В случае несвободной материальной точки активные силы, приложенные к ней, уравновешиваются силами инерции.




Лекция 9 Криволинейный полет ЛА в вертикальной плоскости

Нагрузки, действующие на ЛА при криволинейном полете в вертикальной плоскости, показаны на рис. 1. Назовем принятые на нем обозначения (помимо упомянутых раньше): 0 –центр тяжести; - угол тангажа; θ - угол наклона траектории.

В центре тяжести ЛА приложены: проекции аэродинамических сил Y, Х, сила веса G и инерционные силы в виде тангенциальной и радиальной составляющих . По оси корпуса действует сила тяги Т. При переносе аэродинамических и инерционных сил в центр тяжести возникает аэродинамический и инерционный моменты. Аэродинамические силы и силы тяги называются поверхностными силами, а силы веса и инерционные - массовыми.

Рис.1

 

Между поверхностными и массовыми силами существует связь, которую можно получить, если составить уравнения динамического равновесие сил, пользуясь принципом Даламбера:

В случае несвободной материальной точки активные силы, приложенные к ней, уравновешиваются силами инерции.

 

На основании принципа Даламбера уравнения движения материальной точки можно формально получить из уравнений равновесия, приложив при этом к действующим на точку силам силы инерции. В случае несвободной материальной точки силой инерции называется главный вектор сил противодействия, частично предложенных к телам, действия которых на рассматриваемую точку вызывают ее ускорение, и частично - к связям.

Рассмотрим условия равновесия ЛА под действием всех названных сил и моментов:

Проекция всех сил на ось X:

Проведем очевидные преобразования, тогда получим:

(1)

где - инерционная сила, действующая по вектору скорости ЛА.

Обратим внимание, что в левой части выражения (1) стоит член, означающий перегрузку , что было установлено раньше. Принимая это во внимание, находим:

(2)

Проекция всех сил на ось Y:

 

 

(3)

Отсюда следует важное заключение: перегрузку можно выразить не только через поверхностные силы (1), но и через параметры траектории (2), (3), что дает возможность, зная эти параметры (V, , g, следовательно, высоту полета), управлять перегрузкой и ЛА в полете.

Далее, обратимся к моментам.

Сумма моментов относительно центра масс (тяжести):

 

Аэродинамический момент равен сумме моментов от всех поверхностных сил относительно центра масс ЛА.

Инерционный момент определяется по формуле:

Инерционные силы определяются через радиус кривизны траектории R, скорость полёта V, массу m, массовый момент инерции , угол тангажа ЛА.

Примечание: на схеме движения ЛА (Рис.1) инерционная сила направлена в соответствии с ускоренным движением ЛА (), а в формуле перед членом стоит знак минус в соответствии с принятым замедленным движением, при этом производная берется по абсолютному значению.

 

При расчетах ЛА на прочность, как правило, применяются перерезывающие силы и соответствующие перегрузки, поэтому полезно установить связь этих сил с подъемной силой и перегрузок с поперечной перегрузкой . Установим связь между силами в скоростных и связанных осях, так как для расчета на прочность необходимо иметь составляющие сил в связанных осях, ибо они дают непосредственно поперечные и осевые нагрузки на ЛА. Между этими силами существует связь:

Поперечная и осевая перегрузки выражаются через поперечную и осевую силы по формулам:

 

 

 

Если траектория полета ЛА известна, то по формулам можно найти перегрузки

, , а по их значениям - действующие в тот или иной момент времени силы . Далее, можно определить нагрузки , , однако, такой путь не всегда осуществим, так как для манёвренных ЛА (ЗУРы, самолёты и др.) невозможно заранее установить траектории их полета, потому что в окончательном виде они определяются только в процессе самого полёта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: