Деревья – защитники и помощники.




 

Во времена, когда люди еще верили в магию и жили в согласии с природой, деревья были не только божествами и опасными великанами, но и заступниками, и помощниками человека. Например, без участия берёзы не мыслимы были любовные дела, а жизнь женщины полностью контролировали банановые кусты.

Пережитки культа деревьев и остатки веры в магическую силу этих самых больших растений по сей день сохраняются в Европе, видны они, конечно, только опытному взгляду. Такому, например, как взгляд знаменитого исследователя магии и религии Джеймса Джорджа Фрэзера, который ещё несколько десятилетий назад с лёгкостью находил и описывал магические обряды своих современников. Он пишет о традиционном поклонении деревьям в Уэльсе на праздник Мая и на Троицу. В канун праздника Мая – главного события весны – жители Уэльса (особенно этим славились жители местечка Пембрукшир) собирались в большие группы, неся в руках большие цветущие ветви боярышника. В эти ветви старались вплести и другие весенние цветы, чтобы они были как можно более яркими. Процессия двигалась по городку и прикрепляла украшенные ветви к ставням и рамам окон всех домов. При этом заранее в разных частях городка были установлены, так называемые майские деревья, украшенные цветами, кусочками цветной бумаги, фольги и лентами. Юноши приглашали девушек потанцевать вокруг этих деревьев и, как это называется по-английски, „продевали нитку в иголку”. Человек сто постоянно переходили от одного дерева к другому. Еcли две группы, идущие в противоположных направлениях, встречались, то они чаще всего сливались, вместе танцевали, а затем расходились. Именно в такой дружеской и отчасти романтической обстановке проходил праздник Мая ещё совсем недавно.

К слову, любовное значение ритуалов с деревьями было далеко не последним. Например, в Уэльсе Майское дерево называли Бедвен, потому что делали его всегда из берёзы. Это дерево на местном диалекте так и называется – бедвен. А ещё это слово обозначает нежные чувства. Как и сама берёза, это символ любви. Издавна было известно, что если девушка дарит молодому человеку берёзовую ветвь, то она готова принять его ухаживания. Игры вокруг Майского дерева часто помогали молодёжи познакомиться.

Часто Майское дерево старались выкрасть из соседней деревни (как у многих народов принято поступать с невестой). Но такого рода воровство никогда не считалось чем-то зазорным, наоборот, вор становился героем дня, его поступок воспринимался как подвиг. Так как считалось, что для своей деревни он добыл красоту, тепло весеннего солнца и надежду на большой урожай.

В Тоскане в старые времена „молодые влюбленные в первую ночь мая сажали перед дверями домов своих возлюбленных ветку, увешанную подарками”. Эта традиция живет и по сей день с одной лишь незначительной разницей: теперь ветку просто дарят, напевая что-нибудь любовное.

Чем дальше от Европы, тем больше магии можно увидеть в отношениях людей и растений. Жизнь людей и растений неразрывно связана, к примеру, в Либерии. Там повсеместно считают, что женщина связана и полностью контролируется банановыми деревьями. Когда рождается девочка, но для неё выбирают молодое банановые дерево, которое становится её „двойником”, запасным вместилищем её души. За деревом тщательно ухаживают, чтобы рост девочки шёл параллельно росту деревца. В Либерии верят, что если дерево зачахнет, то и девочка непременно заболеет.

Есть на земле деревья от которых в буквальном смысле слова зависит жизнь целых народов. В районе Селео в Северной Новой Гвинее есть одно такое очень старое дерево. Туземцы верят, что с ним напрямую связана их жизнь. Когда им пришлось продать немцам землю, на которой растёт это дерево, они выдвинули лишь одно условие – дерево должно оставаться на месте в любом случае. Ибо если дерево не будет оберегаться должным образом, по их представлениям, уничтожен будет весь их род.

Древние люди были связаны с природой настоящей „пуповиной”, не зря на месте, где закапывали этот орган часто сажали дерево (чаще всего кокосовую пальму), которое считали родным братом. Сегодня, разумеется, у человека современного такого родства нет. Возможно, по этой причине человек в нашем мире чувствует себя всё более и более одиноким. У нас нет больше „братьев” и „сестёр”, вросших корнями вглубь земли и способных, если не защитить человека, то хотя бы дать надежду на возможность такой защиты.

Нам не жалко дерева, увы…

В закономерном непреклонном симбиозе

Дыхание деревьев и людей:

Живёт народ в слепой упрямой прозе;

И дрéво без убийственных идей.

Мы дышим тем, чем дрéво выдыхает,

Оно же дышит тем, чем выдыхаем мы.

И дерево во всём нам помогает,

Но нам не жалко дерева, увы…

18 декабря 2009 г.

Стихи из книги стихов „отРаЖеНие” Сергей Иванович Юферев.

 

Древляне, связь человека с деревьями



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: