б) САХАР, ЗАБОР, ПОВАР, ХАЛАТ, КУСОК, СУДАК,
САЛАТ...
в) КОШКА, СУМКА, МЫШКА, САНКИ, ПОЛКА, НОР
КА, КИСКА...
г) КРОТ, ДВОР, СТУЛ, СЛОН, ХРАМ, БРАТ, СТОЛ,
СТУЛ...
Использование гласного звука О в безударном положении в упражнении недопустимо (на основании закона русской фонетики о редукции гласных в слабой позиции).
Упражнение 6. Самостоятельное кодирование ребенком (детьми) слов с постепенным усложнением звуко-слоговой структуры.
Материал и его последовательность см. в упр. 4,5.
Упражнения 7 — 10 на различение твердых и мягких согласных звуков.
Упражнение 7. Изолированные мягкие и твердые согласные различаются с помощью жестов:
твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак,
мягкий — скользящими движениями ладони о ладонь.
Взрослый произносит согласный звук — дети изображают его соответствующим жестом.
Постепенно увеличивается темп и количество произносимых звуков (до 2, 3, 4, 5 и более).
Упражнение 8. Изолированные твердые и мягкие согласные обозначаются не жестами, а значками (графически): твердый согласный — треугольником вершиной вверх, мягкий — вершиной вниз.
Например: твердый звук Т обозначается Д;
мягкий звук Т обозначается у;
всегда мягкий звук Щ обозначается у.
Взрослый произносит звуки, а дети записывают их на листе бумаги с помощью значков.
Упражнение 9 на различение твердых и мягких согласных в начале слова перед гласными.
Взрослый произносит слова, начинающиеся на твердые и мягкие согласные (перед гласными) в произвольном порядке.
Дети выделяют первый согласный в слове, определяют, твердый он или мягкий, и изображают его соответствующим жестом (см. упр. 7).
Например: ЛАПА обозначается Л;
|
Г"7
ЛИПА обозначается значком у.
Упражнение 10. По сравнению с упражнением 9 в данном упражнении задание усложняется: в произносимых взрослым словах надо не только выделить первый согласный и определить, твердый он или мягкий, но и запомнить слова,
а затем «записать» их (каждое слово значком Д или у в зависимости от твердости или мягкости первого согласного).
Примеры слов для упражнений 9 и 10:
БАНТ, ДЕЛЬФИН, ЛЕБЕДЬ, БУКВЫ, ПОПУГАЙ, ТЫКВА, БИНОКЛЬ, ПЕНЬ, ХЕК, ТАНК, ХОБОТ, ТУФЛИ, КОГТИ, МУХА, ТЕЛЕФОН, ЛИПА, ДОМ, ГУБЫ, ФЕН, БИНТ, ДЕТИ, МЕДВЕДЬ, НОТЫ, КАНАТ, КИНО, ДИВАН, БАТОН, ТУМАН, ФИЛИН, ПАВЛИН, ТАПКА, ВАГОН, ФОНТАН, ДУБИНА, БОТЫ, КЕГЛИ, ДУГА, ВЕЛИКАН, ДЫМ, КАБИНЕТ, КИТ, ТАЙНА, ВЕТКА, ВАТА...
Количество слов в упражнениях 9, 10 зависит и изменяется от объема памяти ребенка (детей).
Упражнения 11 — 14 на различение глухих и звонких согласных.
Упражнение 11. Изолированные звонкие и глухие согласные различаются с помощью условленных движений:
услышав глухой звук, ребенок должен топнуть ногой,
звонкий — хлопнуть в ладоши.
Взрослый произносит согласные звуки — дети (ребенок) изображают их соответствующими движениями.
Упражнение 12. Изолированные глухие и звонкие согласные звуки дети изображают не движениями, а значками (графически): глухой согласный — косым крестиком X, звонкий — прямым +.
Например:
глухой Т обозначается X; звонкий Б обозначается +.
Упражнение 13 на различение звонких и глухих согласных в начале слова перед гласными.
Взрослый произносит слова, а дети изображают их соответствующими движениями (см. упр. 11) в зависимости от первого согласного звука(глухой он или звонкий).
|
Упражнение 14 — усложненный вариант упражнения 13. Названные взрослым слова надо запомнить и записать графически, обозначив значком X или + в зависимости от того, глухой или звонкий первый согласный в слове.
Количество слов в зависимости от объема памяти детей может колебаться от 4 до 6 — 8 слов с постепенным увеличением.
Например:
ТАПКА обозначается X; ДАВНО обозначается +.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................ 3
I. Упражнения для развития тонкой моторики...................... 5
П. Статические артикуляционные упражнения.................... 10
Упражнения для губ без предмета............................................ 10
Упражнения для языка с водой
«Не расплескай воду»..................................................... 10
Упражнения для губ, языка и челюстей
с бинтом............................................................................. 10
III. Упражнения с элементами кодирования
слогов и слов несложной звуко-слоговой
структуры........................................................................... 12
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
ХЛОП-ТОП — 2
Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы
с детьми 6—12 лет
Издатель — А. П. Казаков
Обложка — Н. Надворская
Оригинал-макет — Н. Залипаева
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1
Тел./ факс (095) 207-13-96, 207-27-37
E-mail: gnomlogoped@newmail.ru
Сдано в набор 11.02.04. Подписано в печать 18.02.04. Печать офсетная. Объем 1 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3 000 экз. Заказ № С- Чо