Заблудившийся рассказчик




Введение

На основе проведенной диагностики, мы можем предложить коррекционно-развивающие упражнения.

Цель программы: Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Задачи программы:

- гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой

- овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Возраст учеников программы: 15

Количество участников программы: 5

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Освоение программного материала.

 

Восприятие

Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан?

Воспроизведение геометрических фигур»

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать.

Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

4. Упражнение "Геометрические фигуры"

Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигурами. Задания учащимся: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.

5. Игра " Что в свертке"

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.

Память

Запоминательная минутка

Внизу написаны имена людей и даты, с которыми связаны некоторые события в их жизни. Вы должны три раза прочитать этот список. А потом убрать его и по памяти записать то, что запомнили.

Белый Бим Чёрное ухо

Теперь у вас есть 30 секунд, чтобы запомнить этих животных и их клички. По истечении этого времени закройте картинку и постарайтесь продемонстрировать волшебство своей памяти.

Точки

Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.

Ассоциации

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы.

Фигуры

Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.

Внимание

Штирлиц

Инструкция.

Один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в разных позах (ведущий отворачивается). Ведущий поворачивается, ему нужно запомнить позы играющих, их одежду. Запомнили? Посмотрите ещё. А теперь, ведущий, выходите из комнаты.

Играющие делают 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Ведущий должен вернуть всё в исходное положение. Если он нашёл все 5 изменений, у него хорошая наблюдательность. Если же он не может ничего исправить, то водит ещё раз.

Круги внимания

Инструкция.

Представьте себе витрину магазина. Теперь будет упражнение на расширение и сужение кругов внимания. Сначала на сужение. Первый игрок говорит слово «витрина». Следующий за ним справа называет более мелкую деталь, часть витрины, например, стол, стоящий на ней. Следующий игрок называет книгу, лежащую на ней и т.д. Итак, по команде игроки по очереди начинают произносить слова, начиная со слова «витрина», которые соответствуют всё большему сужению круга внимания, переходу его на новый уровень. Затем попробуем в обратном порядке от какой-нибудь мельчайшей детали большего целого постепенно перейти к самому целому.

Муха

Инструкция.

Для игры используется рисунок с расчерченным девятиклеточным полем 3х3 и небольшая фишка, которая выполняет роль «дрессированной мухи». Перемещение мухи происходит «вверх; вниз; вперёд; влево». «Муха выполняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля.

Вы должны следить за перемещением «мухи». Один из вас будет перемещать «муху» на реальном поле, а другой – на воображаемом, которое участник представляет перед собой. После 4-5 и более шагов ведущий даёт команду «Стоп», а его напарник должен сказать, в каком месте находится «муха». После трёх удачных ответов роли ведущего и исполнителя меняются.

Заблудившийся рассказчик

Инструкция.

Один из вас начинает тему разговора, другой – развивает её, перескакивая с одной темы на другую, стараясь запутать повествование. Затем начавший, он же является ведущим, передаёт слово любому участнику игры, поэтому все должны внимательно следить за повествованием. Тот, на кого выпал ход, должен распутать рассказ – пройтись кратко по всем темам от конца к началу. Затем сам запутывает разговор и предлагает слово кому-то ещё и так далее. Чем длиннее рассказ, тем более напряжённой работы памяти и внимания он требует.

Что спрятали

Инструкция.

Внимательно рассмотрите предлагаемые предметы в течение одной минуты (карандаш, запонки, камешки, бусы, ручки и др.) После того как их закроют, подробно опишите каждый предмет, величину, цвет. Эту же игру можно проводить и в другом варианте: предложив рассмотреть несколько предметов, затем после того как участники закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами, или наоборот, добавить.

Мышление

Классификация, анализ

Назови, объясни и перечисли:

домашних животных, диких животных, птиц, рыб, насекомых, деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, грибы, время суток, мебель, посуда, одежда, головные уборы, украшения, школьные принадлежности, имена, времена года, месяцы, дни недели, буквы, числа, сказки, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, государства, планеты, города, реки, осадки, явления природы, виды спорта, геометрические фигуры, продукты питания, крупы, ткани, бытовые приборы, части речи, члены предложения, знаки препинания, падежи, математические действия и их компоненты, математические знаки.

2. Сравнение, анализ

Сравни, чем похожи и чем отличаются:

собака и волк, береза и сирень, мальчик и старик, птица и самолет, солнце и электрическая лампочка, дом и избушка, книга и тетрадь, пианино и скрипка, шалость и драка, щекотать и гладить, город и деревня, метр и сантиметр, подлежащее и сказуемое, сложение и умножение, вертолет и автобус, весна и осень, декабрь и февраль, Россия и Япония, муха и бабочка, Москва и Хабаровск, день и ночь, снег и дождь, сок и чай, понедельник и воскресенье, молоко и творог, орел и воробей, девочка и мальчик, ель и дуб, яблоко и помидор, гитара и пианино, Солнце и Земля, плюс и минус, имя существительное и глагол и т.д.

3. Обобщение.

Назови одним словом:

Волк, лиса, заяц - … Воробей, ворона, синица - …

Дуб, береза, сосна - … Ромашка, колокольчик, астра - …

Орешник, сирень, смородина - … Лето, зима, осень - …

Утро, день, вечер - … Платье, брюки, куртка - …

Круг, квадрат, треугольник - … Дождь, град, снег - …

Корова, овца, собака - … Пшено, рис, гречка - …

Муха, бабочка, паук - … Яблоко, груша, апельсин - …

Клубника, земляника, малина - … Январь, февраль, март - …

Понедельник, вторник, среда - … Автобус, трамвай, самолет - …

Кепка, шляпа, шапка - … Тетрадь, линейка, ранец - …

Сметана, творог, кефир - … +, -,:, * - …

Вычитаемое, уменьшаемое, разность - … Запятая, точка, тире - …

Подлежащее, сказуемое - … Деление, вычитание, сложение -

Россия, Япония, Китай - … Амур, Волга, Лена, Уссури - …

Сладкий, горький, кислый - … Синий, красный, зеленый - …

Валенки, ботинки, туфли - … Бусы, кольцо, браслет - …

Санкт-Петербург, Москва, Смоленск - … Опята, лисички, подберезовики -

Хабаровск, Уссурийск, Биробиджан - … Пожарный, учитель, геолог - …

Лодка, яхта, катер - … Колобок, Буратино, Золушка - …

Имя существительное, имя прилагательное, глагол - …

4. Исключение лишнего. Анализ

Найди среди перечисленных слов одно лишнее, которое не подходит по смыслу ко всем остальным. Объясни, свой выбор.

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Огурец, репа, морковь, заяц.

5. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

6. Волк, лиса, медведь, кошка.

7. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

8. Кукла, машинка, скакалка, книга.

9. Поезд, самолет, самокат, пароход.

10. Воробей, орел, оса, ласточка.

11. Лыжи, коньки, лодка, санки.

12. Гвоздь, молоток, рубанок, пила.

13. Снег, мороз, жара, лед.

14. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

15. Река, лес, асфальт, поле.

16. Пожарный, космонавт, балерина, милиционер.

17. Парта, доска, ученик, учебник.

18. Змея, улитка, бабочка, черепаха.

19. Кисти, краски, художник, полотно.

20. Шляпа, крыша, дверь, окно.

21. Молоко, чай, лимонад, хлеб.

22. Нога, рука, голова, ботинок.

23. Молоко, творог, сметана, хлеб.

24. Час, минута, лето, секунда.

25. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

26. Платье, свитер, шапка, рубашка.

27. Мыло, мочалка, паста зубная, шампунь.

28. Береза, дуб, сосна, земляника.

29. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

30. Сложение, умножение, плюс, вычитание.

31. Приставка, корень, предлог, суффикс.

32. Имя, существительное, имя прилагательное, подлежащее, глагол.

Анализ. Сопоставление

Подумай и назови, кем (чем) это было раньше?

Цыпленок (яйцом), рубашка (тканью),

лошадь (жеребенком), ботинки (кожей),

корова (теленком), дом (кирпичом),

дуб (желудем), сильный (слабым),

рыба (икринкой), мастер (учеником),

яблоня (семечком), листок (почкой),

лягушка (головастиком), собака (щенком),

бабочка (гусеницей), свитер (шерстью),

хлеб (мукой), шуба (мехом),

шкаф (доской), птица (птенцом, яйцом),

велосипед (железом, металлом), овца (ягненком),

козел (козленком), творог (молоком).

Воображение

1. Придумайте название и описание картины. Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах».

2. Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.

 

3. Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.

 

Речь

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.

"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2.

"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3.

"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4.

"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: