нравственного характера: рассчитанные на проявление глубоких нравственных переживаний; побуждающие к нравственным поступкам; носящие характер нравственных коллизий; представляющие собой конфликтные ситуации нравственного содержания.
В работе специалиста по социальным вопросам могут использоваться и ситуации-установки, в которых закладываются основы ответственного поведения подопечных, их исполнительности и самостоятельности, разъясняется смысл общественных требований, необходимых (ожидаемых) действий. Педагогически грамотное использование такого рода ситуаций социальным работником позволяет инициировать активность клиента в осознании проблем и осуществлении нравственного выбора.
Ряд педагогических методов стимулирует изменения в поведении личности, характере и содержании ее социального опыта, способствует коррекции действий и поступков. Это - поощрение, поручение, соревнование, наказание. К ним специалисты обращаются в том случае, если хотят поддержать, усилить положительные побуждения и ослабить, затормозить отрицательные.
Метод поощрения означает одобрение, признание, положительную оценку поведения или качества личности клиента, результатов его поступков.
На практике он осуществляется при помощи такого комплекса приемов, как похвала, благодарность, подчеркивание достижений, успехов, награждение.
Психологической основой реализации данного метода выступают внутренние переживания, чувство удовлетворения у клиента, стремление к улучшению своего опыта и личностных качеств, повышению своего социального статуса.
Побуждая человека к оценке результатов собственной деятельности, анализу поступков, их последствиям, обдумыванию обстоятельств и условий, обеспечивающих умение сопротивляться соблазнам, требовательно относиться к себе, социальный работник вселяет уверенность клиента в правильности этих действий, рождает желание двигаться дальше в своем жизненном самоопределении.
Наказание выражается в предостережении, осуждении, неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам социального поведения. Его приемы: замечание, выговор, внушение, исключение, изоляция, лишение и др. Использование данного метода предполагает определенные действия специалистов: анализ неблаговидного поступка, оценку меры нарушения допустимого поведения, нахождение способа ликвидации возникшего противоречия, способа закрепления достигнутого результата.
Признавая правомерность использования поощрения и наказания в деятельности социального работника, не следует преувеличивать их значение, так как неразумное применение может принести больше вреда, чем пользы. Это замечание относится и к методам соревнования, поручения.
Поэтому их относят к вспомогательным педагогическим методам, которые усиливают потенциал других, помогая решению намеченных задач.
Таким образом, знание потенциалов каждого педагогического метода, умение пользоваться ими будут способствовать действенности оказанной помощи.