Виды органов исполнительной власти




Вопрос: «Правовой статус и виды органов исполнительной власти».

Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

· - Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

· - Наделены оперативной самостоятельностью;

· - Имеют, как правило, постоянные штаты;

· - Образуются вышестоящими органами;

· - Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, ФЗ и законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими НПА. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

Компетенция органов исполнительной власти –совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным КРФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов.

Виды органов исполнительной власти

По своему правовому положению органы исполнительной власти делятся на виды по следующим признакам:

а) по порядку образования;

б) по территории деятельности;

в) компетенции;

г) по способу разрешения подведомственных вопросов;

д) по источникам финансирования.

По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы:

· к первой относятся органы, образование которых предусмотрено конституциями (это правительства);

· ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на:

а) федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

б) региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т. е. на части территории России;

в) органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляющие деятельность соответственно в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

В масштабе республик действуют правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на:

Органы общей компетенции – это правительства, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных образований; ведают всеми отраслями и сферами управления.

Органы отраслевой компетенции – министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления: осуществляют руководство подведомственными им отраслями.

Органы межотраслевой компетенции – органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, и другие; осуществляют управление, имеющее межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и едино начальные.

По источнику финансирования органы исполнительной власти подразделяются на бюджетные и хозрасчетные.

Наличие государственно-властных полномочий - основной, сущностный признак, позволяющий отличить государственные органы от любых иных образований. Эти полномочия составляют стержень (центральное звено).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: