а) САНИ, КОНИ, РУКА, РУКИ, САДЫ, ДУБЫ, ДОМА...




б) САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ХАЛАТ, КУСОК, СУДАК,
САЛАТ...

в) КОШКА, СУМКА, МЫШКА, САНКИ, ПОЛКА, НОР­
КА, КИСКА...

г) КРОТ, ДВОР, СТУЛ, СЛОН, ХРАМ, БРАТ, СТОЛ,
СТУЛ...

Использование гласного звука О в безударном положении в упражнении недопустимо (на основании закона русской фонетики о редукции гласных в слабой позиции).

Упражнение 6. Самостоятельное кодирование ребенком (детьми) слов с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры.

Материал и его последовательность см. в упр. 4,5.

Упражнения 7 10 на различение твердых и мягких согласных звуков.

Упражнение 7. Изолированные мягкие и твердые соглас­ные различаются с помощью жестов:

твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак,

мягкий — скользящими движениями ладони о ладонь.

Взрослый произносит согласный звук — дети изобража­ют его соответствующим жестом.

Постепенно увеличивается темп и количество произноси­мых звуков (до 2, 3, 4, 5 и более).

Упражнение 8. Изолированные твердые и мягкие соглас­ные обозначаются не жестами, а значками (графически): твердый согласный — треугольником вершиной вверх, мягкий — вершиной вниз.


Например: твердый звук Т обозначается Д;

мягкий звук Т обозначается у;

всегда мягкий звук Щ обозначается у.

Взрослый произносит звуки, а дети записывают их на ли­сте бумаги с помощью значков.

Упражнение 9 на различение твердых и мягких соглас­ных в начале слова перед гласными.

Взрослый произносит слова, начинающиеся на твердые и мягкие согласные (перед гласными) в произвольном порядке.

Дети выделяют первый согласный в слове, определяют, твердый он или мягкий, и изображают его соответствующим жестом (см. упр. 7).

Например: ЛАПА обозначается Л;

 

Г"7

ЛИПА обозначается значком у.

Упражнение 10. По сравнению с упражнением 9 в данном упражнении задание усложняется: в произносимых взрос­лым словах надо не только выделить первый согласный и определить, твердый он или мягкий, но и запомнить слова,

а затем «записать» их (каждое слово значком Д или у в зависимости от твердости или мягкости первого согласного).

Примеры слов для упражнений 9 и 10:

БАНТ, ДЕЛЬФИН, ЛЕБЕДЬ, БУКВЫ, ПОПУГАЙ, ТЫК­ВА, БИНОКЛЬ, ПЕНЬ, ХЕК, ТАНК, ХОБОТ, ТУФЛИ, КОГ­ТИ, МУХА, ТЕЛЕФОН, ЛИПА, ДОМ, ГУБЫ, ФЕН, БИНТ, ДЕТИ, МЕДВЕДЬ, НОТЫ, КАНАТ, КИНО, ДИВАН, БАТОН, ТУМАН, ФИЛИН, ПАВЛИН, ТАПКА, ВАГОН, ФОНТАН, ДУБИНА, БОТЫ, КЕГЛИ, ДУГА, ВЕЛИКАН, ДЫМ, КАБИ­НЕТ, КИТ, ТАЙНА, ВЕТКА, ВАТА...

Количество слов в упражнениях 9, 10 зависит и изменя­ется от объема памяти ребенка (детей).


Упражнения 11 14 на различение глухих и звонких согласных.

Упражнение 11. Изолированные звонкие и глухие соглас­ные различаются с помощью условленных движений:

услышав глухой звук, ребенок должен топнуть ногой,

звонкий — хлопнуть в ладоши.

Взрослый произносит согласные звуки — дети (ребенок) изображают их соответствующими движениями.

Упражнение 12. Изолированные глухие и звонкие соглас­ные звуки дети изображают не движениями, а значками (гра­фически): глухой согласный — косым крестиком X, звон­кий — прямым +.

Например:

глухой Т обозначается X; звонкий Б обозначается +.

Упражнение 13 на различение звонких и глухих соглас­ных в начале слова перед гласными.

Взрослый произносит слова, а дети изображают их соот­ветствующими движениями (см. упр. 11) в зависимости от первого согласного звука(глухой он или звонкий).

Упражнение 14 — усложненный вариант упражнения 13. Названные взрослым слова надо запомнить и записать гра­фически, обозначив значком X или + в зависимости от того, глухой или звонкий первый согласный в слове.

Количество слов в зависимости от объема памяти детей может колебаться от 4 до 6 — 8 слов с постепенным увеличе­нием.

Например:

ТАПКА обозначается X; ДАВНО обозначается +.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................ 3

I. Упражнения для развития тонкой моторики...................... 5

П. Статические артикуляционные упражнения.................... 10

Упражнения для губ без предмета............................................ 10

Упражнения для языка с водой

«Не расплескай воду»..................................................... 10

Упражнения для губ, языка и челюстей

с бинтом............................................................................. 10

III. Упражнения с элементами кодирования
слогов и слов несложной звуко-слоговой
структуры........................................................................... 12

Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.

ХЛОП-ТОП — 2

Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы

с детьми 6—12 лет

Издатель — А. П. Казаков

Обложка — Н. Надворская

Оригинал-макет — Н. Залипаева

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел./ факс (095) 207-13-96, 207-27-37

E-mail: gnomlogoped@newmail.ru

Сдано в набор 11.02.04. Подписано в печать 18.02.04. Печать офсетная. Объем 1 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3 000 экз. Заказ № С- Чо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: