Подростковый возраст (отрочество)
1. Социальная ситуация развития подростка.
2. Как изменяется социальная ситуация развития с точки зрения происходящих трансформаций в обществе? Перечислите основные факторы (статья К.Д. Хломова).
3. Как распространение Интернета и компьютерных технологий влияют на развитие современных подростков?
4. Какие проблемы возникают в воспитании подростков в связи с отсутствием общественного заказа и роста социальной напряженности?
5. Как отражаются на развитии подростка изменения отношений в современной семье?
6. Что такое «размытая идентичность» и почему она существуют?
7. Какие группы задач подросткового возраста выделяют психологи? (статья А.В. Жилинской)
8. Чем подростки занимаются в Интернете?
9. Какие новые психологические феномены выявляются в связи с частым пребыванием подростков в Интернете?
10. Раскройте развивающие возможности Интернета.
11. Признаки и проявления подросткового кризиса.
12. Почему, несмотря на то, что подросток должен быть школьником, учебная деятельность теряет свое ведущее значение?
13. Охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового периода.
14. Психологические новообразования подросткового возраста.
15. Охарактеризуйте психологические реакции подростков (реакция эмансипации, реакция «отрицательной имитации», реакция группирования, реакция хобби, реакции, обусловленные формирующимися сексуальным влечением).
Литература
1. Лебединская, К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. — М., 1988.
2. Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. — М., 1997.
|
3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Воронеж, 2000.
4. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997.
5. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: метод, пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург, 1998.
6. Семенюк, А. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.; Воронеж, 1996.
7. Фельдштейн, Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 0. — С. 38—47.
Задание 1
Какие характерные особенности подросткового возраста описаны в приведенном ниже отрывке? Как потребность в общении со сверстниками влияет на учебную деятельность подростков? Какие рекомендации можно предложить учителям 6—9 классов для укрепления учебной мотивации школьников? Что необходимо знать родителям о динамике школьной мотивации?
«Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными
|
становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (Фельдштейн Д. И.).
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования взрослых к самооценке, все больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди “кодекса товарищества”. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы ни стало быть такими же, как все, с другой, желание выделиться, отличиться любой ценой, с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших “друзьях на всю жизнь”.
|
Главное значение получаемых в школе отметок для учеников третьих — седьмых классов состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Своих учителей ребята также воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний (Новикова Е. В.).
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой “нормы” — чтобы у него было “как у всех”, “как у других”. Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие “норм”.
Задание 2
О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?
«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». (М. Твен.)
«Подростки: существа, которые еще не догадываются, что и один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители»2. (Р. Уолдер, американский психолог.)
Задание 3