Традиционные формы контроля




Формы контроля, типы и перечень контрольно-измерительных материалов.

(поручение в РК 117-431 от 11.09.2017)

 

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка сформированности компетенций.

КИМы разрабатываются для проверки/оценки уровня освоения дисциплины. В разработке КИМов принимает участие преподаватель/кафедра. Основная задача КИМ – измерить/оценить знания, умения по дисциплине.[С.В.1]

Не надо писать про то, что такое ФОСЫ, какие формы контроля бывают. Это, во-первых, не требуется по этому поручению, так как дана КОНКРЕТНАЯ задача – типы КИМ для физ.-мат. направлений. Во-вторых, очень велика вероятность допустить дилетантские ошибки. И что бы это не случилось, лучше не надо писать про это, описав только типы КИМ.

ФОСы разрабатываются для «проверки/оценки уровня/степени» сформированности компетенции. В разработке ФОСов принимают участие – руководитель ОП/работодатель (??). Основная задача ФОС – проверить уровень сформированности компетенций, как гарантию (от вуза работодателю) выполнения «нужных» трудовых функций «нужных» должностей, соответствующих определенному уровню квалификации профессиональных стандартов, указанных в Характеристике ОП. В свете принятия нового ОС СПбГУ и перехода на модульную систему образования (модуль направлен на формирование определенной(ых) компетенции(ий)), ФОСы можно проектировать помодульно, используя материалы КИМов дисциплин участвующих в формировании данной(ых) компетенции(ях) и комплексные ситуационные задания, например, задания имитирующие профессиональную деятельность.

Мое поручение (РК 117-431 от 11.09.2017) имеет название «Разработать типы КИМ для студентов физико-математических направлений». КИМ бывают двух типов, это закрытые (выбрать нужный вариант ответа из предложенных) и открытые (получить самостоятельно ответ, и либо вписать его в нужное место, либо изложить ответ с полным решением). В данной работе я остановлюсь на «Формах контроля» и перечне КИМов «вообще», а не только применительно к студентам/гимназистам физико-математических направлений (на мой взгляд, все перечисленные формы контроля и КИМы могут иметь место и для студентов физико-математических направлений – можно обсудить с коллегами надо??). При работе над документом были использованы следующие ресурсы: интернет ресурсы (например, здесь https://www.informio.ru/publications/id214[С.В.2]), ресурсы СЭДД «Дело» (РК 117-710 от 25.10.2016 «О подготовке к апробации нового ресурса СПбГУ, связанного с ФОС», РК 6424/1 от 08.06.2017 «О проведении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование учебно-методической документации, на 2017 год») и ресурсы открытого доступа на сайте СПбГУ/УМК Протокол заседания УМК Психологии №06/86-04-13 от 19.06.2017.

Традиционные формы контроля

Не надо расписывать про формы. Что они такое и так известно всем. К тому же, например, Собеседование у нас не реализовано. У нас нет такой официальной формы контроля.

Может быть лучше сразу изложить в виде таблицы, чтобы стало ясно какие ТИПЫКИМ есть.

Форма устного контроля Типы КИМ
Коллоквиум Примерный перечень вопросов к коллоквиуму
Зачет (устный) Примерный перечень вопросов к зачету Примерный перечень задач к зачету
Экзамен (устный) Примерный перечень вопросов к экзамену Примерный перечень задач к экзамену
Тест Банк примерных вопросов теста
Контрольная работа Примеры вариантов задач контрольной работы
….

 

Формы устного контроля:

  • Собеседование [С.В.3] - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. (КИМ - Примерный перечень вопросов к собеседованию по темам, разделам дисциплины)
  • Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов, т.е. формой учебных занятий. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся. (КИМ - Примерный перечень вопросов к коллоквиуму по темам, разделам дисциплины)
  • Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению. (КИМ - Примерный перечень вопросов к экзамену/зачету по темам, разделам дисциплины. Образцы билетов [С.В.4] .)
  • Доклад, сообщение [С.В.5] представляет собой продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. (КИМ - Примерный перечень тем докладов, сообщений)

Формы письменного контроля:

  • Тесты - будут рассмотрены в пункте 2 «инновационные формы контроля» (КИМ - Примерный фонд тестовых заданий)
  • Контрольные работы – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольные работы могут применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией. (КИМ - Образцы контрольных заданий по вариантам)
  • Лабораторная работа. (КИМ – Задания для лабораторной работы)
  • Эссе [С.В.6] - одна из форм письменных работ, применяемая при освоении базовых и вариативных дисциплин и формировании компетенций выпускника. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. (КИМ - Примерный перечень тем эссе)
  • Рефераты - форма письменной работы. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. (КИМ - Примерный перечень тем рефератов)

Примечание (отличие Реферата от Эссе). Реферат – это анализ прочитанной по теме литературы, состоящий из фактов, указанных в источнике, и, занимаясь написанием реферата, нельзя додумывать или искажать информацию из первоисточника своим мнением. В случае же с эссе, высказывается свое мнение, отношение к очерченной теме. В этом случае для пишущего нет каких-то ограничений. Ведь по умолчанию предлагается выразить свое отношение к теме, свое мнение, не боясь, что кто-то подвергнет его сомнению.

  • Курсовые работы [С.В.7] - более сложный вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение дисциплин (модулей), формирующих преимущественно общепрофессиональные и профессиональные компетенции. (КИМ -Примерный перечень тем курсовых работ)
  • Отчеты по практикам [С.В.8] - позволяют студенту обобщить знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных и производственных практик. (?? не знаю – Можно ли считать КИМом - Перечень тем отчетов по практикам прошлых лет??)
  • Рабочая тетрадь [С.В.9] дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. (КИМ – Образец рабочей тетради)

Технические формы контроля [С.В.10] (возможная реализация в системе Blakcboard – надо обсудить со специалистом по ВВ – кто??):

  • Программы компьютерного тестирования (КИМ – сами программы (можно указать электронный адрес, по которому они будут доступны в момент контроля) [С.В.11]
  • Учебные задачи (КИМ – образцы задач (можно указать электронный адрес, по которому они будут доступны в момент контроля) [С.В.12]
  • Комплексные ситуационные задания (КСЗ) [С.В.13] – предназначены для итоговой диагностики качества сформированности компетенций. Например, КСЗ для многоаспектной оценки качества инженерно-графической подготовки объединяют три составляющие, связанные одной профессиональной ситуацией: гетерогенный тест (базовый уровень), расчетно-графические задачи (программный уровень) и многофункциональные задания (творческий уровень). (КИМ – примерный перечень и структура КСЗ) – м.б., наверное, и не только в технической форме??
  • Электронный практикум [С.В.14] - содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. (КИМ -??, имеется ли у нас такой? М.б. это потенциальный пункт. Надо обсудить)
  • Виртуальные лабораторные работы [С.В.15] - с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. (КИМ-??, имеется ли у нас такой? М.б. это потенциальный пункт. Надо обсудить)

Итоговая государственная аттестация:

  • Итоговый государственный экзамен - в связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессионального циклов. Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера. (КИМ – примерный перечень вопросов, заданий)
  • Выпускная квалификационная работа [С.В.16] - представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении студент должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией. Возможна защита в качестве ВКР различных проектов, использование портфолио. (??не знаю – Можно ли считать КИМом - Перечень тем ВКР прошлых лет)

2. Инновационные формы контроля [С.В.17]

  • Стандартизированный тест [С.В.18] – это тест, производимый в максимально унифицированных условиях, в силу этого позволяющий сопоставить подготовку учащихся различных учебных заведений. Направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине – ситуационная задача, в текстах по русскому языку – анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля. (КИМ - Примерный фонд тестовых заданий)
  • Тест действия – в педагогике или при приеме на работу тесты действия распространены как проверка реальных профессиональных умений (напечатать на машинке или на компьютере текст, откорректировать газетную статью, измерить давление пациенту и т.д.). Предназначены, в том числе, для выявления умений выполнять работу с механизмами, материалами, инструментами. Позволяют проверить не только уровень овладения навыком, но и оценить различные качества личности и уровень формирования сопутствующих компетенций. (КИМ - Примерный фонд тестовых заданий)
  • Ситуационные тесты - требуют не произвести реальное действие, а сымитировать его. При их проведении не является необходимым наличие реальных механизмов, полевых производственных условий (реальных пациентов и т.п.). Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально. (КИМ - Примерный фонд тестовых заданий)
  • Деловая и/или ролевая игра – совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. (КИМ – Примерный перечень тем (проблем), концепций и ожидаемых результатов. Образцы) –?? это ФУЗ (форма учебного занятия) или форма контроля??
  • Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты – позволяет включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. (КИМ – Примерный перечень дискуссионых тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов)-?? это ФУЗ (форма учебного занятия) или форма контроля??
  • Кейс-метод - название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа Рассказ «кейса» должен развиваться по канонам классического повествования: иметь экспозицию, завязку, развязку, вызывать чувство сопереживания с главными действующими лицами. Проблема должна быть понятной, связанной с будущей профессиональной деятельностью студентов. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель. (КИМ - Примерный перечень заданий для решения кейс-задачи)
  • Метод проектов - представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательной творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным и групповым. (КИМ – Примерный перечень тем групповых и/или индивидуальных проектов)
  • Портфолио - под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. (КИМ – Структура портфолио)
  • Модульно-рейтинговая система - это результат совмещения двух принципов. Первый – модульная организация обучения. Учебный модуль – фрагмент программы, оформленный как самостоятельная ее часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Необходимыми элементами модуля можно считать: 1) его тему; 2) пакет учебных материалов (лекций, хрестоматий, упражнений и т.д.); 3) подробную инструкцию по их выполнению; 4) перечень знаний, умений, навыков, компетенций, которые студент должен продемонстрировать при успешном изучении модуля; 5) форму отчетности, контрольные материалы; 6) указание на межмодульные связи. Второй принцип – рейтинговая система оценки деятельности студента. Изначально предполагалось выставление оценки по унифицированной системе баллов за каждый выполненный студентом модуль и на основании общей суммы баллов определение места студента в групповом рейтинге. Но в наше время обычно в рейтинг включаются и дополнительные баллы – за участие в конференциях, научные публикации, профессиональные достижения при работе студента по специальности. (КИМ – Структура модульно-рейтинговой системы)

Свиркина Л.А.

 

 

[С.В.1]Нет, не только для дисциплин. КИМ должны быть и для проверки сформированности той или иной компетенции.

[С.В.2]Не надо упоминать такое!!! По ссылке про среднее профессиональное образование и к тому же не в ключе ФГОС 3++ и даже не ФГОС3+

В университете дают высшее образование.

[С.В.3]Нет у физмат такой формы контроля. И нельзя её – она не выглядит объективной.

[С.В.4]Нет такого КИМ и не надо

[С.В.5]Такое подходит для гуманитариев. Для физ-мат такая форма контроля не подходит.

[С.В.6]Эссе лучше из формы контроля для физ-мат убрать. Оставить только реферат.

[С.В.7]Курсовые работы будет трудно отделить от рефератов, например. Наверное, не стоит для такой формы контроля какие-то КИМ придумывать. У нас ведутся научно-исследовательские работы (НИР), а не курсовые работы.

[С.В.8]НЕТ!!!! И никаких КИМ для этого!!!!

[С.В.9]Какие рабочие тетради??? В университете!!! Ну не ПТУ мы и не пединститут.

[С.В.10]Что такое технические формы????

[С.В.11]Ерунда. Выглядит даже не грамотно

[С.В.12]аналогично предыдущему

[С.В.13]Нет для физ.-мат.

[С.В.14]Нет для физ.-мат.

[С.В.15]Нет.

[С.В.16]Это не форма контроля. И нет тут никакого КИМ

[С.В.17]то что ниже уже более 10 лет не является инновационным!!!!

[С.В.18]Нет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: