Характеристика некоторых педагогических методов.




 

Метод убеждения - интеллектуально-эмоцио­нальное воздействие на сознание, чувства, волю человека, осно­ванное на логике, поэтому его использование требует от социаль­ного работника больших временных затрат, владения разнообраз­ными сведениями, ораторским искусством, высокого профессио­нального мастерства.

В частности, он должен знать возрастные осо­бенности клиента, закономерности формирования и обогащения его социального опыта, диагностировать уровень развития само­сознания и выявлять положение в системе межличностных отно­шений, видеть и учитывать трудности, определять перспективы, поддерживать, закреплять достижения, находить способы оказа­ния адресной помощи.

 

Методы, конкретизирующие сложные социальные нор­мы и понятия.

Этический рассказ чаще используют в работе со школьниками, чтобы вызывать у них положительные нравственные чувства, фор­мировать образец идеального поведения.

Требует учета настрое­ния слушателя, умения создавать эмоциональность обстановки, т. е. целесообразно использовать музыку, иллюстрации, технические средства.

Этическаябеседа как метод привлечения клиента к обсужде­нию, анализу и выработке нравственных оценок призвана помочь ему осмыслить повседневный опыт, расширить представления о нравственных мотивах, руководящих поступками людей, глубже вникать в сущность поведения других, адекватно ситуации оцени­вать собственные действия. Предполагает разнообразие форм включения клиента в обсуждение, обращенность к проблеме, поступку (а не конкретной личности), избегания категоричности умозаключений, оценок со стороны социального работника

Диспут более сложный способ взаимодействия специалиста и клиента, поэтому требует тщательной подготовки со стороны организатора (не только продуманности методической цепочки, но и отбора темы, проблемы для диалога).

Главная забота того, кто прово­дит диспут, - добиться желания клиента продолжить разговор.

Диспут мобилизует активность конкретного человека при ори­ентировании его в выборе соответствующих норм и правил пове­дения.

Большие нравственные проблемы, которые находятся в цен­тре обсуждения на диспутах, позволяют стимулировать размышле­ния клиента о сущности и характере нравственных требований, принципов, об особенностях связей между ситуацией, условия­ми, собственными поступками и их реальными последствиями.

Результатом воспитательного влияния диспута на лич­ность становится собственная точка зрения человека на волную­щую его проблему

 

Упражнение - один из эффективных педагогических методов социальной работы, позволяет сформировать у клиента необходимые со­циальные привычки, укрепить их, является, которое чаще всего трактуется как многократное повторение действий и поступков в целях их образования и закрепления.

В процессе ис­пользования социальным работником метода упражнения практи­куются:

- показ необходимых способов деятельности

- организация первоначального воспроизводства образцов поведения в рамках предложенного алгоритма

- подкрепление желания повторить отдель­ные (менее удачно выполняемые) действия с целью их совершен­ствования

- последующие тренировки для закрепления необходи­мых способов деятельности

- приучение к самоконтролю на опре­деленных этапах освоения действий

- создание разнообразных си­туаций, в том числе и нестандартных, которые могут потребовать совершения отрабатываемых действий, расширяют горизонты при­менения полученных клиентом умений и навыков.

Для того чтобы метод упражнения успешно решал свои задачи, следует помнить о необходимости более частого повторения дей­ствий на начальной стадии работы, об обязательном напомина­нии последовательности шагов, о чередовании успеха и проверки качества сформированного действия через ситуации проб. В то же время не следует пренебрегать чувством меры. Поэтому если кли­енту не ясен смысл действий, необходимо разъяснить важность овладения конкретными действиями для решения проблемы и отработать точность их выполнения. Именно эти условия будут га­рантировать, что в будущем человек окажется в состоянии с их помощью самостоятельно организовывать свою деятельность, вы­страивать свои отношения с окружающими, решать свои жизнен­ные проблемы.

 

Пример - образец поведения других людей, с конкретизацией для кли­ента сложных этических и социальных понятий, вариантов пове­дения.

Психолого-педагогической основой влияния на личность поло­жительного примера является подражательность, стремление ко­пировать в собственных действиях поступки других, значимых, лиц (идеальных, реальных, виртуальных).

Наблюдая, анализируя, ре­конструируя образцы поведения других, человек делает для себя выводы о значимости, желательности, достоинстве тех или иных поступков, постигает сущность социальных, нравственных отно­шений, открывает для себя новые свойства в привычных явлени­ях, новые грани в повседневности.

Важно, чтобы специалист по социальной работе, социальной педагогике, используя положительный пример в своей деятельно­сти, обращал внимание на возраст клиента, уровень его знаний, характер жизненного опыта, особенности предпочтений.

 

Среди педагогических методов, которые выполняют побужда­ющую и запрещающую функции, особое место отводится методу требования.

Требование - способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улуч­шение поведения, обогащение опыта. Требование имеет большую силу воздействия на личность, так как помогает человеку осознать и пережить противоречия между наличным и необходимым уров­нем развития, между интуитивным и осмысленным действием.

Назначение данного метода заключается в том, чтобы специа­лист оперативно отреагировал на поведение клиента и своевре­менно вносил в содержание программы его действий желаемые изменения.

Педагогическое требование как метод влияния на личность мо­жет иметь разное назначение: выражать нормы общественного по­ведения или способствовать приобщению человека к новым жиз­ненным отношениям; уточнять или обогащать социальный опыт клиента, представлять собой реальную задачу, которую необходи­мо выполнить в процессе определенной деятельности; обеспечи­вать организацию жизнедеятельности человека, помогая ему при­нять адекватное ситуации решение, подсказывая нужное действие.

Формы предъявления требования могут быть разными:

а) пря­мыми (приказания, указания), которые предъявляются решитель­ным тоном, носят деловой, инструктивный характер, и косвенными (совет, намек, просьба), которые апеллируют к мотивам самого человека и являются ненасильственными по своей сути;

б) инди­видуальными и коллективными; в) побуждающими к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающими (запрет, ограни­чение).

 

Воспитывающая ситуация - совокуп­ность внешних условий и факторов, действующих на человека и определяющих его деятельность наряду с субъективными условиями. Воспитывающие ситуации - это сложившиеся обстоятельства, которые заполняют жизнь человека и оказывают существенное влияние на его жизненную позицию.

По мнению Г.И.Щукиной, которая данный педагогический метод относит к методам формирования положительного опыта поведения, таковыми являются:

- ситуации соревнования

- органи­зованного дежурства

- длительных общественных поручений

- иг­ровые и специальные.

Главный стержень данного педагогического метода заключается в развитии многообразных отношений между участниками общения и общих дел.

 

 

Специальные ситуации - создание обстановки взаимодействия в повсе­дневной жизни, организации процесса совместного обучения или труда разных людей. Эти ситуации позволяют сформировать но­вые, внести коррективы в имеющиеся социальные навыки, способствуют развитию умения работать в команде, решать собствен­ные проблемы.

Совместная с клиентом деятельность в педагогической регули­руемой ситуации позволяет специалисту соединять прошлые и настоящие ценности, связывать между собой чувства и мораль, учат быть более терпимыми, гибкими, внимательными, владеть простыми жизненными принципами.

Своеобразные педагогические ситуации используют, например, когда нужно помочь человеку ощутить единение с другими; все­лить надежду; показать, что значит уважение; научить принимать самостоятельно и в группе решения; помочь ясно мыслить, анали­зировать обстоятельства жизни; справляться со своими страхами; жить без насилия; развивать сильные стороны своей личности и минимизировать слабые. Специальные ситуации, решающие та­кие задачи в социальной сфере, могут быть созданы в любом виде деятельности (трудовой, учебной, познавательной, спортивной, художественной, общественно полезной и др.).

В общей системе педагогических ситуаций важное место зани­мают специальные ситуации нравственного характера: рассчитан­ные на проявление глубоких нравственных переживаний; побуж­дающие к нравственным поступкам; носящие характер нравствен­ных коллизий; представляющие собой конфликтные ситуации нрав­ственного содержания.

В работе специалиста по социальным вопросам могут использо­ваться и ситуации-установки, в которых закладываются основы ответственного поведения подопечных, их исполнительности и самостоятельности, разъясняется смысл общественных требований, необходимых (ожидаемых) действий. Педагогически грамотное использование такого рода ситуаций социальным работником по­зволяет инициировать активность клиента в осознании проблем и осуществлении нравственного выбора.

 

Ряд педагогических методов стимулирует изменения в поведе­нии личности, характере и содержании ее социального опыта, способствует коррекции действий и поступков. Это - поощрение, поручение, соревнование, наказание. К ним специалисты обраща­ются в том случае, если хотят поддержать, усилить положитель­ные побуждения и ослабить, затормозить отрицательные.

Метод поощрения означает одобрение, признание, положитель­ную оценку поведения или качества личности клиента, результа­тов его поступков.

На практике он осуществляется при помощи такого комплекса приемов, как похвала, благодарность, подчер­кивание достижений, успехов, награждение.

Психологической основой реализации данного метода выступают внутренние пере­живания, чувство удовлетворения у клиента, стремление к улуч­шению своего опыта и личностных качеств, повышению своего социального статуса.

Побуждая человека к оценке результатов собственной дея­тельности, анализу поступков, их последствиям, обдумыванию обстоятельств и условий, обеспечивающих умение сопротивлять­ся соблазнам, требовательно относиться к себе, социальный ра­ботник вселяет уверенность клиента в правильности этих действий, рождает желание двигаться дальше в своем жизненном самоопре­делении.

Наказание выражается в предостережении, осуждении, неодоб­рении, отрицательной оценке действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам социального поведения. Его приемы: замечание, выговор, внушение, исключение, изоляция, лишение и др. Использование данного метода предполагает опре­деленные действия специалистов: анализ неблаговидного поступ­ка, оценку меры нарушения допустимого поведения, нахождение способа ликвидации возникшего противоречия, способа закреп­ления достигнутого результата.

Признавая правомерность использования поощрения и нака­зания в деятельности социального работника, не следует пре­увеличивать их значение, так как неразумное применение может принести больше вреда, чем пользы. Это замечание относится и к методам соревнования, поручения.

Поэтому их относят к вспо­могательным педагогическим методам, которые усиливают по­тенциал других, помогая решению намеченных задач.

Таким обра­зом, знание потенциалов каждого педагогического метода, уме­ние пользоваться ими будут способствовать действенности ока­занной помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: