Темы рефератов
Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины.
Философия религии.
История религии.
Психология религии.
Методы исследования в религиоведении.
Литература
1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998.
Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _
Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/.
4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону, 1996.
5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
^ ЛЕКЦИЯ 2. Понятие и сущность религии
Определение религии.
Прежде всего, следует отметить, что как элемент духовной жизни религия представляет собой сложное и многообразное явление. На протяжении тысячелетий она играла значительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выразить его сущность, в результате чего помнилось большое количество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и несовпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъестественное, и вера в абсолютное добро и т.д.
При всей пестроте и многообразии определений религии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д.
В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в дефинициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентности религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств.
|
Часть философов генезис религии видят в обмане одних людей другими. Таким образом, приобрела жизнь теория обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в заблуждение народные массы.
Существует в религиоведении субъективистская концепция, созданная американским прагматистом У. Джемсом. Он рассматривал религию как порождение индивидуального сознания, как спонтанно возникающие субъективные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности религиозных переживаний и представлений, свойственных отдельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуального человеческого сознания, а не продукт божественного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию истинной религии и церкви как ее единственной носительницы.
Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяснить, исходя из человеческой природы. Видным представителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зрения, не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противоположность теологическим теориям рассматривалась как продукт человеческой фантазии, воображения. Однако данный подход представлял человека вне исторических, вне реальных общественных отношений. Отсюда и религия понималась вне определенных социальных отношений.
|
В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как порождение человеческих инстинктов, как особая форма реагирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из вариантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом.
Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии.
|
В современном религиоведении существует социологическая концепция религии, основоположником которой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его понимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу религии, рассматривал божество как персонификацию социального целого. Он исходил из того, что основой, обеспечивающей целостность любого общества, является общественное сознание: общие нормы, ценности, верования, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трактовке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности религии необходимости ее в любом обществе.
Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социально-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого человека. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».
Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса указывается, что религия отражает господство реальных земных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окружающую природу и собственные отношения.
^ Условия и причины возникновения религиозных верований.
Объективный анализ всякого явления предполагает выяснение тех причин, в силу которых оно возникло и существует. В религиоведческой литературе такие причины называются корнями религии. Их несколько: социальные, гносеологические, психологические. Отдельные авторы называют еще и исторические, но это личная позиция автора. Поэтому мы здесь рассмотрим несколько подробнее лишь первые три, а об исторических корнях студент может самостоятельно узнать из литературы.
Социальные корни религии — это объективные условия жизни и деятельности людей, способность порождать, а также воспроизводить религиозное мировоззрение. Изучая этот вопрос, студент должен разобраться, что же такое объективные условия? Проживая в обществе, человек сталкивается с необходимостью вступать в многообразные отношения как друг с другом, так и с природой. Поэтому социальные (общественные) отношения включают в себя различные сферы его жизни. Прежде всего, это отношения его к природе, зависимость от последней в силу неразвитости практической жизни, а главное труда. Далее следует выделить сам общественный процесс, многообразные общественные отношения, в ходе которых люди вступают в контакты друг с другом, попадают в стихийную зависимость от общественных сил. Так, например, низкий уровень развития производства и крайне примитивные орудия труда первобытного общества обусловливают нехватку сил в борьбе с природой. Жизненные возможности человека в таких условиях ограничены, все усилия его направлены на отвоевывание у природы самых элементарных средств к жизни, притом явно недостаточных для удовлетворения потребностей. И человек ищет восполнения недостающего ему в жизни в помощи сверхъестественных сил. Не случайно в первобытном обществе производство материальных благ оказывается опутанным разнообразными мистическими (таинственными) представлениями, например, магическими верованиями и обрядами. Уже на ранних ступенях развития человечества, например, войны, влияют на порождение религиозного сознания. Природа этих отношений чужда и враждебна первобытному человеку. Поэтому, пытаясь оградить себя от нежелательного их воздействия, он также обращается за помощью к сверхъестественным силам. В обоих случаях стихийность протекания процессов является обязательным условием возникновения религии.
Таким образом, бессилие людей перед силами природы и негативными проявлениями общественной жизни в первобытном обществе, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил и вытекающими отсюда примитивностью общественной организации, явилось социальными корнями религии в придании этим силам личностных характеристик по форме и могущества по содержанию.
Далее, студентам важно понять, что, несмотря на зависимость человека от окружающего мира, господство над ним сил природы никогда не определялось исключительно природными свойствами, но равно и характером отношений людей к природе. А эти отношения всегда зависели от уровня производительных сил общества. Не случайно объектом его отражения были неосвоенные силы природы, включенные непосредственно в трудовую деятельность. Причем искаженно отражалась в сознании человека не вся природа, а лишь те ее свойства и стороны, которые в процессе преобразующей деятельности имели, прежде всего, производственное (жизнедеятельное) значение и которые человек не мог освоить силой своего разума и труда.
И сегодня не исключено воздействие на жизнь людей таких стихийных природных процессов, как разрушительные силы смерчей, тайфунов, землетрясений, наводнений, засух, эпидемий и т.д. Даже самые совершенные технологические системы не спасают от неожиданных и катастрофических последствий. Последствия наиболее опасны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, нефти и газа, горная инженерия и т.д. Именно эти стороны и свойства природы порождают болезни, смерть, тревогу и страх у людей. Пример тому недавняя экологическая катастрофа в с. Барскоон на Иссык-Куле, оползни на юге Киргизии, унесшие многие жизни. Подобные явления принимаются верующими наказаньем Божьим, следовательно, необходимо усилить веру.
Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистических и религиозных представлений. Если вопрос о социальных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом сознании формируется фантастическое неадекватное отражение действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека является объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развивающеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике.
Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека.
Часто студенты при освещении проблем гносеологических корней религии сводят их к незнанию людьми действительных причин явлений. Такое объяснение упрощает проблему, не дает возможности вскрыть механизм образования религиозных представлений. Само по себе незнание не может порождать никаких представлений вообще. Как правильные; так и искаженные представления о явлениях возникают у людей только в процессе взаимодействия с этими явлениями и их познания.
Почему процесс познания, в ходе которого человек открывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возможность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им данных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его вещами и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии».
Важнейшую роль в познании человеком окружающего мира, его попытки найти нечто общее среди единичных явлений играет способность человеческого мышления к обобщениям и абстрагированию. Только при наличии абстрактного мышления и способности обобщать могут возникать религиозные представления. И каждый шаг вперед по пути освоения человеком действительности создает как новые трудности, так и новые возможности иллюзий. Так, уже на ранних ступенях развития общества человек, например, стремился найти общее между собой и животным миром.
Как может видеть студент, идеальный мир всегда предстает перед нами связанным с материальным. Ошибки в познании совершаются в процессе жизни, человеческой практики. Сам отрыв любого общего понятия от конкретных вещей является хоть и иллюзорным, но идеальным отражением материальных вещей.
Раскрытие причин возникновения и существования религии будет неполным без рассмотрения ее психологических корней (от греч. psyche — душа, жизнь). Следует отметить, что эта проблема не получила еще достаточно полной разработки в нашей религиоведческой литературе. Пока внимание сосредоточено в основном только на эмоциональной стороне психологических процессов. Проблема влияния чувств, эмоций на происхождение религии была поставлена еще античными мыслителями. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций.
Мыслители нового времени продолжили и развили эту идею. Особенно большой вклад в исследования психологических корней религии внес Л. Фейербах. Немецкий мыслитель в понимание психологических причин включил не только отрицательные чувства (страх, неудовлетворенность, страдания), но и положительные (радость, благодарность, любовь, почитание и т.д.); не только чувства, но и желания, стремления, потребности в преодолении отрицательных эмоций, в утешении.
Когда мы говорим, что некоторые эмоции создают благоприятную почву для религии, мы ни в коем случае не считаем, что человек, испытывающий подобные эмоции, обязательно станет религиозным, неизбежно придет к религии. Решающую роль в формировании его убеждений играют условия его жизни, воспитания, непосредственное окружение. Эмоциям, которые в известном смысле благоприятствуют религии, противостоит в сознании индивида. Не только его рассудок, но и многие иные чувства, враждебные религии.
Итак, в процессе познавательно-преобразующей деятельности человека на базе социальных экономических условий его бытия, эмоционального восприятия реалий сего мира формируются религиозные и мистические, в том числе, представления людей. Только в подобной связи «механизм» отношений человек-человек, человек-род, человек-мир способен создать основу для возникновения и существования религиозного отражения мира.
^ Структура религиозного сознания.
Продолжая анализ религиозной формы сознания, нужно раскрыть ее структуру и элементы. Все главные элементы религии неразрывно связаны с понятием о сверхъестественном и покоятся на нем. Во-первых, с верой в сверхъестественное связаны религиозные идеи, догматы, мифы. Во-вторых, в любой религии содержится вероучительный, догматический или мифологический элемент, то есть религиозное сознание. И, в-третьих, необходима деятельность организации. При этом религиозное сознание складывается как бы из двух основных слоев. Первый из них составляет религиозная идеология, представляющая совокупность идей, и взглядов и представлений о мире и человеке, изложенных и систематизированном и обобщенном виде профессиональными служителями религиозного культа. Центральное ядро религиозной идеологии составляет теология, то есть богословие. Сущность теологии состоит в том, что она обосновывает и защищает религиозные догматы о Боге как творце и вершителе судеб мира, ищет доказательства истинности религиозной догматики, нравственности, а так -же разрабатывает религиозно обоснованные правила и нормы жизни духовенства и верующих. Теология претендует на роль «науки», которая стремится доказать сверхъестественное происхождение религии, ее стройность, логичность, непротиворечивую систему догматов. На самом деле религия эклектична, в ней мало логической последовательности и стройности, наличествует множество противоречий. Задачей теологии, кроме того, является религиозное обоснование «священных писаний», «священного предания», божественного характера самой церкви.
Вторым слоем в религиозном сознании является религиозная психология. В свою структуру религиозная психология включает религиозные верования, чувства, настроения, которые, как правило, возникают в головах людей стихийно, под воздействием объективных внешних природных и социальных сил. Это обыденное сознание верующих. При этом, в отличие от теологии как системы догматов, религиозная психология отличается несистематизированным, несогласованным, непоследовательным характером представлений. Сознание рядовых верующих — это своеобразная мозаика из отдельных религиозных образов, догматов, мифов, существующих в разрозненном виде, не связанных системой.
Религиозную идеологию и психологию нельзя рассматривать как разложенные по полочкам элементы религиозного сознания. Реально их надо рассматривать в тесном переплетении и взаимном проникновении. Религиозная идеология в форме «священных книг», печатных изданий или устных проповедей объединяет и упорядочивает разрозненные мысли, догматы в определенную систему, т.е. религиозное сознание следует рассматривать как прочное сочетание идеологической и психологической сторон. Студент должен знать, что каждая религия имеет 4 существенных элемента: первый — религиозные представления о сверхъестественном, потустороннем. Это — мифологический элемент. В религии люди пытались и пытаются составить для себя картину мира. И в этой связи религия со своих позиций показывает, что такое мир, общество, человек, перспективы их бытия, т.е. формирует мировоззрение верующих; второй — религиозные чувствования — эмоциональный элемент. В религиозной сфере большое место занимают настроения, эмоции, чувства, переживания, то есть эмоционально-психологический элемент сознания человека. Религиозные эмоции принимают сильный, активный характер, особенно тогда, когда они связаны с религиозной культовой практикой; третий — обрядность, культовый элемент; четвертый — религиозные организации.
На вере в сверхъестественное основаны определенные религиозные действия, и в первую очередь обряды, праздники, богослужения, молитвы, посты, паломничества и другие проявления религиозной практической деятельности. В процессе культовой практики церковь стремится воздействовать на людей звонким словом, образностью, причудливыми действиями для усиления воздействия на верующих.
Религиозный культ, особенно во взаимосвязи с эмоциональным воздействием, является существенным элементом религии. При помощи религиозных молитв, заклинаний, обрядов, праздников и других магических средств, приемов и методов верующие люди стремятся вступить в контакт со сверхъестественными силами и существами для достижения желаемых результатов. Религиозные организации — это организации профессиональных служителей культа (церковь, имамат, раввинат и т.п.), являющиеся организаторами работы с верующими, осуществляющими культ, собрания и т.п.
Конкретно-социологические исследования, проведенные в некоторых районах республики, показывают, что абсолютное большинство верующих не знает основ религиозного учения, хотя связаны повседневно с церковью или мечетью. Что же связывает верующих при незнании догматики и религиозной жизни. Этим связующим звеном, несомненно, является религиозный культ.
Таким образом, религиозные представления, настроения и действия, а на более поздних этапах развитие религиозной организации составляют единый религиозный комплекс, который образует такое специфическое социальное явление, как религия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Как возникла и развивалась религия?
Раскройте соотношение гносеологических, психологических и социальных корней религии.
3. В чем состоит специфика религиозного сознания?
4. Почему иллюзорно-компенсаторная функция (наряду с мировоззренческой, интегрирующей, регулятивной и коммуникативной) является главной функцией религии? Проанализируйте взаимообусловленность всех этих функций.
5. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, религиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.
6. Проанализируйте структуру религиозного сознания. Раскройте социальную роль религии и церкви.
7. В чем коренная противоположность религии и науки?
8. В чем сущность понятия «сверхъестественные силы»?
9. Как понимать выражение «страх создал богов»?
Темы рефератов
Определение религии: научное, церковное, философское.
Наука о происхождении и сущности религии.
Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.
Социальные функции религии и их содержание.
Вера как социальный феномен.
Религия и мистика.
Гносеологические и психологические корни религии.
Религия и общественный прогресс.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.
2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.
3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.
4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. — М., 1989.
5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.
6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.
7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.
8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989.
9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.
Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.
Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.
Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.
Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986.
Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе
Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях.
1. Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая. Эта функция религии, отражая действительность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя.
2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те системы социальных отношений, в которых человек не в состоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни.
3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общностей и отдельных общин.
4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно является дезинтегрирующей силой общества.
5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе.
При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляется как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев.
Другая — миссионерская: пропаганда и распространение церковью и активными верующими данного вероучения среди инакомыслящих, неверующих с целью привлечения их в число своих приверженцев.
Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в частности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради следует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспитывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что советская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это.
Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, различать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, подавления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в большинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.).
Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических вопросов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, храни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониализма и расизма и пр.
Краткое описание основных социальных функций религии позволяет сделать следующие выводы: процесс функционирования религии в обществе есть процесс проявления ее социальной сущности. Процесс этот историчен: изменение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функционирования религии, к эволюции ее функции и роли.
^ Вопросы и задания для самостоятельной работы
Как возникла и развивалась религия?
2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, религиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.
3. Раскройте социальную роль религии и церкви.
4. Социальная роль религии в первобытном обществе.
5. Социальная роль религии в современном обществе
Темы рефератов
1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.
Социальные функции религии и их содержание.
Вера как социальный феномен.
Религия и общественный прогресс.
Литература
1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.
2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.
3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.
4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.
5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.
6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.
7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.
8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.
9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.
10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.
11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.
ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы
Концепции происхождения религии.
Одна из концепций происхождения религии была выдвинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма». Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге «Становление религии». Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе «Происхождение идеи Бога». Суть концепции «прамонотеизма» состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. Однако научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества.
Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абстракций, в том числе религиозных.
Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был способен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потусторонний мир. Говорят об этом и наскальные рисунки.
^ Формы первобытных верований.
Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Термин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, дерево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элементы фетишизма сохранились до сих пор.
Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает «его род»). Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам надо обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, наоборот, на необходимость, например, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на основе тотемизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных.
К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д.
Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключенные и предметах или существующих от них. Анимистические представления возникали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти.
Преподавателю необходимо отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий.
^ Племенные религии.
Религиозные верования периода родового строя отличались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким животным.
В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.