БИЛЕТ № 2
ВОПРОС 1. Что такое символизм, главные представители, работы.
Символизм — это стиль и направление в изобразительном искусстве, в котором художник использует при написании картины скрытые послания.
История
Изначально сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров. Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в ее объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.
Представители Известные художники-символисты 19 – 20 столетия:
· Густав Моро 1826 — 1898
· Арнольд Беклин 1827 -1901
· Ходлер 1853 — 1918
· Макс Клингер 1857 — 1920
· Поль Гоген 1848 — 1903
· Энсор 1860 — 1949
· Эдвард Мунк 1863 — 1944
· Одилон Редон 1840 — 1916
«Демон поверженный» Михаила Врубеля
«Весна» Сандро Боттичелли
ВОПРОС 2. Творчество М.А. Врубеля.
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856-1910) -русский художник рубежа 19-20 веков, работавший практически во всех видах
и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Творческую биографию Врубеля можно назвать драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Михаил родился в 1856 году в семье военного. Несмотря на то, что семья Михаила была небогатой, отец исправно платил за уроки рисования для сына. В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств. Там его талант заметили; Врубель, еще не закончивший учебу, уехал работать в Киев. Пять лет подряд он занимался росписью Кирилловского собора, а после визита в Италию художник сформировал собственный стиль.
Акт первый - 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
Акт второй - московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Акт третий: 1903-1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.
Серия картин Врубеля была порождена лермонтовской поэмой "Демон". Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа.
«Демон сидящий» «Летящий Демон» «Демон поверженный» 1902
Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».
Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Двойственная природа и у шестикрылого серафима – Азраила – ангела смерти.
«Шестикрылый Серафим» 1904
«Видения пророка Иезекииля»
Последний из его «потусторонних сюжетов» - «Видения пророка Иезекииля» - остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало - он ослеп. Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для живописи Врубеля. И он снова и снова возвращается к мифологическим образам. В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает картину
«Пан» 1899 «Царевна-лебедь 1900
панно «Принцесса Грёза» 1896
Эскиз декорации к опере:
«Гензель и Гретель» 1896 Александровская слобода "Царская невеста" 1899 "Демон"
Иллюстрации:
к трагедии Пушкина Моцарт и Сальери к роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
Портреты:
«Портрет Мамонтова» 1897 «Портрет поэта В.Я. Брюссова» 1906