Введение
“Атлас относится к отдельной карте примерно так,
как опера – к отдельной музыкальной пьесе”
Н.Н. Баранский
Важность изучения исторических атласов заключается не только в их огромной роли в развитии картографии и атласного картографирования, но и вообще всего общества. По словам Т.Г. Сватковой, атласы отражают уровень развития и культуры тех стран, в которых они были созданы [6, с. 30]. Атласы аккумулируют в себе все имеющиеся достижения и знания в области картографии, географии и других смежных наук, представляя их в некотором обобщенном генерализированном виде. «Атлас представляет собой картографическую энциклопедию – систематизированный свод знаний и сведений о территории на современном уровне ее изученности» - говорит А.М. Берлянт [10, с. 239]. Действительно, одно из главных свойств атласа заключается в систематизированности представляемой информации, что делает атласы с одной стороны высокоинформативными источниками, но с другой требует больших трудовых затрат на их создание. Атласы представляют с собой ценнейшие исторические источники, позволяют не только установить пространственные и временные рамки для тех или иных явлений в истории человечества, но и установить глубину познаний природных и социально-экономических процессов [6, стр. 30].
Принято считать, что первый географический атлас появился во II веке нашей эры благодаря Клавдию Птолемею. Позднее, в Средние века атласное картографирование было предано глубокому забвению и только в 1477 году европейцы вновь увидели «Географию» Птолемея со множеством различных картографических материалов [5, с. 341]. Взлет атласного картографирования в европейских странах произошел только в XVI веке. Это было связано с рядом причин и трансформаций в общественных системах.
|
Предпосылки развития атласной картографии в XVI веке
В XV – XVI веках Старый свет подвергался ряду масштабных фундаментальных преобразований, многие из которых имели свое отражение в развитии картографии в европейских странах. Произошли изменения в науке и технике, были открыты и изучены новые территории, менялись экономические отношения, европейские страны становились колониальными империями. Все эти преобразования с точки зрения развития атласного картографирования можно разделить на внешние и внутренние. Так, к внешним необходимо в первую очередь отнести Великие географические открытия и связанное с ними становление колониализма. Эффективное изучение новых территорий, их экономического потенциала не могло вестись без соответствующего картографического сопровождения, детализированное изображение империй отныне невозможно было представить на одной единственной карте, так как дискретное распределение колоний на больших расстояниях друг от друга и от метрополии не позволяло создать карту приемлемых масштабов при сохранении соответствующего уровня детализации. Возникла прямая потребность в создании сводов карт. Другой внешней по отношению к атласному картографированию причиной можно назвать подъем капиталистических отношений на Западе и связанного с этим развития частного предпринимательства и торговли. Поскольку участие правительств государств в проведении картографических работ было сравнительно невелико, то в условиях благоприятной экономической обстановки и растущего спроса на картографические произведения стали появляться частные картографические предприятия [5, с. 346]. При этом данные картографические предприятия прошли путь от цехового способа производства, превалировавшего вплоть до середины XVI века, к более совершенной организации картографической мануфактуры, что благоприятно отразилось на качестве продукции и позволило выполнять более трудные производственные задачи [5, с. 351]. Также развитию картографии и атласного картографирования способствовал ряд технических усовершенствований и новшеств. Изобретение книгопечатания избавило картоиздателей от необходимости ручного производства карт, при котором создание любого атласа требовало колоссальных усилий. Интересен и тот факт, что картографический метод в эпоху Возрождения стал применяться в научных исследованиях. Л. Браун приводит пример, когда развитие навигации и морской картографии шло параллельно, и любое открытие в одной из этих отраслей давало импульс для развития другой [2]. Необходимо отметить и внутренние предпосылки развития картографии и атласного картографирования в XVI веке. К ним относятся создание большого количества новых картографических проекций, в числе которых и равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора [6, с. 32]. В практику вводится градуировка [1, с. 118]. Появляются специализированные карты и атласы [5, с. 349], например карта климатических зон, напечатанная в Лувене еще в 1483 году [1, с. 102]. Проводятся систематические картографические съемки суши c применением компаса, колеса и мерного шнура, появилась новая профессия съемщика. В первой половине XVI века появляются мензулы и прообразы теодолитов [5, с. 346]. Гравировка печатных форм и создание оттисков отныне позволяла с гораздо большей точностью, чем при ручном копировании, повторить передачу визуальной информации, что крайне важно для такой точной науки, как картография [1, с. 92-93]. Все это прямо и косвенно способствовало становлению атласного картографирования в европейских странах. Таким образом, к началу XVI века сформировался благоприятный «климат» для создания атласов и развития атласного картографирования, выражавшийся в комплексе сложившихся внутренних и внешних предпосылок. Благодаря им появились в первые со времен Птолемея европейские атласы Ортелия и Меркатора.
|