Понятие и сущность рынка труда




Рынок труда – это особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда[1].

Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

Рынок труда в узком понимании рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования - плановое регулирование.

Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.

Человек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.

В ходе найма работников с учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося ее предложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов как работодателей, так и наемных работников.

Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии в общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.

В соответствии с действующим в настоящее время Законом РФ «О занятости населения в РФ»[3] занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доходПринуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Полная занятость населения понимается не как поголовная по отношению ко всему трудоспособному населению, а только по отношению к тем, кто желает иметь оплачиваемую работу. Отсюда и трудовые ресурсы должны характеризоваться как занятые; незанятые и желающие работать; незанятые, но не желающие работать.[4]

Такая концепция занятости меняет содержание понятий «резервы труда» и «трудовой потенциал страны», которые характеризуются уже не численностью трудовых ресурсов вообще, а той их частью, которая имеет желание трудиться.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Это понятие объединяет в себе и занятых и безработных.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

· выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою деятельность;

· временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска и т.п.;

· выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

· не имели работы (доходного занятия);

· занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

· были готовы приступить к работе.[5]

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Рынок труда как экономическая категория представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для целей анализа и регулирования рынок труда выступает как множественная категория и может быть дифференцирован и «привязан» к конкретной территории, отрасли, профессии.

В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие. Так, различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

Для рынка труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности регулирования (управления), что предполагает решение возникающих проблем с учетом требований системного подхода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня.

Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачественности товара, когда спрос и предложение рабочей силы рассматриваются применительно к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная и квалифицированная рабочая сила), к мужчинам и женщинам, к детской рабочей силе и т.д.

Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населения России в целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими процессами, происходящими в масштабе республики.

До недавнего времени федеральный рынок труда носил замкнутый характер: его участником было население страны, а сбалансирование спроса и предложения рабочей силы решалось только применительно ко всему народному хозяйству.

В последние годы более тесными стали взаимосвязи федерального и международного рынков труда. Степень этой взаимосвязи регулируется во многом эмиграционной политикой страны.

При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный. Между первичным и вторичным рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной инициативе работника), уже имеющих профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной профессии.[10]

Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный - ситуацией, складывающейся по конкретной профессии.

Такие специализированные рынки труда представляют большой интерес.

Во-первых, общая ситуация с занятостью на территориальном рынке труда есть отражение особенностей, сложившихся на отраслевых или профессиональных рынках. К ним следует отнести как избыток предложения со стороны работников определенных профессий при ограниченном количестве рабочих мест, так и, наоборот, отсутствие предложения со стороны специалистов того или иного профиля при наличии большого количества вакантных рабочих мест, даже если такие специалисты в стране (области, городе) есть.

Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).

Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.

Наем работника отнюдь не свидетельствует о выходе его из системы рынка труда, поскольку на предприятии существует свой собственный рынок труда.

Рынок труда можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от специфики трудовой деятельности и уровня квалификации работников можно выделить такие разновидности рынка труда: 1) Внутренний рынок труда.

Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности (работы) на другую в пределах одной организации. Это перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место (без повышения в должности и без изменения квалификации) и по вертикали – переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретной организации с учетом ее особенностей. В рамках внутреннего рынка труда рыночные отношения действуют особым образом, и хотя обычно они изолированы друг от друга, обладают общими чертами: - этот рынок имеет иерархическую структуру, в которой можно выделить ряд уровней; - работник, как правило, сначала попадает на одну из низших ступеней внутреннего рынка труда, а затем постепенно продвигается на более высокие уровни; - находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной степени защищены от колебаний заработной платы и угрозы безработицы. Специфику внутреннего рынка труда как относительно обособленной подсистемы определяют следующие особенности: - относительная независимость относящихся к нему работников от внешней конкуренции; - сравнительно малое число агентов на рынке; - ограниченность мест приложения труда; - относительно небольшое число вариантов мобильности; - большая значимость административных методов регулирования; - быстрое перемещение работников без больших затрат; - существенный объем недоступной внешним экономическим субъектам слабоформализованной информации при принятии решений. Можно выделить некоторые важные особенности функционирования внутренних рынков труда: - внутренний рынок труда обеспечивает преимущества уже занятым работникам, поскольку они оказываются защищенными от прямой конкуренции со стороны; действующие за пределами фирмы экономические рычаги и стимулы не оказывают на них прямого воздействия; - функционирование внутренних рынков труда тесно связано с администативно -правовым регулированием; условия найма, продвижения и увольнения работников во многом регулируются самой фирмой; все эти процессы во многом определяются его особенностями и в первую очередь размерами; - на внутреннем рынке труда неизбежно проявляется изначальное неравенство сторон трудовых отношений, что приводит к возникновению сложного механизма взаимодействия рыночных принципов и характерных для трудового процесса отношений подчинения. В большинстве высокоразвитых стран мира сформировался устойчивый механизм функционирования внутренних рынков труда. Одним из его элементов является контроль за входом на внутренний рынок труда, определяющий степень его закрытости. Еще одним элементом является процедура формирования трудовых отношений. Для нее свойственны многоступенчатость, включение в рассмотрение большого числа характеристик как рабочего места, так и претендента на это рабочее место, учет индивидуальных и коллективных интересов уже занятых работников. С другой стороны, внутренний рынок труда неотделим от монопольного положения его субъектов, причем – в отличие от товарных рынков – здесь нет и не может быть антимонопольного законодательства. Негативным следствием этого явления, в частности, сложность замены работников даже в том случае, когда претенденты на их должности со стороны обладают более высоким уровнем профессионализма. Основными функциями внутреннего рынка труда являются: - обеспечение дифференцированной социальной защиты работников; - специальная подготовка и развитие навыков занятых; - сохранение наиболее ценной части трудового потенциала; - поддержание социальной стабильности коллектива. Реализация этих функций является предметом общественного интереса, и, естественно, государство оказывает влияние на функционирование внутренних рынков труда путем регулирования основ трудовых отношений, реализации программ социальной защиты некоторых групп населения, сознания общих и избирательных программ занятости и проведения антидискриминационной политики.

2) Внешний рынок труда. Внешний рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между организациями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие организации. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, т.е. он предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое. На внешнем рынке регулирование производственных отношений базируется на жесткой классификации работ, четких границах содержания каждой работы, чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров. Внешний рынок труда ориентирован на законченную профподготовку, о которой свидетельствует диплом или сертификат об образовании работника.

 

№9/Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества

 

Социальная структура как совокупность различных объективно существующих общностей и групп и взаимоотношений между ними по мере развития человеческого общества претерпевает качественные изменения. Несмотря на противоречивость данного процесса, в целом это проявляется во все более усиливающихся взаимоотношениях социального равенства и социальной справедливости между группами и общностями людей. Для примера достаточно сравнить хотя бы положение и отношения между рабами и рабовладельцами, феодалами и крестьянами, буржуазией и рабочим классом. Гуманизация, очеловечивание взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиление социального равенства между ними в политической, а затем и в других сферах является глобальной тенденцией развития социальной структуры и человеческого общества в целом. Данная тенденция включает в себя как бы две составляющие, органично связанные между собой: интеграцию и дифференциацию. Социальная интеграция в широком смысле означает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления, тенденцию (закономерность) к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от социальной дифференциации. Следует подчеркнуть, что процесс социальной интеграции в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения. Социальная дифференциация противоположна интеграции. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на положение и взаимоотношения, в частности, различных социальных групп, слоев, общностей, стабильность в обществе, определяет остроту социальных проблем и актуальность социальной защиты населения.
С этими тенденциями связан и процесс, получивший название социальной мобильности, вертикальной или горизонтальной. Она означает изменение, социальное перемещение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя, группы, класса в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и того же слоя, группы.
Взаимосвязь двух этих тенденций проявляется, в частности, в том, что на определенных этапах (скажем, в условиях нормального или кризисного развития общества) преобладает одна из них. Это в полной мере относится и к современному состоянию российского общества.
В 1990-е гг. и начале XXI в. в России наблюдается противоположный (в целом) процесс, характерный для советской эпохи. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимого имущества, в том числе разрешенная продажа земли) возродился мощный частный сектор, класс предпринимателей, фермеров, банкиров, владеющих огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами). Значительно сократился государственный сектор.
Если до конца 1980-х гг. для нашей страны было характерно сближение классов и социальных групп по многим показателям, то сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных (социально-демографических и др.) группах.
Для современной социальной структуры России характерно наличие значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных с производством. Активизируется процесс расслоения населения на сверхбогатых и сверхбедных. По данным Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56 % национального богатства страны. Это прежде всего так называемые олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной общественной собственности. Сверхбедные и бедные составляют до 60— 70 % населения, а «средний» класс — не более 16—18 % (в странах Запада — до 70 %).
Тенденция усиления социальной дифференциации в нашей стране проявляется также в разнице доходов групп населения. По международным стандартам (доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) она не должна превышать 4—5 раз (что было и в Советском Союзе). Ныне в России (по разным источникам) она составляет от 20 до 50 раз.
Значительно изменилось положение трудовых классов (рабочих, крестьян), других слоев российского общества. Так, многие тысячи и миллионы людей, ранее профессионально занимавшиеся квалифицированным умственным трудом, ныне не имеют такой возможности: в лучшем случае вынуждены заниматься несложным умственным трудом, физическим трудом низкой квалификации или становятся мелкими торговцами. Немалая часть интеллигенции является безработной.
Происходит нерациональное изменение состава интеллигенции, в целом работников умственного труда в пользу тех, кто занимается непроизводственным трудом (имеется в виду уменьшение их численности в материальном производстве в силу кризиса в промышленности и в сельском хозяйстве).
Изменилось соотношение работников умственного исполнительного и управленческого труда в пользу последнего. Ныне в России управленческий аппарат России всех уровней превосходит по своей численности управленческий аппарат всего Советского Союза. Его увеличение ожидается также в связи с реформой муниципальных образований. Только охранники различного рода составляют до 800 тыс. человек.
В XX в. под влиянием научно-технической революции происходило обогащение физического и умственного труда, их сближение по пути интеллектуализации физического и технизации умственного труда.
В нынешних условиях в России, к сожалению, наблюдается стагнация этих мировых процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, особенно так называемых «бюджетников».
Труженики, занятые в государственном секторе, оказались в положении, когда их труд оплачивается в несколько раз (порой в десятки раз) ниже, чем в частном секторе.
Правда, и частный сектор является далеко неравноценным в этом отношении. А в государственном секторе ряд социальнопрофессиональных групп (государственные чиновники) занимают привилегированное положение по сравнению с большинством работающих в нем. В некоторых же частных предприятиях наемные работники жестко эксплуатируются, чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, что связано с несоблюдением существующих в стране законов и нормативных актов, призванных защищать наемных работников. В какой-то мере это касается и работодателей, предпринимателей, которые, в силу существующей в стране криминогенной обстановки, не защищены от рэкетиров, других преступных группировок, подвергаются риску вплоть до прямой физической расправы с ними.
В условиях усиливающейся дифференциации, поляризации российского общества, в том числе среди молодежи, особую остроту приобретают проблемы социального неравенства, социальной несправедливости.


Социальное равенство (неравенство) по-разному трактуется в науке и по-разному оценивается в обществе. Крайние позиции — одобрение или отрицание. В целом же речь идет о положении людей в обществе, отношении их к средствам производства, о политических и гражданских правах, о равноправии (неравноправии) мужчин и женщин, наций и других социальноэтнических общностей, о правах и обязанностях, об оплате (или нет) по количеству и качеству труда, о степени защищенности всех граждан.
Следует также иметь в виду, что социальное равенство ничего общего не имеет с принципом уравниловки, препятствующим росту производительности труда, развитию других сторон жизни. Социальное равенство означает равенство общественного положения людей, а не равенство физических и умственных способностей, вкусов и потребностей. Иными словами, социальное равенство-неравенство отличается от естественного равенства-неравенства.
Социальное равенство (неравенство) тесно связано с социальной справедливостью. Социальная справедливость — это соотношение обоснованного равенства между людьми, с одной стороны, и сохраняющегося неравенства — с другой стороны; обеспечение общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Социальная справедливость проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», обеспечить каждой семье, каждому человеку минимальный доход, дающий возможность существовать и удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности. Неспособность их реализации может приводить к катаклизмам в виде превышения смертности над рождаемостью, уменьшения численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).
Степень социальной справедливости обусловлена в целом уровнем развития общества. На современном этапе в условиях осуществления реформ главной проблемой (противоречием) выступает необходимость, с одной стороны, укрепления социальной справедливости, а с другой — повышения экономической эффективности труда, т. е. сочетание равенства и неравенства в обществе.
Крайняя степень неравенства, открытые формы пренебрежения принципами социальной справедливости приводят (могут привести) к нестабильности общества, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда, и гибели людей). Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику, направленную на смягчение социального неравенства, создание условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Это достигается, в частности, путем расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения, развития социальной сферы общества.
Что касается России, то следует отметить, что несмотря на всю противоречивость социальной политики правящих кругов, по сравнению с 1990-ми гг. все же наметилось определенное улучшение жизни людей. В частности, принятые национальные программы (в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и ЖКХ) могут в значительной мере смягчить социальную дифференциацию в стране и усилить интеграцию общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: