Тема. Понятие культуры. Материальная и духовная.




ЗАДАНИЯ:

1. Изучить лекцию и записать конспект.

2. Письменно в тетради выполнить тест.(После лекции)

 

Срок выполнения: выполнять задания в тетради по истории и переслать, в виде фотографий, сообщением в сообщество в социальную сеть «VK» до 20.11.2020г

https://vk.com/club193356427

 

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут существовать вне культуры. Само слово "культура" появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, "культивирование" земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая "возделывание души". И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук - антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания - культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура - это все созданное человеком, все, что не является природой. Культура при этом понимается как "вторая природа", сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

• как "социальную наследственность" или "социальную память", которые не передается биологическим путем;

• как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

• как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

Функции культуры. Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве "социальной наследственности", которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

 

Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Материальная и духовная культура. Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремиться к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трех взаимосвязанных сторон или частей:

технологическая часть: ее ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;

социальная часть: это устойчивые отношения между людьми -семейные, хозяйственные, политические, правовые;

духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например. Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.

Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т.п.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V-IV вв. до н.э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам "Троица" Андрея Рублева будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живет но своим законам, у нее бывают

периоды взлета, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.

Но все же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.

Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии "цивилизация", которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества

 

Тест.

Вопрос 1.Терпимость к чужим взглядам, мнениям, верованиям, поведению, обычаям, образу жизни.

 

1. Милосердие

2. Толерантность

3. Сострадание

 

Вопрос 2. Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива

1. Традиция

2. Обычай

3. Обряд

 

Вопрос 3.Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения людей.

1. Традиция

2. Обычай

3. Обряд

 

Вопрос 4. Инструмент передачи духовных ценностей от человека к человеку и от одного поколения к другому

1. Язык

2. Книга

3. Интернет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: