Фобия – немотивированный страх к несуществующей мнимой или преувеличенной угрозе, который разрастается со временем.




Немотивированный страх - страх, вызванный не внешними осознанными опасностями, а тем или иным психологическим дисбалансом в сознании человека. Например, беспокойство по поводу темноты, по поводу возможного безденежья и т.п. Немотивированный страх - источник неоправданного стресса, который изматывает человека и наносит существенный ущерб его здоровью. Человек, одержимый страхом очень часто страдает и депрессивными расстройствами.

 

Страшное - всегда относительно, страшное - это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей. С этой точки зрения всё "страшное" - только субъективно и в этом смысле - надумано. Страшное - это картинка мира, оцениваемая как страшная, как то, чего надо бояться.

Однако то, что является правдой для головы, не всегда является правдой для тела и чувств. При всей относительности "страшного", понимаемой умом, в чувственной жизни для конкретного человека вдруг налетевшее Страшное - оказывается страшной реальностью.

На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно. Можно трусить, не испытывая сильного чувства страха, и можно действовать смело на фоне сильнейшего внутреннего страха. Есть объективная ситуация, есть наши чувства - и есть наше поведение, которое у взрослого человека определяется не только чувствами.

Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) - это реакция инстинкта самосохранения на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей - результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям…

Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи.

Как вылечить фобию? Образ можно "разбить", если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее - даже в оригинале - задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.

Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит - ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. "А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи - как. " - таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и все - чудо, - он его не боится, начинает смеяться. Удивляется - чего вообще он так пугался?

https://www.psychologos.ru/articles/view/strahzpt_strashnoe

https://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_straha

https://www.psychologos.ru/articles/view/nemotivirovannyy_strah

https://www.psychologos.ru/articles/view/fobiya

https://www.psychologos.ru/articles/view/prichiny_fobiy

https://www.psychologos.ru/articles/view/bystroe_lechenie_fobiy

https://www.psychologos.ru/articles/view/analiz_i_svyazi_ponyatiya_strahi

https://www.psychologos.ru/articles/view/trevozhnost

 

Обида - это событие, которое оценивается как несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса, факт оскорбительного отношение. Чувство обиды - переживание этого события, а именно чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнёра. Еще раз: обида - это вовсе не чувство, это житейская ситуация, такая же как "зарплата" или "опоздал". А чувство обиды - да, это чувство, эмоция, состояние и переживание, которое легко узнать и изнутри, по характеру переживания, и снаружи по рисунку лица, характеру интонаций и особенностям поведения.

Обиды - не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. Чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить. Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждут, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Если родители ищут поводы ребёнку посочувствовать и ребёнка пожалеть, они эти поводы найдут, ребёнка обижаться научат и скоро будут утешать постоянно обижающегося ребёнка. Для детей, обида - естественное средство давления на близких людей - родителей, друзей, братьев и сестёр. Взрослея, люди начинают понимать, что обида - не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Как правило, среди взрослых людей обижаться глупо и неэффективно. Однако взрослеют не все, и многие вроде бы взрослые люди продолжают жить обидами, разрешают себе обиды. Это - продолжающееся детство,

Основа жизни без обид - реалистичные ожидания, склонность к мирному и разумному решению вопросов и контакты не с абы какими, а такими же разумными и воспитанными людьми.

https://www.psychologos.ru/articles/view/ya_obidelsya._obida_i_chuvstvo_obidy

https://www.psychologos.ru/articles/view/zhizn_bez_obid

 

Страдание - болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей. Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.

Страдание как чувство - (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания - обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе. Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.

Люди переживательного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют временем и глубиной страдания при ее потери.

Люди деятельного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют готовностью добыть и бережностью в использовании.

Какова природа чувства страдания? Чаще всего это выученное поведение, иногда имеющее целью (условной выгодой) привлечение внимания, когда-то оправдание или самооправдание - через убеждение себя или других в том, что потеря была ценима, и нередко является игрой на жалость. Если ребенок расстроился и расплакался, когда разбил чашку - его не накажут. А если не расстроился…

Страдать даже в трудных ситуациях не обязательно, есть более удачные способы поведения.

Господь дал мне три замечательных качества:
Мужество бороться там, где есть шанс победить,
Терпение - принять то, что победить не в силах и
Ум - способность отличать одно от другого.

И еще раз: посмотрите далее статью Душевная боль.

 

https://www.psychologos.ru/articles/view/stradanie#stradanie_kak_chuvstvo

Жалость - сострадание к милым, малым и больным (несчастным). Жалость - боль при виде несчастья другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо.

Именно болью, душевной болью, жалость отличается от готовности помочь. Спокойная, деловая помощь - деловая и без боли. А за жалостью всегда стоит боль. Собственно, человек потому так и рвётся помочь, что у него самого в душе больно от того, что он видит, и ему трудно эту боль терпеть. И чтобы избавиться во многом от собственной боли, он хочет помочь.

Готовность помочь - отношение взрослый-взрослый. Жалость - отношение ребёнок-ребёнок. Просить жалобно - просить помощи и сострадания, из позиции ребёнка, а желание, чтобы тебя пожалели – проявление беспомощности​. Любопытной разновидностью жалости является жалость к себе. Жалость к себе - очень энергоёмкое переживание. Когда люди себя жалеют, на это обычно уходит сил и энергии больше, чем требуется для того, что просто поправить ситуацию: поставить цель и предпринять шаги к ее осуществлению.

Вместо жалости можно уделить внимание и переживание проблемы превратить в работу над ошибкой. Вместо жалости можно просто спокойно, по-деловому помочь.

Если человек живёт в естественной и умной любви и заботе о жизни, себе и окружающих, жалость ему не нужна, и он не унижает ею окружающих. "Плакаться в жилетку" - да, это позиция Жертвы. Если пару минут и с юмором - когда-то это можно, а чтобы часто и всерьёз - нет, взрослые и сильные люди этого не позволяют. И суть не в том, чтобы запретить выражать свои чувства и не доверить свои страдания, а в том, чтобы не опускаться до негативных чувств и тяжелых страданий. Всегда держать внутреннее Хорошо - это норма жизни.

https://www.psychologos.ru/articles/view/zhalost_i_gotovnost_pozhalet_-_eto_horosho_vop_zn_

https://www.psychologos.ru/articles/view/sostradanie

https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrennee_horosho

https://www.psychologos.ru/articles/view/pravda_li_bespomoschen_bespomoschnyy_chelovek_vop_zn_

https://www.psychologos.ru/articles/view/mir_vrazhdebenzpt_vrazhdebnyy_i_temnyy_mir

Жертва

Две главные характеристики роли и состояния Жертвы - страдание и беспомощность. Из страдания и беспомощности вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, а когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в её страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Состояние Жертвы - это всегда негатив, деструктив и безответственность, настоящий детский сад человека в разобранных чувствах.

"В моих действиях всегда виноваты другие". Действительно, "А что я могу поделать, если они…?"

Агрессия чередуется с аутоагрессией, в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры, где пассивная и активная форма чередуются и дополняют друг друга:

Состояние Жертвы - это состояние беспомощного Ребёнка, оказавшегося во враждебном мире и действующего из последних сил. Отсюда его действия и три основные проблемные роли (иногда - жизненные сценарии): Жертва преследований, Преследователь нечестивых и Спасатель - см. Треугольник Карпмана.

Эти проблемные сценарии воплощаются (разыгрываются) самыми разными ситуативными ролями: Беспомощная Жертва, Несчастная Жертва (тут свои варианты: Страдалец, Мученик, Инвалид, Травматик), а также близкими к состоянию Жертвами ролями Дурик иХулиган. Мужчины чаще разыгрывают Собаку сверху, женщины - Собака снизу.

Состояние Жертвы переживается и транслируется комплексом разнообразных эмоций, среди которых обычно страдание, страх, обида, возмущение, демонстрация своей беспомощности. Типичные признаки поведения жертвы:

· Состояние - беспомощность (смотрю растерянным взглядом), временное отупение (уход в другие темы, трудности с ответами на простые вопросы, а вернее отключение головы), зацикленность на прошлом.

· В делах - отказ от части своих прав, в целом бездеятельность (сложил ручки, скучаю).

· В отношениях - игра в молчанку (замыкание в себе, отмалчивание), демонстрация обиды (отводить взгляд, надуть губки, хмуриться, громко вздыхать, состроить мордочку в стиле «Не подходите ко мне - я обиделся» и т.д.).

· В общении - оправдания себя ("А что я мог поделать?") и обвинения, наезды на другого. ("А вот ты…", "А когда ты…"), в целом – Словарь жертвы.

У Жертвы свой, специфический, узнаваемый словарь: "Меня это ужасно расстраивает". "Мне все это надоело". "Ты не представляешь, как я страдала". (Негатив). "Я не могу". "Я не знаю". "Почему это всё время случается именно со мной? " (отсутствие конструктива). "Меня заставили". "Я ничего не могу с собой поделать". "Вы действуете мне на нервы". (Безответственность), Смотри Словарь Жертвы

 

https://www.psychologos.ru/articles/view/zhertva_dvoe_zn__sostoyaniezpt_rolizpt_manipulyativnye_igry

https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy_scenariy

https://www.psychologos.ru/articles/view/treugolnik_karpmana

https://www.psychologos.ru/articles/view/slovar_zhertvy

https://www.psychologos.ru/articles/view/agressorzpt_presledovatelzpt_hischnikzpt_sobaka_sverhu

https://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnaya_i_passivnaya_forma_sostoyaniya_zhertvy

https://www.psychologos.ru/articles/view/parazitzpt_zhertva_i_drugie_mucheniki

https://www.psychologos.ru/articles/view/muchenik

https://www.psychologos.ru/articles/view/invalid_dvoe_zn__osobennost_tela_ili_sostoyanie_dushi_vop_zn_

https://www.psychologos.ru/articles/view/travmatik

Смотри так же наши статьи на тему жертвы:

https://kob-media.ru/?p=9003 и https://kob-media.ru/?p=17346

 

Самооценка - то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

За низкой самооценкой могут стоять самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может - страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, "якобы низкая самооценка". Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осознанная игра, иногда - неосознанная психологическая защита, иногда - философия жизни.

https://www.psychologos.ru/articles/view/samoocenka

https://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki

https://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatnaya_samoocenka

 

Злость - состояние, когда хочется всех убить, все испортить, разрушить, уничтожить, отомстить. Более вежливо такое состояние называют гневом.

Злость лучше всего выбрасывать, выбрасывая реальное физическое напряжение и агрессию. Что касается желания адресного выброса злости, то это лучше делать не реально, а метафорически. Например, у клиента злость на отца. Психотерапевт просит представить отца, этому образу высказывается все, что не было высказано тогда (и часто это не только высказывается, но и выражается всеми подходящими способами). Часто за злостью, как его причина, стоит стыд или любое другое недовольство собой.

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гнев вызывается широким кругом ситуаций - те, что человек оценивает как возмутительное, безобразное, ужасное, неподобающее. Гнев делается, чтобы вызвать страх, стыд и подчинение. Гнев, как правило, создает негативную мотивацию у того, на кого он направлен. Одновременно гнев ухудшает отношения.

https://www.psychologos.ru/articles/view/gnev

https://www.psychologos.ru/articles/view/kak_pobedit_pristupy_gneva

Месть - намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Отомстить - это желание ударить так же или сильнее того, кто нас задел - в отличие от "ответить", задача которого скорее остановить наезд в нашу сторону.

Бытовая месть - месть необдуманная и импульсивная, самый распространенный вариант мести. Масштабы такой мести сильно различны: от "наговорить гадости про тебя за то, что ты сболтнул про меня" до "проколоть шины" или "набить морду".

Как чувство, месть настояна на обиде, ненависти, злости. Мстят, чтобы не чувствовать себя проигравшим, слабым или обделенным. "Я отомстил, другому хуже, значит я победил".

Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонность призывать на помощь месть. Ощутив свою никчемность, неприязнь и обиду, дети испытывают желание выместить все это на ком-нибудь. Иногда месть может иметь более изощренный характер, чем в этом примере. Ребенок, впавший в отчаяние, способен в открытой форме навредить как себе, так и другим.

Месть неэффективна. Как только люди начинают друг другу мстить - отношения заходят в тупик. Начались мстюльки - все, правых и виноватых не разберешь, все оказывается в одной страшной куче.

Тот, кто начинает заниматься делом, перестает заниматься местью. «Сильные - прощают, слабые - мстят».

https://www.psychologos.ru/articles/view/mest_i_zhelanie_otomstit_dvoe_zn__chem_strashneezpt_tem_zhelannee

Гордыня - уверенность человека в том, что он сам является единственной причиной его успехов.

Гордыня - проявление неблагодарности. Наши успехи создавались родителями, которые нас воспитали, обществом и культурой, в которых мы росли. А что касается шурупа, то мне помогла не только отвертка. Мне помогло то, что мое сердце продолжало биться, глаза продолжали видеть, то что не случилось наводнения и землетрясения, — многие обстоятельства были на моей стороне. Спасибо им!

Поэтому гордыня - проявление глупости и бестолковости. Умные люди имеют голову, чтобы помнить об обстоятельствах и людях, участвующих в их успехах.

https://www.psychologos.ru/articles/view/gordynya

 

С точки зрения Концепции общественной безопасности, гордыня – является следствием атеизма (недоверия Богу) и проявляется через Я-центризм, главным нравственным постулатом которого является утверждение:

Всякое мнение, не совпадающее со мнением, а равно с личным опытом индивида «Я-центриста», в большей или меньшей мере ошибочно или ложно; наиболее близким к объективной истине является собственное мнение индивида, а также и его личный (в том числе и не формализованный) опыт.

Подробнее смотри в записке «Свет мой зеркальце» https://kob-media.ru/?p=2025

 

Эгоизм - (от «я») - отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь). Когда все, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.

Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди - другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.

Альтруист - человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на безсознательных уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.

https://www.psychologos.ru/articles/view/egoizm

https://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm

https://www.psychologos.ru/articles/view/tvorec

https://www.psychologos.ru/articles/view/razumnyy_egoizm

https://www.psychologos.ru/articles/view/altruizm_-_antipod_egoizma._stoit_li_svyazyvatsya_s_altruistami_vop_zn_

Если рассматривать разумный эгоизм с позиций типов строя психики, то это демонический тип строя психики, альтруизм похож по описанию на человечный, только вот о причинах такого поведения альтруиста у психологов ничего не сказано… О типах строя психики смотрите здесь: https://kob-media.ru/?p=232

 

Воля

Волевое поведение противопоставляют полевому поведению. Полевое поведение - поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями. О волевом поведении говорится, когда у человека есть внутренний стержень, если человек помнит свои планы и у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности, несмотря на трудности, помехи, отвлечения.

https://www.psychologos.ru/articles/view/volya

В данной статье под волей понимается несколько разных явлений – в частности программы поведения, заложенные кем-то другим и неосознанные самим индивидом или животным – это тип строя психики зомби и животный. Однако, если мы рассматриваем волю как способность осознанно самому ставить цели, делать выбор и прилагать усилия для достижения этих целей, то тогда волей обладают только демонический и человечный тип строя психики. Разумеется, это свойство периодически проявляется у всех людей, а типы строя психики и мотивация поведения могут меняться как в течении всей жизни, так и по несколько раз в день, что делает разделение по этой классификации условным (по преимуществу преобладания в психике той или иной составляющей).

https://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_volizpt_proyavlenie_voli

https://www.psychologos.ru/articles/view/volya_-_nauchnaya_teoriya

https://www.psychologos.ru/articles/view/volya_i_len

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: