Нарративное интервью предполагает рассказывание, историю, в которой респондент своими словами говорит о своей жизни, воспроизводя свойственные ему структуры сознания. Внутренний порядок повествования достаточно автономен и не сводится к обстоятельствам, в которых продуцируется [13].
Интервью проводились с безработными (возрастной диапазон - 16-52 года) мужчинами и женщинами. В качестве нарративного импульса использовался специальный вопрос о той ситуации, в которой оказался респондент.
При обработке (кодирование, категоризация) транскриптов интервью удалось выделить характерную структуру жизненного мира незанятых. Она не единственная, но релевантная изучаемой проблеме. Основными элементами данной структуры являются: а) ожидание человека к себе как участнику рынка труда; оно включает соответствующие притязания, самооценку. опыт решения трудовых проблем: б) ожидаемые отношения со стороны рынка труда.
Оба элемента нередко противостоят друг другу, имеют разные смысловые объемы. Типичными являются повышенные притязания неработающих к своей профессиональной судьбе. При этом они как бы не замечают, более того, отрицают встречные оценки, установки, предоставляемые возможности. Их трудовое самоотношение не допускает иных жизненных контекстов, кроме уже ставших привычными. Именно в них, привычных, наличные притязания должны осуществляться, а самооценка подтверждаться (характерно высказывание одного респондента: "я был лучшим, а в итоге должен претендовать на то же, что и все"). Закрытость - термин, уместный для характеристики такого самоотношения. Оно отключено от ожидаемых требований и это приводит к дезадаптационному эффекту5.
|
5 Разумеется, не следует упрощать ситуацию. Трудоустройство безработных может быть связано не только с понижением их предыдущего
Данная субъективная конструкция, вычленяемая из интервью, имеет теоретические аналоги. Например, в рамках адаптационной модели развития интеллекта Жана Пиаже она могла бы интерпретироваться как доминирование ассимиляторной схемы в ущерб процессам аккомодации к текущим обстоятельствам. Следствием такого соотношения является развитие у человека аутизма или эгоцентризма [17].
Еще одним объяснительным контекстом могли бы стать представления о структуре ролевого поведения и возможных соотношениях между ролевыми ожиданиями со стороны окружающих и ожиданиями человека к самому себе. В случае их осознаваемого рассогласования и несовпадения могут наступать различного рода внутренние конфликты, сопровождаемые негативными психологическими эффектами вплоть до отказа от активности[20].
Взаимодействие между трудовым самоотношением и ожидаемыми отношениями со стороны рынка труда можно анализировать через призму интеллектуальных, ролевых и других структур, но специфику предмета анализа лучше всего передает такое понятие, как трудовое самосознание субъекта. Его важнейшим для адаптации свойством является гибкость/ жесткость, то есть возможность перестройки взаимодействия двух упомянутых составляющих6. Результаты нарративных интервью позволяют заметить, что гибкость трудового самосознания и адаптация связаны между собой.
социально-трудового статуса, но и с угрозой деперсонализации. По крайней мере, они так мыслят. Как с горечью заметила одна девушка, "им нужны только паши руки", по контексту подразумевая небрежное отношение работодателей к своим работникам и нарушение норм трудового законодательства.
|
В этой связи весьма продуктивным может оказаться обращение к идеям Дж.Мида о взаимодействии спонтанного и нормативного начал в самосознании как механизме регуляции индивидуального поведения, развития социальных групп и общества в целом (см. [31]).
Подводя итог краткому описанию результатов качественного исследования, представим его общую схему (рис. 2).
Заключение.
Опыт использования двух подходов позволяет сформулировать некоторые правила в построении социального исследования, сделать содержательный вывод.
Количественный и качественный подходы реализуют разные познавательные стратегии: использование дедуктивной и индуктивной логики, подтверждение сконструированных абстракций и восхождение от конкретных фактов к теоретическим построениям, выявление общегрупповых тенденций и анализ индивидуальных вариаций. Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий и замыкании логического цикла исследования. Назовем это правилом логической полноты, попутно обратив внимание на то, что научное исследование строится по аналогии с механизмами развития и функционирования мышления: последовательные децентрации (Ж.Пиаже), анализ через синтез (С.Л.Рубинштейн). Количественный и качественный подходы могут предметно наполнять эти механизмы.
|
Правило логической полноты уместно дополнить правилом репрезентации состоянии объекта исследования, которое обеспечивает многомерное видение изучаемого явления. Если количественный подход в большей степени позволяет выяснить нормативные тенденции, то качественный подход целесообразен для изучения таких социальных ниш, в которых возрастные, демографические и прочие нормы предстают специфическим образом и дают пищу для новых размышлений и сопоставлений. В этой связи целесообразно специально планировать изучение "особых" групп, особость которых выводится из базовой теоретической модели исследования. Если бы мы, например, изучали нормативные тенденции в адаптации безработных, то, следуя правилу репрезентации, нам следовало обратить пристальное внимание на тех, кто нигде не зарегистрирован; в отношении последних качественные методы формирования выборки, сбора данных предпочтительнее количественных.
В содержательном плане количественный и качественный подходы обеспечили многостороннюю реконструкцию механизма адаптации человека к социальным изменениям. Три психологические реальности пересекаются в нем: а) поведенческие проекты, допускающие социально-трудовую мобильность; б) осознание своих индивидуальных особенностей и социального окружения в качестве ресурса для реализации проектов; в) гибкое самосознание, обеспечивающее внутреннюю открытость и "подключенность" притязаний, самооценки, личного опыта к ожидаемым требованиям. Соотношение и способы взаимодействия этих реальностей определяют стратегию повседневной активности человека в меняющихся обстоятельствах.
По форме осуществленная реконструкция имеет сходство с тем, что Р.Мертон назвал "дисциплинированным эклектизмом", то есть контролируемым и систематическим использованием комплиментарных идей [30]. В рассмотренных примерах, однако, речь шла не только об идеях, но и способах их порождения.