Основные события и факты




ЛЕКЦИЯ № 17 Воспитание в Древней Руси и Русском государстве

Студент должен иметь представления: О зарождение воспитания в Древней Руси

Студент должен знать: Основные позиции педагогики того времени

Студент должен уметь: разбираться в предпосылках зарождения педагогики в нашей стране

План изучения темы:

1. Органическое единство педагогики и православия

2. Основные события и факты

3. Известные деятели

1.Органическое единство педагогики и православия.

Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль, и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

Основные события и факты

863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами.

988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран.

1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Си-рахова» и др.). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.

Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»).

1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков.

1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию.

1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь.

1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией.

1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Карион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру.

3. Известные деятели

Владимир Мономах (1053-1125) Великий князь Киевский, автор "Поучения"

Киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.

"Поучение детям". Основным методом воспитания считал пример, особенно отца, которому следует подражать как образцу. Был за упрочнение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином.

Основные качества человека, которые надо формировать у детей - религиозность, уважение к старшим, братское отношение к ровесникам, милостливость к бедным, осторожность, самообладание, находчивость и хладнокровие в опасных ситуациях.

Основное умение - умение рачительно управлять своим домом. Одним из главных средств воспитания детей считал образование.

Впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности и обосновал идею деятельности.

Мономах считал, что сверхвоспитание зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включающих этикет, манеры и тон поведения.

Главное в военно-физическом воспитании - тренировка. Лучшая тренировка это охота.

Писал, что человека спасают лишь добрые дела.а не пост, не уединение, не монашество.

Кирилл Туровский (ок. 1130 - ок. 1182)

Древнерусский мыслитель, разрабатывавший проблемы познания и обучения. Развивал педагогические идеи Иоанна Златоуста. Туровский считал, что знания приобретаются человеком с помощью органов чувств, а успех воспитания основан, прежде всего, на вере в Бога.

Сергий Радонежский (1321-1391)

Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя, наставника. Благословил князя Дмитрия на борьбу с татаро-монгольским игом, разрешил монахам Троице-Сергиева монастыря Пересвету и Ослябе идти на бой с Мамаевой ордой. Способствовал укреплению авторитета монастырей как очагов образования.

 

Епифаний Премудрый (ок. 1380-1418/22) Духовный писатель и мыслитель, автор житий и посланий, раскрывающих мировоззрение Древней Руси

Первый крупный известный труд Е.П. – «Житие Стефана Пермского» (написан вскоре после 1396 – года смерти Стефана), посвященный епископу Перми, просветителю коми, создавшему азбуку для местных жителей. «Житие» содержит размышления о жизни и подвигах Стефана, изображение контрастных экстатических состояний самого героя, его противников и сторонников. В 1417-1418 годах Е.П. начинает работу над «Житием Сергия Радонежского», основателя Троице-Сергиева монастыря. В одном из эпизодов «Жития» рассказывается о сборах Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Второе сочинение отличается от первого силой лирического чувства, интересом к пейзажу, более частым употреблением просторечных слов и выражений. Оба сочинения – характерные образцы житийной литературы 14-15 веков (см. Жития). На Е.П. оказали влияние произведения южнославянских книжников. Характерными чертами стиля Е.П. являются риторика и лирическая напряженность, витиеватость словесных образов, восходящих преимущественно к церковно-книжной символике, обилием тропов, синонимов, сравнений, ритмических повторений, что сам автор определяет как искусство «плетения словес». Е.П., по видимому, принадлежат также введение к Тверской летописи, письмо тверскому игумену Кириллу, «Сказание Епифания о пути в святой град Иерусалим».

Нил Сорский

(ок. 1433-1508) Церковный и общественный деятель. В его литературном наследии большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей

Архиепископ Геннадий (ок. 1410 — 1505)

Новгородский архиепископ, автор знаменитого письма 1500 года о малограмотности священников, которые не в состоянии правильно читать богослужебные книги. Это письмо заставило задуматься высшее духовенство о подготовке более образованных священнослужителей.

Максим Грек (1475-1556)

Публицист, богослов, переводчик, просветитель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на становление русской науки о языке.

Иван Федоров (1510-1583)

Основатель книгопечатания в России и на Украине, просветитель. Автор первой славянской «Азбуки». Систематизированная им практика начального обучения бытовала на Руси на протяжении полутора веков. Обучение грамоте рассматривал как дело семейное.

Епифаний Славинецкий (1600-1675) Педагог, просветитель, представитель византийско-русского подхода к воспитанию

Автор «Рассуждения об учении греческому языку», переводчик «Гражданства обычаев детских». Выпускник Киевской академии, руководитель училища при Андреевском монастыре в Москве. Настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Стремился уйти от крайностей греко-латинского и православно-старообрядческого направлений, сочетая их лучшие достижения.

Протопоп Аввакум (1620/21-1682)

Представитель старообрядческого подхода к воспитанию. Осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинством русской педагогической традиции считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомудрия».

Федор Ртищев (1626-1673) Воспитатель царя Алексея, основатель училища при Андреевском монастыре, представитель византийско-русского подхода к образованию

Симеон Полоцкий (1629-1680) Церковный и общественный деятель, педагог, писатель

Учитель царевичей Алексея, Федора и царевны Софьи, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской академии. Автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь риф-мотворная», «Обед душевный». Высказал идею о делении жизни на пять этапов. Главную задачу воспитания возлагал на родителей. Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др.

Карион Истомин (1639-1717) Просветитель, педагог, поэт, переводчик

Автор ряда учебных книг со стихами и иллюстрациями к сведениям из различных наук. Учитель цесаревича Петра Алексеевича.

Братья Лихуды - Иоаникий (1639-1717) и Сафроний (1652-1730).

Педагоги, публицисты, просветители, организаторы Славяно-греко-латинской академии в Москве

Составители учебников по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, в которые включили ряд методических указаний. В преподавании стремились учитывать национальные и возрастные особенности учеников. В академии применяли методы взаимного обучения.

Сильвестр Медведев

(1641-1691) Духовный писатель, придворный поэт, ученик СимеонаПолоцкого

Отстаивал идею ориентации русской культуры на западноевропейское просвещение, руководил школой Спасского монастыря.

Петр I (1672 - 1725)

Царь Московский из династии Романовых и первый император всероссийский

Петровские школы и академия отражали тенденцию приобщения России к западноевропейской секуляризованной культуре, науке и образованию.

Придя к власти Петр I начал образовательные реформы.

Все должны быть специалистами в области точных наук.

Низшими школами были цифирные школы, затем Петр открыл гарнизонные и адмиралтейские школы, школы математических и навигационных наук, инженерные школы. Открылись первые мед.учереждения и школы, анатомический театр, лекарский огород (аптека).

Была ликвидирована монополия церкви на образование. В реформировании церковного образования первенствовал Феофан Пратокович: нужно всемерно распространить грамотность среди крестьян.При каждом архиерейском дворе должна быть своя школа. В ней будущие священники должны получать знания (политико-географические).

Не каждый человек может быть учителем. Учитель должен быть, здоровым.

Сподвижники Петра I: Посошков, Татищев, Салтыков.

Посошков Иван Тихонович (1652-1726)

Создатель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Стремился соединить идеи государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания. Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Книга "О скудости и богатстве".

Основные мысли: распространение грамотности среди населения, создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Это является основным путём к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры.

Предлагал организовать общедоступные школы для крестьян, но эти идеи не были приняты во внимание. Пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением как государственная школа.

Главной задачей считал "книжное научение", а основными языками обучения латинский и польский.

Но он требовал от учащихся критическое отношение к латинским учебным книгам. Достижения светской западноевропейской науки советовал рассматривать с позиции православной традиции.

Магницкий Леонид Филиппович (1669-1739) Педагог, математик

Автор наиболее популярного в России учебника «Арифметики» (1703). С 1701 г. преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве. Внес огромный вклад в методику светского школьного обучения. Математика изучалась последовательно по принципу от простого к сложному, теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты - с профессиональной подготовкой. В процессе обучения Магницкий широко применял наглядные средства обучения (макеты, таблицы).

 

Практическое занятие – нет

 

Самостоятельная работа - нет

 

Литература:

1. Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.

3. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010

4. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000

Дополнительная литература:

1. «Домострой»

2. Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»

3. Епифаний Славинецкий «Рассуждения об учении греческому языку», «Гражданство обычаев детских».

4. Мономах В. «Поучение Владимира Мономаха детям»

5. Полоцкий Симеон «Букварь языка славянского», «Псалтырь рифмотворная», «Обед душевный».

6. Посошков И.Т. «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве»

7. Святослав «Изоборник Святослава»

8. Федоров И. «Азбука»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: